Планирование образовательной работы в ДОО
статья

Матвеева Ирина Николаевна

Введение ФГОС ДО требует пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности ДОО, развития инновационной практики, так как возникает потребность в достижении нового качества образования и воспитания. Планирование является центральным звеном деятельности, включая постановку целей, предвидение и прогнозирование результатов, разработку условий и последовательности действий в виде этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nsportal.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной работы в ДОО.

ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ДОО – дошкольная образовательная организация

Амплификация – обогащение, углубление, увеличение.

ППРС – предметно-пространственная развивающая среда

Аннотация: введение ФГОС ДО требует пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности  ДОО, развития инновационной практики, так как возникает потребность в достижении нового качества образования и воспитания. Планирование является центральным звеном деятельности, включая постановку целей, предвидение и прогнозирования результатов, разработку условий и последовательности  действий в виде этапов.[1, с.120].  

Для обеспечения качества педагогического процесса в ДОО, комплексного подхода к организации жизнедеятельности  воспитанников, возможности осуществления контроля за полнотой выполнения программы обучения, воспитания и развития педагогическая деятельность предусматривает ведение комплексно-тематического, календарного (ежедневного) планирования.

Комплексно-тематическое планирование составляется на базе основной образовательной программы, тематического плана образовательной работы ДОО на год, в соответствии с требованиями Стандарта, также с использованием дополнительных парциальных программ, технологий работы с дошкольниками, дидактических материалов.[5, с.73]. Тематические планы по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО являются авторской разработкой воспитателя, обладают индивидуальной спецификой в зависимости от условий ДОО, особенностей группы. Как правило, тематические планы составляются педагогами по каждой образовательной области Стандарта для своей возрастной группы: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие [4, с.6]  при помощи старшего воспитателя или методиста, затем планы обобщаются и их копии собираются в методическом кабинете в единую базу, доступную для использования. На каждый новый учебный год педагоги применяют уже готовые планы либо корректируют базовые планы коллег.

Далее представлен примерный тематический план работы на примере средней группы, в котором темы распределены по месяцам и неделям учебного года, согласно которым педагоги ведут образовательную работу с дошкольниками (табл. 1).

Таблица 1

Тематический план работы с детьми _________группы

Список используемой литературы:

1.

2.

3. и т.д.

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Итоговое мероприятие

1

2

3

4

5

Сентябрь

1 неделя

Ребенок и сверстники в детском саду

Досуг «Ты мой друг и я твой друг»

2 неделя

Наша новая группа в детском саду

Детский мастер-класс «Наведем порядок в группе»

3 неделя

Что я знаю о себе?

Фотовыставка

4 неделя

Осенние дары

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Октябрь

1 неделя

Мир растений

Изготовление гербариев

2 неделя

Наши друзья - животные

Выставка рисунков

3 неделя

Мой дом. Мой город.

Коллективная аппликация «Наш красивый город»

4 неделя

Удивительный мир предметов

Коллекции

Ноябрь

1 неделя

Поздняя Осень

Развлечение «В лес по грибочки»

2 неделя

Труд взрослых. Профессии.

Составление рассказов о профессиях мам и пап

3 неделя

Семья и семейные традиции

Семейное дерево

4 неделя

Добрые дела

Книга добрых дел

Декабрь

1 неделя

Мальчики и девочки

Фотоколлаж

2 неделя

Зимние забавы

День здоровья

3 неделя

Народное творчество, культура и традиции

Выставка матрешек

4 неделя

Новогодние чудеса

Украшение елки

Январь

1 неделя

Играй-отдыхай

Изготовление настольных игр

2 неделя

Зимовье зверей и птиц

Изготовление кормушек

3 неделя

Юные волшебники

Праздник «Посвящение в юные волшебники»

4 неделя

Почемучки

Картотека опытов и экспериментов

Февраль

1 неделя

Зимние виды спорта

Изготовление горки на участке

2 неделя

Волшебные слова и поступки

Конкурс чтецов стихов

3 неделя

Наши мужчины – защитники Отечества

Праздник для пап

4 неделя

Опасное и безопасное вокруг нас

Книга правил безопасного поведения

Март

1 неделя

О любимых мамах и бабушках

Праздник для мам

2 неделя

Пробуждение природы

Дневник наблюдений

3 неделя

Искусство и культура

Посещение театра

4 неделя

Мир книг

Выставка книг

Апрель

1 неделя

Растем здоровыми

Спортивная эстафета

2 неделя

Что нам  Весна подарила

Фотоальбом

3 неделя

Насекомые

Фотовыставка

4 неделя

Дорожная грамота

Изготовление макета по ПДД

Май

1 неделя

Моя страна. Моя Родина.

Изготовление праздничной стенгазеты

2 неделя

Путешествие в страну технических чудес

Конструирование предметов бытовой техники

3 неделя

Экологическая тропа

Выставка рисунков «Цветущая весна»

4 неделя

Водоем и его обитатели. Аквариум.

Изготовление искусственного аквариума

Материалы календарного планирования входят в перечень документации, обязательной для ведения воспитателем по своей возрастной группе. Календарные планы составляются на основе годового плана работы, основной образовательной программы, разработанной и утвержденной ДОО, тематических планов по образовательным областям стандарта. Вариант написания календарных планов педагогический коллектив выбирает и утверждает самостоятельно на педагогическом совете. Существует два основных варианта: традиционный и блочный.

Традиционная форма заключается в том, что педагог планирует и расписывает работу с детьми на каждый день последовательно в течение дня согласно режиму дня. Как правило такой план оформляется в тетради формата А4. [5, с.74]. Для удобства можно использовать «Рабочий журнал воспитателя детского сада» (Издательство Сфера).

Блочная форма составляется в виде таблицы, разбитой на блоки: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослых с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, развитие предметно-пространственной среды. Оформляется такой план на листах формата А4, собранных в папку с файлами, в готовых таблицах. Как показывает практика, педагоги чаще выбирают вариант блочного планирования.

Полный вариант календарного плана включает не только планы образовательной работы с детьми на каждый день, но и титульный лист, режим дня, сетку занятий, кружков, список детей группы, годовые задачи работы ДОО на учебный год.

Далее представлены таблицы для написания календарных планов, опорные памятки для воспитателей по написанию календарных планов, варианты оформления.

Календарное планирование

Традиционный вариант

Формат: тетрадь А4.

  1. Титульный лист (название группы ДОО______, ФИО воспитателей, категория).
  2. Режим дня.
  3. Сетка занятий, кружков.
  4. Список детей.
  5. Годовые задачи ДОО.
  6. Работа с родителями на квартал (пишется в сентябре, декабре, марте).
  7. Комплекс утренней гимнастики, гимнастики пробуждения на 2 недели.
  8. Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, игры на релаксацию и активацию (перечислить отдельно по видам) на месяц.
  9. Перспективный план занятий на месяц.
  10. Размер написания плана на один день:
  • дата, день недели;
  • индивидуальная работа (планируется 3 пункта по различным видам деятельности, но на каждый день обязательно отводится 1 пункт на занятия физкультурой).

Планируется содержание работы, т.е. развитие и закрепление знаний и умений, а также средства, которыми это достигается (дидактические игры, беседы, различные виды деятельности, поручения и т.д.)

        1-я половина дня:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • чтение;
  • слушание;
  • подвижные игры;
  • игры (дидактические, музыкально-хороводные, настольно-печатные, словесные, игры с конструктором);
  • труд детей в природе;
  • логоритмические упражнения, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, работа по ПДД, ОБЖ;
  • свободные, совместные игры со взрослым;
  • прогулка.

        2-я половина дня:

  • игры (малосюжетные, сюжетно-ролевые, дидактические, музыкально-хороводные, настольно-печатные, словесные, игры с конструктором);
  • художественная деятельность;
  • конструирование;
  • театрализованная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • развлечения, досуги, викторины;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • прогулка.

        Все виды деятельности записываются следующим образом: название, цель.         Наблюдения, рассматривание картин, труд, экскурсии, логические задачи, игры, песенки, сказки, стихи, социально-нравственные ситуации, темы для общения с детьми, сказки-тесты – должны присутствовать согласно плану. [5, с.78].  

Блочный календарный план

Последовательность расположения листов в плане:

  1. Титульный лист.
  2. Список детей.
  3. Сетка занятий.
  4. Работа с родителями (квартал).
  5. План на месяц (таблица).
  6. Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий.
  7. План на каждый день.

Титульный лист

Дошкольная образовательная организация:

___________________________________________________________________________ _______________________района города_______________________________________

Календарный план образовательной работы

___________________________группы «_______________» на 20__/__учебный год.

Воспитатели: ______________________________________________________________

Далее с п.5 ежемесячно повторяется, с п.4 ежеквартально.

В табл. 2-7 представлены виды блочного календарного планирования.

Таблица 2

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

Указывается число, темы занятий

Планирование всех видов НОД в различных видах общения и деятельности должно быть направлено на решение задач ФГОС ДО с учетом возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, в соответствии с требованиями СанПиН и программой дошкольного образования. [2, с.51].

Планирование тем, методов и приемов осуществления НОД должно способствовать амплификации детского развития.

В ходе НОД необходимо планировать комплекс методов коррекционно-развивающего, познавательно-образовательного и воспитательного характера, а также методы и приемы личностно-развивающей образовательной деятельности.

Важно способствовать вовлечению родителей в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявленных потребностей и поддержки родительских образовательных инициатив.

Планирование НОД возможно с применением ИКТ-технологий (не каждое НОД, а с установленной в ДОО периодичностью или актуальностью использования ИКТ при изучении данной темы).

В ходе планирования важно обращать внимание на целостность образовательной деятельности на основе комплексного подхода в реализации задач и содержания всех образовательных областей Стандарта.

Необходимо делать ссылки на используемую методическую литературу. [3, с.135].  

Таблица 3

Работа с родителями на I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Месяц

Мероприятие, тема

Форма работы

Ответственный

1

2

3

4

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

В планировании важно отображать особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Необходимо планировать методы и формы взаимодействия, повышающих компетентность семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Планирование должно быть дифференцированным. Методы взаимодействия с семьями должны быть подобраны на основе индивидуальных потребностей каждой.

В плане должны быть указаны темы информационных материалов для стенда «Родительский уголок» с учетом периодичности их сменяемости.

При планировании важно отображать разнообразие используемых педагогом методов, приемов и форм информирования родителей о ходе образовательной деятельности в группе. [3, с.137].  

Таблица 4

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий

в __________________ группе «_________» на __________

Месяц

Виды технологий

Комплекс

Задачи

Источник, литература

Примечание

1

2

3

4

5

6

Утренняя гимнастика

Гимнастика пробуждения

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Физкультминутка

Ритмопластика

Подвижные игры

Арт терапия

Сказкотерапия

Релаксация

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления. 

Таблица 5

Календарное планирование по блокам (1 вариант)

Календарный план образовательной деятельности ________________________________________группа   с _________ по______________

Тема______________________________________________________________ Цель__________________________________________________

Итоговое мероприятие__________________________________________________________

Дата, день недели

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

1

2

3

4

5

Указывается  день недели

Общение воспитателя с детьми.

Накопление положительного социально-эмоционального опыта.

Беседы с детьми по их интересам.

Экспериментальная и исследовательская деятельность.

Трудовые поручения. Самообслуживание, закрепление культурно-гигиенических навыков.

Здоровьесберегающие технологии в соответствии с планом.

Чтение литературных произведений (после прогулки, перед сном).

Совместные игры со сверстниками.

Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках.

Непосредственно образовательная деятельность (планируется по подгруппам, со всей группой, с учетом индивидуальных условий и возрастных особенностей в соответствии с учебным планом).

Указание времени НОД обязательно.

Наблюдения.

Беседы.

Опыты, эксперименты.

Труд детей в природе.

Игры (дидактические, музыкально-хороводные, подвижные, словесные и т.д.)

Чтение, слушание.

Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.

Беседы с детьми по их интересам.

Индивидуальные игры с детьми.

Индивидуальные трудовые поручения.

Самообслуживание и культурно-гигиенические навыки.

Деятельность по восприятию художественной литературы и фольклора.

Темы и методы конструирования из разного материала.

Темы и методы для развития изобразительных и творческих способностей детей.

Восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Совместные игры со сверстниками.   Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках.

Индивидуальная работа

Ежедневное планирование видов деятельности художественно-эстетической направленности.

Регулярное планирование культурных практик: художественной, игровой, организационной, образовательной, коммуникативной, исследовательской, создающих социальную ситуацию развития детей.

Методы и приемы для осуществления индивидуализации образовательной деятельности.

Планирование конкретных тем ситуаций взаимодействия и общения, с помощью которых осуществляется индивидуализация образовательной деятельности.

Планирование способов и направлений поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Указание словесных методов и приемов, формирующих положительную самооценку у детей.

Планирование методов дифференцированного подхода в осуществлении гендерной направленности образовательной деятельности.

Регулярное отображение в плане методов и тем непосредственного общения с каждым ребенком.

Образовательная траектория развития детей с особыми образовательными потребностями (выстроенной на основе педагогической диагностики).

Планирование индивидуальных образовательных маршрутов [3, с.136].  

Предметно-пространственная развивающая среда

Планирование пополнения и сменяемости объектов ППРС в соответствии с задачами образовательной деятельности:

- в ходе НОД;

- условий для осуществления задач индивидуализации образовательной деятельности;

- для организации взаимодействия и общении детей со взрослыми;

- для организации взаимодействия и общения детей друг с другом;

- запланировать создание «уголка уединения»;

- планирование внесения изменений в ППРС для формирования у детей позитивной системы отношений к миру, к другим людям, к самому себе.

Использование специальных методических пособий и дидактических материалов для осуществления образовательной деятельности.

Указание игрового материала для обеспечения двигательной активности детей.

Указание необходимого электронного образовательного ресурса для организации всех видов образовательной деятельности[3, с.138].  

Таблица 6

Календарное планирование по блокам (2 вариант)

Календарный план образовательной деятельности ________________________________________группа   с _________ по______________

Тема______________________________________________________________ Цель__________________________________________________

Итоговое мероприятие__________________________________________________________

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями/

соцпартнерами

групповая, подгрупповая

индивидуальная

образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Утро

Беседы.

Игры.

Здоровье-сберегающие технологии.

Экспериментальная,

исследовательская деятельность. Трудовые поручения. Самообслуживание, закрепление культурно-гигиенических навыков.

Беседы.

Игры.

Закрепление пройденного материала по областям.

Объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговор, напоминание.

Игры.

Наблюдения.

Беседы.

Рассказ.

Проектная деятельность.

Моделирование.

Конструирование.

Экспериментирование, исследовательская деятельность.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Игры (сюжетно-

ролевые,

малосюжетные, дидактические). Художественная деятельность. Конструирование.  Театрализованная деятельность.

Трудовая деятельность. Прослушивание музыкальных произведений.

Развлечения, досуги, викторины.

Родительские собрания.

Индивидуальные беседы и консультации.

Семинары, мастер-классы, гостиные.

Анкетирование.

Оформление уголков.

Буклеты, информационные листы.

Совместные развлечения, досуги, праздники, викторины, конкурсы, дни открытых дверей.

Семейные творческие проекты.

Субботники.

Экскурсии [2, с.114].  

НОД

Указывается деятельность и краткое содержание занятий.

Прогулка

Игры, наблюдения, трудовые поручения, физкультурно-оздоровительная работа.

Работа перед сном

Релаксационная гимнастика, чтение художественной литературы.

Вечер

        Таблица 7

Памятка для воспитателя

Образовательная деятельность в режимных моментах

в ___________группе «__________»

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

2

3

4

5

6

7

1-4 недели

утро

Общение воспитателя с детьми. Накопление положительного социально-эмоционального опыта. Беседы с детьми по их интересам. Экспериментальная и исследовательская деятельность. Трудовые поручения. Самообслуживание, закрепление культурно-гигиенических навыков. Здоровьесберегающие технологии в соответствии с планом. Чтение литературных произведений (после прогулки, перед сном). Совместные игры со сверстниками. Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках.

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Подвижные игры, общение воспитателя с детьми; беседы с детьми по их интересам; наблюдение за природой; трудовые поручения; чтение стихов, коротких рассказов.

вечер

Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры. Беседы с детьми по их интересам. Индивидуальные игры с детьми. Индивидуальные трудовые поручения.

Самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Деятельность по восприятию художественной литературы и фольклора. Темы и методы конструирования из разного материала. Темы и методы для развития изобразительных и творческих способностей детей. Восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Совместные игры со сверстниками.   Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках.

ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Подвижные игры, общение воспитателя с детьми; беседы с детьми по их интересам; наблюдение за природой; трудовые поручения; чтение стихов, коротких рассказов.

1, 3 неделя

утро

вечер

Слушание музыкальных произведений

Совместная игра воспитателя с детьми

Опыты и эксперименты

Совместная игра воспитателя с детьми

творческая мастерская

2, 4 неделя

утро

вечер

Совместная игра воспитателя с детьми

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

Совместная игра воспитателя с детьми

творческая мастерская

ПДД, ОБЖ

Театрализованные игры, организованные педагогом – 1 раз в 2 недели, в соответствии с расписанием  музыкально-литературных досугов.

Досуг здоровья и подвижных игр – 1 раз в месяц, в соответствии с расписанием физкультурных досугов.

Воспитатели могут скомбинировать из предложенных вариантов наиболее приемлемую для них собственную структуру планирования, исходя из их уровня профессиональных квалифицированных возможностей и личностных педагогических компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Настольная книга старшего воспитателя. –  Волгоград: Учитель, 2015. – 153 с.
  2. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. 2-е издание, испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
  3. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 192 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
  5. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 1: Планирование и контроль. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

Дата отправки рукописи в редакцию

 

ФИО (полностью)

Матвеева Ирина Николаевна

Название статьи

Планирование образовательной работы в ДОО

Домашний индекс, адрес и телефон

194358, Санкт-Петербург, Парголово, улица Федора Абрамова, дом 8, квартира 2231

Личный мобильный телефон

8950 22 99 287

Электронный адрес

irashik-nik@yandex.ru

Официальное название организации  (места работы с расшифровкой абривиатур)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Выборгского района Санкт-Петербурга

Адрес организации (почтовый)

194358, Санкт-Петербург, Парголово, улица Михаила Дудина, дом 25, корпус 3

Должность

Методист

Ученая степень

 -

Ученое звание

 -

Паспорт (серия, номер, выдан)

4703 717744 выдан 18.06.2003 Ковдорским РОВД Мурманской области

Дата рождения

20.03.1979

Страховое свидетельство (СНИЛС)

064-819-015-71

Название журнала, в который отправлена статья

Воспитатель ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с дошкольниками в летний оздоровительный период.

Материалы на Всероссийский конкурс "Моя педагогическая инициатива", 2010 год....

"Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей Санкт-Петербурга"

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе  по теме «По оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен….» поможет вос...

Реализация ФГТ. Планирование образовательной работы по ФЭМП, с детьми старшего дошкольного возраста

Направление "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область "Познание"Лит-ра:* ФГТ в ДОУ:Планирование образовательной деятельностистаршая группа* Л.Г. петерсон, Н,П. ХолинаРаз-ступенька,Два ст...

Методическая разработка Планирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС

Методическая разработкаПланирование образовательной работы по русскому языку в  средних и старших тувинских группах  дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС...

Сообщение из опыта работы «Планирование образовательной работы с дошкольниками по краеведению»

У многих из нас педагогов возникают вопросы – а нужно ли вообще заранее планировать деятельность на каждый день, если ход деятельности должен определяться возникшей образовательной ситуацией?-Во...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения

План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»)....