Творческий проект "Элементарное музицирование с дошкольниками"
проект (старшая, подготовительная группа)

МАГОМЕДОВА ОКСАНА ИЗАМУТДИНОВНА

Проект Разработан для старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад «Брусничка»

Педагогический проект

"Элементарное музицирование с дошкольниками"

 

 

Музыкальный руководитель:

Магомедова О.И.

 

Пояснительная записка

 

 Давайте спросим себя: что будет делать ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? 

 Конечно, он непременно его возьмёт и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доведя до полного изнеможения педагога. Затем ребёнок будет бегать с ним и прыгать. И это всё не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.

  Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

 

 Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм)

. Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

 Техническая лёгкость игры на шумовых ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшим импровизациям.    

     В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха:

  звуковысотный,

  метроритмический,

  ладогармонический,

  тембровый, 

 динамический

  чувство музыкальной формы.

 

 Кроме этого музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.

 

 Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

 

 Особый акцент надо выделить на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте.  Так как игра в оркестре даёт положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. 

 

    Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.

   Детям нравится играть те же самые произведения, которые

они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению.

 

 Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность,робость, неуверенность в своих силах

                                                            . Актуальность

 

. В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять пока удовлетворительное решение не будет найдено». 

      Одним из направлений музыкальной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование. Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли.

 

Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива. Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование

. В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов   в работе с детьми с целью активизации музыкального   развития и творчества детей

. Выбрав тему по самообразованию «Элементарное музицирование», я более детально приступила к ознакомлению и изучению соответствующей методики и литературы. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»

 

. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.

 

   . В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных распространённых более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».

 Слово «Schulwerk», понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии».

      Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать её в реальном, живом действии, в процессе музицирования. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуальнотворческих сил, развитие природной музыкальности.

      Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

     Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитаниядетей дошкольного возраста.  Подобный подход получил распространение во всём мире. Если учесть общеизвестное утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии». По мнению К. Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на музыкальном занятии в роли активного участника.  Карл Орф был убеждён, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребёнка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.      

    В основе проекта «Элементарное музицирование с дошкольниками» лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец – импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация).

 

 Принципиальная новизна работы по проекту состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной. Проект предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.     

   Для реализации проекта используется широкий спектр музыкальных инструментов и, как следствие проявление музыкальных и творческих возможностей детей. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми).  С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.     

  Проект «Элементарное музицирование с дошкольниками», служит как средство самовыражения дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Проект используется как вариативная часть общеобразовательной программы дошкольного учреждения в образовательной области «Художественноэстетическое развитие».

 

В основу проекта лёг систематизированный материал, основанный на малых формах детского фольклора: потешки, считалки, дразнилки, прибаутки, скороговорки, детские песенки, хороводные и календарные песни, колыбельные.

 

 

                                    ПАСПОРТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 Цель: Научить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования, формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения

 

Задачи:

Развивать у детей ритмический слух: повторять ритм по показу педагога, придумывать самостоятельно ритмический рисунок;

 Определять музыкальные жанры: марш, песня, танец; уметь давать характеристику произведения;

 Формировать у детей понятие звуковысотного слуха: низкий, средний, высокий; динамические оттенки: тихо, громко; мажорный и минорный лад;

 

 Различать на слух тембр разных инструментов: дудочки, металлофоны, ксилофоны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, аккордеон;

 

 Учить детей простейшим стихотворно-песенным импровизациям на основе знакомого текста или мелодии: колыбельная, песня, марш;

 Развивать фантазию детей при передачи танцевальных движений под аккомпанемент детей - музыкантов, со сменой танцоров и музыкантов поочерёдно;

 Уметь раскрывать игровые образы через ритмопластику;

 Слушать и понимать двухчастную форму произведения;

 Прививать любовь к музицированию и коллективному творчеству, постоянно поддерживать интерес к игре на шумовых инструментах;

 Знать музыкальные термины: вступление, окончание, тутти (игра вместе), партия, соло, сильная доля такта, дирижёр, графическая запись, обозначающая музыкальные инструменты ;

Приобщать детей к классической музыке, сочинять простые музыкальные импровизации к сказкам, играть всем вместе, по одному, вместе с музыкальным руководителем.

 

                                       Срок реализации проекта 2 года

 

                                                    Участники проекта:

 Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, педагоги, родители

 

                                                            Продукт проекта:

 

                                                  Методическое обеспечение:

 конспекты образовательных мероприятий для детей,

консультации для педагогов,

 сценарии развлечений, презентации на темы: «Инструменты первобытных людей», «Музыкальные инструменты своими руками», «Оркестр народных инструментов», «Симфонический оркестр».

 папки-передвижки для родительских уголков,

 музыкально-дидактические игры

Альбомы с рисунками детей и родителей.

 Фотоматериалы;

  Перспективный план;

 Музыкальные инструменты из бросового материала.

 

 Предполагаемый результат реализации проекта будет способствовать:

 

 Развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке

 

Положительно-эмоциональному и осознанному отношению к музыкальным произведениям классической и народной музыки

 Вовлечению каждого ребёнка в творческую деятельность

 Сформированным у детей представлениям о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров, их основными группами

Развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками

Желанию детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании

 

                                                         Методы:

 Обучение детей элементарному музицированию проводилось в разных видах музыкальной деятельности и строилось на трех основных методах :

 

                                                           Словесный метод

 Беседы о музыкальных жанрах: марш, песня, танец рассказы детей о характере музыки: грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный)

 Какие эмоции вызывает музыка при слушании произведений, например, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского: печаль, радость, грусть, спокойствие?

 

Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми.

 

 Речевые игры, пальчиковые игры.

 

 

                                                           Наглядный метод

Рассматривание портретов композиторов;

 

 Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра: скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры

 Рассматривание сюжетных картинок из цикла «Времена года», животных и их детёнышей,

 Показ фигурок настольного театра, кукол театра «Бибабо», фланелеграф и его использование, музыкальная лесенка, пальчиковый театр, наборы картинок сказочных персонажей .

 

                                                           Практический метод

 

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики «Волшебный мешочек»

 Различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю»

Нетрадиционная продуктивная деятельность «Сделай сам», изготовление самодельных шумовых инструментов в самостоятельной деятельности;

 

 Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки

 

 Игра на детских музыкальных инструментах: ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки

 

 Различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю»

 

 Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки, султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов

 Экскурсии в Школу искусств, для более широкого знакомства с музыкальными инструментами «Какой инструмент лучше»

 

 

 Обучение детей элементарному инструментальному музицированию, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

 

             Принцип системности:

 Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;

 

             Принцип учета возрастных особенностей:

 

 Занятия, игры, экскурсии наблюдения важно проводить с учётом возраста и окружающих условий

              Принцип постепенности

 Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются

 

             Принцип интеграции

 Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей

 

               Принцип практического применения знаний

Необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения

 

                Принцип преемственнос ти работы детского сада и семьи

 Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса

 

 

                                                   Разделы проекта

 

 Учебное музицирование  это обучение простейшим элементам музыкального языка и умение их практически применять в процессе работы на развитие у детей чувства ритма и звуковысотного слуха

 

 Главной целью является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей музыкальных терминов, музыкального словаря и дальнейшего их самостоятельного использования Творческое музицирование

 Разнообразно по форме и подразумевает спонтанное, импровизационное общение детей со знакомым материалом, умение его использовать по- своему, копировать в

разных вариантах.

 

 Творческое музицирование является способом разбудить у детей творческий интерес к музыке

 

Концертное музицирование

Предполагает исполнение ансамблем детей созданной ими музыки, а также некоторой классической и детской, народной музыки, специально подобранной и аранжированной для этой цели

 

                                           Взаимодействие с семьей

 

Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка»

 

 Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»

 

Изготовление родителями дидактического материала к образовательным мероприятиям

 

Оформление для родителей «Паспортов музыкальных инструментов»

 

 Изготовление музыкальных инструментов своими руками

 

 

                                Материальнотехническое обеспечение

 

Музыкальный зал в детском саду,

 мультимедийное оборудование,фортепиано,

 музыкальные инструменты,
 музыкальный центр,

 альбомы, краски иллюстрации музыкальных инструментов фотоаппарат.

                                                  План реализации проекта

 

      1 этап

 Подготовительный - на этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная компания

 

      2 этап

 Основной - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

 

      3 этап

 Заключительный - итоговый, включающий в себя сбор и обработку накопленного материала .

 

       Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности.

 

          В разделе «Слушание музыки» восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создаём модель движения, свободное движение в пространстве, в поиске образа.  а также используем музыкальные инструменты, предметы: платочки, ленточки, шарики, цветы.  дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем»

 В разделе «Пение» стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано), используем также детские музыкальные инструменты поём песенки – ритмы на одном звуке (на разной высоте).  импровизируем голосом и артикуляцией: говорим, шипим, шепчем, выполняем глиссандо, поём. Так, например, озвучиваем темы «Звуки весны» большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевые (подражание голосам животных, птиц) и пение по руке, пение по картинке «Сорока-сорока», «Радуга – дуга», и др. творческие задания даются детям в виде: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?», «Я здесь».

 

         В разделе «Музыкально - ритмические движения» используем задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, самодельные баночки с наполнением (крупой, пуговицами), мягкие игрушки, куклы, погремушки..

 

         В разделе «Инструментальное музицирование» большое внимание уделяем применению способов игры на разнообразных инструментах, предметах - игра «звучащими жестами» учитываем особенности детей, широко используем на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты .

 

В игре – драматизации

которая основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока .

 

                                           Педагогическая диагностика

                                     Задачи первого года работы по проекту

 

играть попевки из двух и трёх звуков

 соблюдать общую динамику пользоваться «звучащими жестами»

 пользоваться мимикой сочинять простые мелодии по заданной теме - колыбельная, марш инсценировать песни при помощи музыкальных инструментов

 придумывать простые сюжеты, сказки и озвучивать их, развивая тем самым творческую активность детей

 Детям 5-6 лет даётся представление о коллективных формах музицирования и активном их участии в этом процессе. Вся работа имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых моделей происходит на слух. Используются в основном шумовые инструменты, а также стеклянные стаканчики с водой, высота звука которых точно фиксируется и укладывается в звукоряды, барабанчики, «звучащие жесты», треугольники.  Шумовые эффекты - звучит гром и дождь, пение птиц, журчание ручья. Средства, используемые в работе с детьми – музыка, речь, движение.

 

         Всё это требует соответствующего музыкального репертуара, в нём я обращаюсь к истокам русского фольклора: попевки, дразнилки, потешки, считалки, разнообразные ритмические игры и упражнения, театрализованных сценок, инсценировок, предлагаются детям своеобразные партитуры для оркестра детских музыкальных инструментов.

 

      

 В процессе работы даётся понятие о метрической организации музыки: метрический пульс, акцент, сильная и слабая доля; размеры, тактирование в них; темп, ускорение и замедление темпа; длинные и короткие звуки, длительности, форте, пиано, мажор, минор, повторение.

 Первые инструменты детей – это их руки, которые могут хлопать, ноги – которые могут топать.

В ходе работы по проекту по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет мы формировали и развивали у них навыки элементарного инструментального музицирования. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития определили критерии, к которым дети должны стремиться.

 

 Одним из критериев результативности является оценка уровня музыкальных способностей и творческого мышления детей:

 

 Ритмическое восприятие повтор ритма самостоятельный ритмический рисунок

 Слуховое восприятие различение музыкальное жанра характеристика произведения Динамическое восприятие

 Тембровое восприятие

Стихотворно-песенное импровизирование

 Танцевально-двигательное импровизирование

Музыкально-игровое импровизирование

Импровизированное музицирование

  При провидении мониторинга обращалось внимание на следующие моменты:

 

- при ознакомлении детей с элементарным музицированием была установлена связь между всеми видами музыкальной деятельности;

 - работа проводилась систематически, постепенно усложнялись программные требования; - в детях воспитывалась самостоятельность, умение применять навыки в самостоятельной деятельности.

Стихотворно - песенная импровизация

Танцевально-двигательная импровизация

Музыкально-игровая  

. В результате правильно подобранных методов и приёмов дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет:

  • играют попевки из двух и трех звуков;
  • соблюдают общую динамику
  • пользуются «звучащими жестами»;
  • умеют владеть мимикой;
  • сочиняют простые мелодии по заданной теме: колыбельная, марш
  • инсценируют песни при помощи музыкальных инструментов;
  • придумывают простые сюжеты, сказки и озвучивают их, развивают тем самым творческую активность.

 

На праздниках и развлечениях дети исполняют полюбившиеся произведения оркестром, тем самым получая представление о концертном качестве исполнения, воспитании внимания, слухового контроля.

 

                                    Задачи второго года работы по проекту:

 

 Придумывать аккомпанемент из «звучащих жестов» к попевкам, дразнилкам;

  изменять естественный поэтический ритм изобретать свободную звуковую композицию,

  спонтанно играя на инструментах сочинять простую мелодию, используя тоническую квинту, октаву;

 узнавать инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон играть в восходящем и нисходящем движении;

  придумывать графические обозначения для различных инструментов и составлять простые тембровые партитуры;

  понимать дирижёрский жест ,уметь импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен ;

играть по одному, ансамблем, оркестром.

 

    На втором году работы по проекту использовались активные «словари» элементов музыкального языка, накопленные детьми в предыдущем году, мы реально организовывали импровизационную работу

. Дети продолжали знакомство с высотой и длительностью звуков, для расширения их возможностей музицирования на металлофонах и ксилофонах. Дети учились играть по одному и в оркестре, используют при этом графическую запись. Своевременно вступали и заканчивали, играют с динамическими оттенками. Работа направлена на использование более сложной музыки.       

 Продолжали развивать интонационный слух в речевых упражнениях, вокализации бытовой речи, пели и играли на ксилофонах песенки – попевки со словами. В творческом музицировании создавались условия, ситуации для творческих проявлений детей, поощрялась всеми способами инициатива

 

. Продолжали развитие фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами. Придумывали спонтанные композиции и графические записи к ним. Например: используем два тембра и две метрические доли в ритмическом мотиве: хлопки, шлепки, притопы, щелчки.

Дети озвучивают тембро-ритмические стихи и сказки. Экспромтом играют на музыкальных инструментах, проявляя при этом выдумку, юмор и изобретательность. Например, «Вальс петушков» музыка Стрибогга.

 В начале добиваемся точного синхронного исполнения в едином лёгком движении, предварительно разучиваем с детьми партии в виде отдельных коротких заданий. Используем звукоподражание: ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, интонируем по-разному: высоко, низко, глухо, звонко, задиристо

. Используются инструменты: металлофон, свистулька, ксилофон, треугольник, маракас, бубен. Дети справились с заданием отлично. Дети записывают графически звуки. А как?

 В попевке «Шаловливые сосульки» используются такие инструменты: треугольник, колокольчик, а также речь: кап-кап, динь-динь.

 

                                         Результативность (на начало года):

 

 На начало года дети ещё затруднялись:

  • придумывать аккомпанемент из «звучащих жестов» к попевкам, дразнилкам;
  • придумывать свой ритм; А вот в спонтанной игре дети легче проявляли свои творческие способности:
  • они легко изобретали свободную звуковую композицию;
  • с помощью взрослого дети сочиняли простые мелодии, старались сами проявлять активность и инициативу;
  • легко узнавали звучание ксилофона и металлофона.

 

С некоторым затруднением играли в восходящем и нисходящем движении: зайчик скачет вверх и вниз. Дети с большим интересом отнеслись к составлению графических записей и старались составлять простые тембровые партии. Жест дирижёра дети поняли, но часто сбивались, огорчались. Приходилось объяснять повторно, и дети в конечном итоге поняли, для чего нужен дирижёр - для руководства оркестром. С удовольствием озвучивали сказочных персонажей музыкальными инструментами, мимикой, движениями, в сказках, драматизациях, сценках, инсценировании песен. Упражнялись играть по одному, ансамблем, оркестром.

 

                                             Результативность (конец года)

 В результате усовершенствования умений и навыков, приобретённых при обучении элементарному инструментальному музицированию дети:

  • придумывают аккомпанемент из «звучащих жестов» к попевкам, дразнилкам;
  • изменяют естественный поэтический ритм;
  • изобретают свободную звуковую композицию, спонтанно играют на инструментах;
  • сочиняют простую мелодию, используют тоническую квинту, октаву;
  • узнают инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон;
  • играют в восходящем и нисходящем движении;
  • придумывают графические обозначения для различных инструментов и составляют простые тембровые партитуры;
  • понимают дирижёрский жест;
  • умеют импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен;
  • играют по одному, ансамблем, оркестром.

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование с дошкольниками

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...

Кружок "Веселые нотки" элементарное музицирование для дошкольников среднего возраста

Пояснительная записка и перспективный план работы на год....

Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов программы Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Суть идеи  –  познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.  Цель: доставить детям удовольствие от общения с музы...

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"

Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"...

Творческий проект "Музицирование"

Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития музыкально-творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами, в процессе элементарного музицирования....