Главные вкладки

    Кружок "Веселые нотки" элементарное музицирование для дошкольников среднего возраста
    материал (средняя группа) на тему

    Пояснительная записка и перспективный план работы на год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_razvitiya.docx24.95 КБ
    Файл perspektivnyy_plan.docx20.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

     Основные направления программы кружка  «В гостях у сказки»:

    • Культура;
    • Нравственность;
    • Творчество;
    • Эмоционально-волевая сфера;
    • Двигательная активность.

    В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.

    Л. С. Выгодский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра имеет важнейшую роль для полноценного развития ребенка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания. Близкой, по сути, к детской игре является театрализованная деятельность. Это самый популярный вид деятельности, без которого не обходится ни одна образовательная деятельность, и тем более праздник или развлечение.

    Театрализованная деятельность способствует развитию самых разнообразных способностей ребенка, его потенциальных возможностей: раскрывать свои чувства, воплощать фантазии, представлять себя в любом образе, попробовать в разных ролях и действовать в различных воображаемых ситуациях, придумывать истории.

    Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления, настойчивости, целеустремленности, развитию интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые  постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, фантазию.  

    В театрализации создается возможность установления партнерских взаимоотношений взрослых с детьми, возможность творческого сотрудничества.

    Задача педагога превратить занятия в маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, где бы проявлялись творческие способности детей.

    Главное условие – это способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми; уметь рассказать детям о главном – как прекрасен этот мир, как интересно жить в нем; воспитывать, развивать основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

    Актуальность:

    Несмотря на то, что театрализованная деятельность способствует развитию самых разнообразных способностей детей и их потенциальных возможностей, она не включена в список основных направлений, и это, как бы предполагает ее второстепенное,  дополнительное значение. Но если рассматривать театрализацию как универсальную форму, позволяющую интегрировать содержание различных образовательных областей, то становиться очевидными ее значимость и незаменимость в работе с детьми.

            Цель развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников.

    Основные задачи:

                - познакомить с разными видами театрализованной деятельности;

    - формировать и активизировать познавательный интерес;

    - обучить основам исполнительской культуры;

    - развивать потребность в активном самовыражении и творчестве;

    - развивать музыкальность;

    - развивать эстетический вкус;

    - развивать зрительное и слуховое восприятие, память, фантазию,                 находчивость, образное мышление, речь;

    - воспитывать нравственные качества и культуру поведения;

    Основные принципы:

    - принцип интеграции детских художественных ценностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);

    - связь игры и искусства с жизнью;

    - принцип эмпатии (способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации);

    - принцип толерантности (терпимость);

    - сотворчество взрослых и детей.

    Основные методы:

    - метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

    - метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.

    Программные задачи:   

    Восприятие

    • Вызывать яркий эмоциональный отклик на содержание художественных и музыкальных произведений разнообразных жанров;
    • Чувствование (зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию);
    • Приобщать к истокам народной культуры;
    • Обогащать восприятие детей через взаимосвязь с явлениями окружающего мира;
    • Развивать музыкальность.

    Задачи исполнительского развития

    Театральная игра:

    • Формировать основы исполнительской культуры;
    • Способствовать развитию навыков инсценирования, драматизации;
    • Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;
    • Строить диалог с партнером на заданную тему;
    • Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
    • Формировать навыки действий с воображаемыми предметами;
    • Способность создавать образы с помощью жестов и мимики;
    • Запоминать слова героев инсценировок, драматизаций;
    • Учить действовать на сценической площадке естественно.

    Ритмопластика:

    • Развивать:

    - умение владеть своим телом;

    - ритмические способности и координацию движений;

    - способность создавать образные движения через пластические возможности своего тела;

    - воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений;

    Культура и техника речи:

    • Развивать:

    - речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики,

    - четкую дикцию;

    - разнообразную интонацию;

    • Расширять диапазон и силу звучания голоса;
    • Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных;
    • Учить строить диалог между героями разных сказок.

    Задачи творческого развития

    • Развитие творческого воображения и фантазии (создавать определенные художественные образы);
    • Побуждать самостоятельно сочинять этюды с заданными сюжетами (мимикой, жестами);
    • Формировать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
    • Вовлекать детей в ролевое взаимодействие (диалог).

    Задачи познавательной деятельности:

    • Формировать и активизировать познавательный интерес;
    • Обогащать впечатления и представления детей о жанрах театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, народный);
    • Знакомить с терминологией театрального искусства;
    • Знакомить с театральными профессиями;
    • Воспитывать зрительскую культуру.

    Возраст детей участвующих в работе кружка «В гостях у сказки» 5-7 лет.

    Срок реализации  -  1 год.

    Формы деятельности: организованная театрализованная деятельность (групповая и индивидуальные).

     Режим деятельности: 1 раз в неделю по 30 минут.

    Предполагаемые умения и навыки детей:

    • Умеют создавать определенные художественные образы;
    • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
    • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
    • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
    • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены;
    • Свободно и естественно выполняют простые физические действия;
    • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
    • Умеют  менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
    • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
    • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
    • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
    • Умеют читать стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
    • Умеют  строить диалог с партнером на заданную тему;
    • Умеют составлять диалог между сказочными героями;
    • Знают наизусть стихотворения русских, якутских и зарубежных авторов.

    ДИАГНОСТИКА

    Критерии проверки способностей у детей

    Показатели высокого уровня:

    • Выразительно проявляет творческую активность и самостоятельность;
    • При передачи образа героя, самостоятельно использует приемы мимики и пантомимики, точно и выразительно передает  образ героя;
    • Самостоятельно  владеет навыками исполнения кукольного театра;
    • Обладает выразительной исполнительской речью;
    • Самостоятельно ориентируется на сцене.

    Показатели среднего уровня:

    • Проявляет творческую активность;
    • При передачи образа героя  не достаточно выразительно использует  эмоциональную окраску;
    • Ориентируется на сцене по примеру других детей;
    • Владеет некоторыми навыками исполнения кукольного театра;
    • Обладает не достаточно выразительной исполнительской речью;
    • Иногда нуждается в контроле и оценке действий взрослого

    Показатели низкого уровня:

    • Слабо проявляет творческую активность;
    • Передает образ героя без эмоциональной окраски не используя приемы мимики и пантомимики;
    • Плохо ориентируется на сценической площадке;
    • Исполняет кукольный театр с помощью взрослого;
    • Не владеет выразительной исполнительской речью;
    • Нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого.

    Формы подведения итогов реализации программы театрального кружка «В гостях у сказки»: драматизации; инсценировки на праздниках и развлечениях в ДОУ; участие  в родительских групповых собраниях; участие в районном конкурсе детского творчества, посвященном 70-летию Победы.

    Список используемой литературы:

    1. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» Москва, «ВАКО» 2007 г.
    2. Манахеева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
    3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр – дрошкольникам» Москва «Просвещение»
    4. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М., 2007.
    5. Буренина Э. «Ритмическая мозаика», М., 2006 г.



    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    кружка «В гостях у сказки»

    Тема

    занятия

    Программное содержание

    Задачи

    Участие в мероприятиях ДОУ

    Сентябрь

    1.Наш любимый зал

    2.Попробуем измениться

    3.1-2-3-4-5 – вы хотите поиграть?

    4.Игровой урок

    Коммуникативная игра «Назови своё имя ласково».

    Чтение отрывков из сказки «Малыш и Карлсон».

    Игра «Назови ласково соседа».

    Творческое задание.

    Пантомимические загадки и упражнения.

    Игра «Театральная разминка».

    Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

    Сюрпризный момент.

    Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

    Формировать чувство уверенности в новой обстановке.

    Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

    Развивать способность понимать собеседника.

    Познакомить с понятием «мимика», «жест».

     Упражнения в изображении героев с помощью мимики, жестов.

    Развивать фантазию, творчество. Учить проявлять свою индивидуальность.

    Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

    Развивать выразительность жестов, мимики, голоса

    Закреплять умение пользоваться понятиями «мимика», «жест».

    Праздник «День Знаний».

    Октябрь

    1.Одну простую сказку хотим вам рассказать.

    2.Играем пальчиками.

    3.Постучимся в теремок.

    4.Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно.

    Пантомимическая игра

    Творческая игра «Это что за сказка?»

    Игровые упражнения с помощью пальчиков

    Игра-инсценировка с помощью пальчиков.

    Игра-загадка «Узнай, кто это?»

    Сказка Бианки «Теремок».

    Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

    Беседа по сказке Бианки «Теремок».

    Характеристика персонажей сказки.

    Интонационные упражнения.

    Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

    Расширять «словарь» жестов и мимики.

    Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

    Развивать фантазию.

    Совершенствовать выразительность движений.

    Активизировать внимание детей, вызвать положительный эмоциональный настрой.

    Учить понятно, логично отвечать на вопросы.

    Развивать умение охарактеризовывать героев сказки.

    Совершенствовать интонационную выразительность.

    Праздник Осени.

    Ноябрь

    1.Многим домик послужил.

    2.Косолапый приходил, теремочек развалил.

    3.Учимся говорить по-разному.

    4.Учимся четко говорить.

    Пересказ сказки Бианки «Теремок» детьми по частям.

    Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

    Игра «Угадай героя».

    Драматизация сказки В.Бианки «Теремок».

    Вводная беседа.

    Объяснение понятия «интонация».

    Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

    Введение понятия «скороговорка».

    Игра-упражнение «Едем на паровозе».

    Физкультминутка «Буратино».

    Развивать умение пересказывать сказку.

    Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев жестами, мимикой, телодвижениями.

    Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей.

    Учить узнавать героя по характерным признакам.

    Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

    Формировать дружеские взаимоотношения.

    Развивать интонационный строй речи у детей.

    Упражняться в проговаривании фраз с различной интонацией.

    Развивать коммуникативные способности.

    Развивать фантазию детей.

    Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать её.

    Праздник День Матери.

    Декабрь

    1.1-1-2-3-4-5 стихи будем сочинять.

    2.Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем.

    3.Рассказываем про любимые игры и сказки.

    4.Красивый Петя уродился.

    Игра «Едем на паровозе».

    Введение понятия «рифма».

    Дидактическая игра «Придумай рифму».

    Физкультминутка.

    Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

    Физкультминутка.

    Придумывание рифмующих слов.

    Вводная беседа.

    Рассказы детей по ассоциациям.

    Знакомство со сказкой Я.Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

    Беседа по содержанию сказки.

    Слушание сказки с муз. фрагментами.

    Физкультминутка.

    Рассматривание иллюстраций к сказке.

    Характеристика персонажей сказки.

    Развивать у детей дикцию

    Пополнить у детей запас новым понятием «рифма».

    Учить работать вместе, сообща, дружно.

    Создать положительный эмоциональный настрой.

    Упражнять в подборе рифм к словам.

    Поощрять совместное стихосложение.

    Учить связанно и логично передавать мысли.

    Понять смысл сказки.

    Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

    Логично и полно отвечать на вопросы.

    Понятие: музыка и иллюстрация важное средство выразительности.

    Совершенствовать умение детей передавать характеристику персонажам сказки.

    Новогодний утренник 

    Январь

    1.Гордится Петенька красой.

    2.Петя хвастался, смеялся.

    3.Сочиняем новую сказку.

    4.Сказку сами сочиняем, а потом мы в них играем.

    Погружение в сказку.

    Пантомимические упражнения.

    Интонационные упражнения.

    Отгадывание загадок.

    Упражнения у зеркала «Изобрази настроение»

    Драматизация сказки.

    Заключительный танец.

    Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик».

    Беседа по содержанию.

    Сочинение продолжения сказки.

    Погружение в сказку, придуманную детьми.

    Пантомимическая игра «Узнай героя».

    Драматизация сказки.

    Совершенствовать умение передавать образы персонажей сказки. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

    Совершенствовать умение драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Учить коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

    Развивать творческое воображение. Учить последовательно излагать  мысли по ходу сюжета.

    Совершенствовать навыки групповой работы.

    Развивать творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

    Рождественские сказки и игры.

    Февраль

    1.Наши эмоции.

    2.Изображение различных эмоций.

    3.Распознаем эмоции по мимике и интонациям.

    4.Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

    Рассматривание сюжетных картинок.

    Беседа. Упражнение «Изобрази эмоцию».

    Практическое задание.

    Понятие «эмоция».

    Знакомство с пиктограммами: грусть, радость, страх, злость.

    Этюды на изображение эмоции: грусть, радость, страх, злость.

    Рассматривание графических карточек.

    Беседа.

    Игра «Угадай эмоцию».

    Знакомство со сказкой К.Чуковского «Айболит и воробей». Беседа о настроении героев сказки.

    Практическое задание.

    Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями.

    Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

    Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

    Закреплять умение детей связно и логично излагать свои мысли.

    Распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении эмоций, используя жесты, движения, голос.

     

    Помочь понять и осмыслить настроение героев сказки.

    Закреплять умение

    распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

    Праздник «Российской Армии солдат»

    Март

    1.Пропал бы воробей, если б не было друзей.

    2.Друг всегда придет на помощь.

    3.Слава, слава Айболиту.

    4.Когда страшно, видится то, чего и нет.

    Слушание песни В.Шаинского «Если с другом вышел в путь».

    Беседа о друге.

    Упражнение «Изобрази настроение».

    Чтение стихотворения о друге. Рассказ из личного опыта.

    Беседа о сказках.

    Игра-загадка «Зеркало»

    Отгадывание загадок.

    Ряжение в костюмы.

    Драматизация сказки «Айболит и воробей».

    Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Беседа по сказке.

    Изображение эмоции страха. Рассказы детей из личного опыта.

    Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

    Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки.

    Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Закрепить умение логично излагать свои мысли.

    Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

    Развивать социальные навыки общения.

    Продолжать развивать у детей различать основные человеческие эмоции.

    Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

    Праздник «Мамин день».

    Апрель

    1.Каждому страх большим кажется

    2.Преодолеем страх.

    3.У страха глаза велики.

    4.Если с другом ты поссорился.

    Беседа по сказке «У страха глаза велики».

    Пантомимическая игра «Изобрази героев».

    Повторное слушание сказки.

    Рассматривание картинки «Страшно».

    Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх».

    Настольный театр – рассказывание и показывание сказки «У страха глаза велики»

    Распределение ролей.

    Ряжение в костюмы.

    Драматизация сказки «У страха глаза велики».

    Рассматривание картины с изображением 2-х мальчиков и беседа по ней. Знакомство со сказкой « Как поссорились Солнце и Луна».

    Игра «Найди и покажи эмоцию».

    Учить давать характеристики персонажам сказки.

    Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам.

    Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние.

    Совершенствовать умение логично и выразительно пересказывать сказку.

    Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

    Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу.

    Показ конфликта. Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

    Закрепить умение различать и изображать злость.

    Совершенствовать умение логично и связно излагать свои мысли.

    Весенний праздник.

    Май

    1.Как Луне и Солнцу быть?

    2.Бог Молнии и Грома очень спешил.

    3.Как поссорились Солнце и Луна.

    4.Викторина «Мы любим сказки.

     Рассматривание картины «Злость».

    Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна», беседа по ней.

    Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

    Сюрпризный момент.

    Беседа о злости.

    Упражнение «Изображаем эмоции».

    Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

    Распределение ролей, ряжение.

    Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

    Проведение викторины

    Драматизация любимой сказки.

    Награждение.

    Продолжать учить распознавать злость.

    Совершенствовать умение передавать настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Закреплять умение полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

    Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая её характерные особенности

    Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки Воспитывать чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

    Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

    Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

    Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.

    Праздник «День Победы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Занятие с дошкольниками среднего возраста с использованием презентаций».

    Занятие с дошкольниками среднего возраста по познавательному развитию, с использованием технологии "Школа семи гномов"...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА : "ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА".

    ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ГОРОДУ.  ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОШЛОМУ И НАСТОЯЩЕМУ ГОРОДА....

    Конспект занятия для дошкольников среднего возраста по ознакомлению с окружающим «Шестиногие малыши»

    Расширить и закрепить знания детей о насекомых, местах их обитания, об особенностях поведения в природе. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать бережное...

    Ознакомление дошкольников среднего возраста с неживой природой

    Особенности ознакомления детей средненго дошкольного возраста с неживой природой (песок, вода, воздух, глина, камни). Методика проведения мониторинга....

    "Календарно-тематическое планирование с дошкольниками среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    Календарно-тематическое планирование разработано для детей среднего дошкольного возраста по теме "Здоровье и я-близкие друзья"...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

    Конспект НОД "Поможем лисичке" для дошкольников среднего возраста (с использованием ИКТ)

    Конспект НОД  "Поможем лисичке" для дошкольников среднего возраста (с использованием ИКТ)Автор: Чеснокова Людмила Николаевна,воспитатель СП ГБОУ СОШ № 8, детский сад №7 Интеграция ...