Мастер-класс "Использование проектной технологии в развитии детской инициативы"
методическая разработка

Зимагулова Татьяна Михайловна

Материал для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Т.М. Зимагулова МБДОУ «ДСОВ № 47»

Мастер-класс

«Использование проектной технологии

в развитии детской инициативы»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов; ознакомление вновь прибывших педагогов с проектной технологией; отработка практических навыков по представленной технологии.

Оборудование и материалы: мультимедиа, мольберты, лист голубого цвета А3 для входящей рефлексии, картинки «воздушные шарики» красного, желтого, зеленого цвета (три шарика разного цвета для каждого педагога), лист голубого цвета с изображенным на нем воздушным шаром с корзиной, фломастеры трех цветов (красный, желтый, зеленый), клей, салфетки.

Программа мастер-класса

Этапы

Задачи

Приемы введения

Настрой на предстоящую деятельность – коммуникативная игра

«Ты классный педагог, потому что ты…»

Погружение в тему

- Актуальность проблемы

-Обоснование основных идей

- Входящая рефлексия «Воздушные шары»

-Диалог «Определение понятий»

Представление технологии

Описание технологии

- Основные характеристики метода проекта

- Деятельностный подход

Имитационная игра

Демонстрация приемов

Игра-паутинка «Создаем проект»

Моделирование

Совместная работа в микрогруппах

Разработка плана-проекта по предложенным темам

Итог мастер-класса

Рефлексия мастер-класса «На большом воздушном шаре»

Уважаемые коллеги! Прежде чем мы с вами начнем нашу сегодняшнюю встречу, предлагаю поиграть в коммуникативную игру «Ты классный педагог, потому что ты …»

Возможность высказать свое мнение, поступить по своему в той или иной ситуации, сделать первый шаг навстречу новому знанию, думать о том, какие открытия тебя ждут за неизведанными горизонтами – это удел людей любознательных и наблюдательных. Все важные научные открытия были сделаны людьми, стремящимися наблюдать и экспериментировать, проявляющими самостоятельность и инициативу в своем деле.

Развитие такого качества, как инициативность, является одной из важных задач в воспитании ребенка. Во ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе дошкольного детства указываются следующие возрастные характеристики детей:

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности и самостоятельности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Детскую инициативу мы характеризуем как целенаправленную деятельность, инициированную самими детьми, направлена она на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитии и образование. Задача взрослых, окружающих ребенка, поддерживать детскую инициативу в различных видах детской деятельности.

Одной из форм работы в ДОУ, содержащих в себе многообразие видов детской деятельности, а также методов и приемов, направленных на поддержку детской инициативы являются различные проекты.

Входящая рефлексия «Воздушные шары»

Но прежде чем мы начнем подробный разговор о методе проектов, предлагаю запустить в небо воздушные шары:

  • Если вы не имеете представления о проектных методах, запустите в небо красные шары;
  • Если вы имеете представления о проектных методах и иногда используете их в работе с детьми, то запустите в небо желтые шары;
  • Если же вы активно используете метод проектов в работе с детьми запустите в небо зеленые шары.

Авторами метода проекта выступают Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Л. С. Киселева и др. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

С точки зрения Н. А. Виноградовой, Е. П. Панковой, под проектной деятельностью понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.

Для поддержки детской инициативы дошкольников в работе нашей группы активно используется проектная деятельность. Роль взрослого – развитие и поддержка познавательной активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Метод проектной деятельности необходимо использовать в работе дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым, вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В ходе совместной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе.

Метод проектов в нашей группе играет заметную роль. Независимо от возрастной группы – дети принимают активное участие в различных проектах. Родители воспитанников с удовольствием вовлекаются в проектную деятельность, зачастую становясь нашими незаменимыми помощниками.

Примерами таких проектов являются «Новоселье в нашем доме», «Первые шаги в страну Здоровья», «Осень листьями шуршит», «В гостях у сказки», «Зимушка-зима, много снега намела», «Наша сила в единении народа», «У всех на свете есть права!». Это лишь небольшая часть, проведенных в нашей группе «Подсолнушки», проектов.

Можно с уверенностью сказать, что использование метода проектов в нашей группе позволила сблизить всех участников между собой. Став субъектами образовательной деятельности, дети получили возможность проявлять инициативу в различных видах детской деятельности, а родители смогли изнутри увидеть работу ДОУ и принять в ней активное участие, а также поближе познакомиться с родителями других воспитанников. Для педагогов, участие в проектной деятельности, явилось неким мостиком на пути к доброжелательному общению и открытости со стороны родителей и обнаружению новых личностных качеств их воспитанников.

Имитационная игра «Создаем проект»

Участникам встречи предлагается совместными усилиями создать проект по предложенной теме, наполняя его различными видами детской деятельности.

Моделирование «Разработка плана-проекта по предложенным темам»

Участники мастер-класса объединяются в микрогруппы и разрабатывают проекты по предложенным или самостоятельно выбранным темам, затем представляют свои работы.

Таким образом, проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые боятся высказать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ, проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Рефлексия «На большом воздушном шаре»

Спасибо, уважаемые коллеги, за ваш труд! А сейчас прошу украсить в различные цвета наш большой воздушный шар под названием «Метод проектов», который готов отправиться в путь. От того, в какие цвета он будет выкрашен, зависит высота и дальность его полета.

  • Если наша сегодняшняя встреча не убедила вас в необходимости использования метода проекта, то украсьте наш шар в красные цвета;
  • Если вы решили частично использовать метод проектов в своей работе, то украсьте наш шар в желтые цвета;
  • Если наша сегодняшняя встреча убедила вас в необходимости использования метода проекта в работе с детьми и вы будете активно применять его в своей практике, то украсьте наш шар в зеленые цвета.

Спасибо, уважаемые коллеги за вашу активность на сегодняшней встрече!

Список литературы

1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. — 112 с.

2. Виноградова Н. А., Панкова Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] –М.: Айрис - пресс, 2008-208 с.

3. Данюкова Е. П. Вы любите проекты?: Об использовании метода проектов в дошкольном учреждении [Текст] / А. Данюкова // Обруч: Образование, ребенок, ученик. - 2001. - N 4. - С. 11-13.

4. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009,с. 9-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности (проектная деятельность)»

Актуальность данной темы В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также услови...

Семинар-практикум «Развитие детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами....

Консультация "Педагогические технологии в развитии детской инициативы"

Консультация содержит материал по педагогическим технологиям, подходам в развитии детской инициативы...

Статья "Использование проектной технологии в развитии детской инициативы"

Материал для педагогов ДОУ, раскрывающий тему проектной технологии и развития детской инициативы во время проектной деятельности с детьми....