Конспект занятия для дошкольников среднего возраста по ознакомлению с окружающим «Шестиногие малыши»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шаймарданова Елена Михайловна

Расширить и закрепить знания детей о насекомых, местах их обитания, об особенностях поведения в природе.

Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для  дошкольников  среднего возраста по ознакомлению с окружающим

 «Шестиногие малыши»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о насекомых, местах их обитания, об особенностях поведения в природе.

Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал: Маски, картинки с изображением насекомых и деревьев, искусственные цветы, елка искусственная, модель муравейника.

Предварительная работа: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках», беседы о весне и лете, наблюдение на участке за насекомыми и растениями, разучивание стихотворений и загадок о насекомых, изготовление масок с изображением насекомых.

Ход занятия

Воспитатель читает письмо от Старичка-Лесовичка. Он приглашает детей на экскурсию в лес – понаблюдать за насекомыми.

Воспитатель: (показывает картинки с изображением пчел).

Побываю я в лесу,

Там я пчелок найду.

И шумят, и жужжат,

И работать спешат!

Инсценировка рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках». (Участники воспитатель и дети).

Воспитатель: Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули она в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед и холодный северный ветер?

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.

Пчелки: Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!

Яблонька: Нет. Вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни разузнать.

Воспитатель: Полетели пчелки к вишенке.

Пчелки: Вишенка, милая! Нет ли у тебя цветочков для голодных пчелок?

Вишня: Наведайте, милочки, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.

Воспитатель: Полетели пчелки к тюльпану; заглянули в его пеструю головку; но не было в них запаха, ни меду. Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветок. Это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата, и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселенькие.

Кто строит домики для пчел? (Человек)

Как они называются? (Улей, ульи).

(Показывает картинки с изображением пчелиных сот и ульев).

Пчела из воска строит соты – большие пластины с шестигранными ячейками. Сюда они откладывают нектар, который со временем подсохнет и превратится в мед. Вспомним загадку о пчеле?

Ребенок: Домовита хозяйка

Пролетает над лужком.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Воспитатель: Мед очень полезен. Им лечатся при кашле и простуде.

Дети, назовите насекомое, похожее на пчелу. Правда, он толще, тяжелее. (Шмель).

Посмотрите, он летит к нам.

Шмель: Шмель, тяжелый,

Полосатый,

Целый день летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал: - Трудна работа!..

Ведь цветам в саду

Нет счета!

Воспитатель: Шмель тяжелый, а крылья у него маленькие, но сильные. Они бьют по воздуху часто-часто. (Показ картинки).

Ребенок: Я веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над полянами кружу,

А зовут меня Жу-Жу.

Почему зовут Жу-жу?

Потому что я жужжу!

(Летит и находит другого жука, который «сидит на листочке»).

Инсценировка стихотворения М.Веховой «Разговор с жуком».

1-ый жук: Эй, Жук! Мой друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

2-ой жук: А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом!..

Широка его ладошка, будто взлетная дорожка!

Посмотри, я зажужжал…

Я завелся! Побежал…

И взлетел! И лечу, куда хочу-у-у-у-у…

(«Летит» за своей подружкой – божьей коровкой).

Божья коровка: Платье в горошек у божьей коровки.

Божьей коровке плохо в коробе.

Божью коровку пальцем не трогай,

Пусть уползает зеленой дорогой,

Пусть улетает синей дорогой,

Божью коровку не надо, не трогай!

Воспитатель: (Показ картинки с изображением жуков).

Почему нельзя обижать насекомых? (Ответы).

Каких жуков вы еще знаете? (Ответы)

Игра «Жуки»

Дети встают в круг. Воспитатель выводит за его пределы несколько детей – жуков. Это большая комната, в которой много окон. Все ушли, а окна в комнате не закрыли (дети расцепляют руки).

Вдруг влетели жуки, загудели «ж-ж-ж», стали летать по комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись (дети берутся за руки). Попались жуки!

Но они смело полетели к окнам, ударились о стекло и упали. Лежат на спинке барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам, перевернем их на брюшко, откроем окна и выпустим на волю. Пусть улетают.

Дети давайте пройдемся по «лесу», остановимся у ели и рассмотрим муравейник под ней.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион! (Муравейник)

        Что за жильцы живут в этом домике? (Муравьи)

        Как муравьи находят свой домик? (По муравьиной дорожке)

        А как найти дорожку? (По запаху)

Посмотрите, сам муравей идет к нам!

Ребенок: Муравьишки-торопышки, не лентяи, не глупышки,

        Друг за другом по дорожке тащат зернышки да крошки.

Муравью нельзя ленится, муравей живет трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит он своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай!

Воспитатель: Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.

Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,

Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.

Давайте, ребята, превратимся в муравьев и поползаем как эти насекомые.

Дети, посмотрите, какие красивые цветы. Возьмите  по цветку и разложите их на ковре. Какая красивая поляна получилась! А теперь уберите цветы. Что произошло? (Не стало красоты). Снова разложите. А теперь красиво? (Ответы).

Ребенок: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Воспитатель: Какие цветы появляются весной первыми? (Мать-и-мачеха, фиалка, медуница). (Показ картинок)

Какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, оно вспорхнет и улетит? (Бабочка).

(Вылетают бабочки).

1-ый ребенок: Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел…

2-ой ребенок: Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел…

(Показ картинок с бабочками, спрашивает каких они знают).

Давайте полетаем, как бабочки.

А сейчас поиграем в игру «Кого не стало».

(Четыре ребенка в шапочках (масках) насекомых становятся в ряд. Дети называют насекомых, а затем отворачиваются. Одно насекомое улетает. Дети поворачиваются, определяют, какого насекомого не стало).

Ребенок:  Я на кусте у родника не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьев: У них домище – будь здоров!

Я долго по лесу шагал и никого не напугал.

Нигде воды не замутил.

В лесу я просто погостил!

Воспитатель: Вот мы и погуляли в лесу; не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушили тишины. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Ознакомление с качествами предметов" для детей младшего дошкольного возраста

Учить детей различать и называть качества "твердый", "мягкий", активизировать в речи детей слова "мнется", "нельзя мять". Развивать наблюдательность, внимание....

Конспект-занятия по обучению детей правильному дыханию "Зачем носик малышам"

От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка , его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо — и кровообращение в легких, снижают спазм бр...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»

Программное содержание:Активизировать поисковую деятельность детей.Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми дет...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) в группе раннего возраста «Кто в домике живет?».

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, приучать находить и показывать игрушки по названию....

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в группе раннего возраста «Петушок и его семейка».

Учить  детей узнавать на картинке и в игрушках домашних птиц ( петушок, курица) и их детенышей (цыпленок) и называть их....

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"

Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...