Педагогическое ателье «Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности»
методическая разработка

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приёмах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.

Задачи: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей; оказание помощи в  раскрытии творческого потенциала педагогов; мотивирование педагогов на творческую деятельность; формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poe.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое ателье

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приёмах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.

Задачи: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей; оказание помощи в  раскрытии творческого потенциала педагогов; мотивирование педагогов на творческую деятельность; формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.  

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего методического объединения «Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности». Семинар мы проведём в форме педагогического ателье. Из множества мнений, рекомендаций мы попробуем создать общее представление о развитии творческих способностей младших дошкольников. Материал, который мы будем обсуждать, будет своеобразной выкройкой, заготовкой, которая у каждого из вас в итоге сконструируется в одно большое изделие.

В настоящее время много говорится о творческом развитии личности, как о требовании времени. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных.  Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.

Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Кроме всего прочего дошкольное детство – сенситивный период развития воображения. В изобразительных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.

Прежде чем перейти к обсуждению, хотелось бы уточнить те понятия, о которых сегодня пойдёт речь. Проведём небольшую разминку в виде блиц опроса.

Как вы думаете изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже? Какое понятие шире?

Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Давайте уточним, что такое способности?  

Способности – это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.  

Врождённые ли это качества? Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно.

Что же такое детское творчество?

Детское творчество - процесс создания нового для ребёнка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Целенаправленное обучение под руководством взрослого, педагога позволяет детям дошкольного возраста овладевать средствами и способами изобразительной деятельности. В понятие «средство и способы деятельности» включают материалы, используемые в рисовании, лепке, аппликации (карандаши, краски, кисти, глина, пластилин, доски, клей, разнообразная бумага, ножницы, способы их приготовления к работе, а также способы создания изображения и выразительные средства передачи образа). Руководство творческим развитием ребенка - миссия трудная, она требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать активному овладению изобразительной деятельности и развитию творчества.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребёнок, и тем больше возможности у ребёнка преодолеть технические трудности рисования.

Одним словом, изобразительная деятельность ребёнка должна основываться на впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.

Игровой тренинг

 «Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии для развития творческих способностей детей»        

2.1.Упражнение «Дорисовка». 

Участникам предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его. Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.

2.2. Дидактическая игра «Волшебная клякса». 

Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нём по плану:

Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.

Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое  мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.

2.3. Задание «Нарисуй музыку». Трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его. Остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников, объяснить почему они так думают. Такие задания  помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.

2.4. Упражнение «Волшебный лес». Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут (деревья, цветы, животные и т.д.). Представить,  какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании.  В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.

2.5. Упражнение «Нарисуй  и расскажи». Предлагается нарисовать то, что можно найти в лесу. (Представьте себе, что вы отправились в лес отдохнуть на природе. Гуляя по лесным тропинкам, вы вдруг обнаружили…. Нарисуйте, что вы нашли)

2.6. Упражнение «Рисунок на спине» 

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что в каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительной деятельности

В данной презентации представлена методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельность детей раннего возраста ....

Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.

Вводя детей в мир изобразительного искусства, важно определить этапы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему и конечно надо заинтересовать детей. Тогда этот путь будет и для детей,...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»

Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...