Особенности установления партнерских отношений ДОО с семьей в современных условиях.
консультация

Муллина Елена Анатольевна

При установлении партнерских отношений ДОО с семьей в современных социокультурных условиях важно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, помогать семье в воспитании и образовании ребёнка, инициировать участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportala.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов г. Новочебоксарск ЧР”

Особенности  установления партнерских отношений  ДОО с семьей в современных  социокультурных условиях

В конце ХХ - начале ХХI вв. произошли серьезные изменения в системе образования, вызванные реформированием общества. Вследствие чего, российское дошкольное образование переживает  очень сложный, по сути, переломный период в истории своего существования. Повод грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям – это изменения в Федеральном законе «Об образовании в РФ».  Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющей в личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения.

 Социальные проблемы развития ребенка в современном социокультурном обществе многогранны. Это и неравенство населения страны,  многонациональность общества - что ведет к разногласиям на почве религии и традиций каждого народа, кризис института семьи, утрата преемственности между семейными поколениями и уровнями дошкольного и общего образования.

Все эти негативные тенденции неблагополучного развития современных детей ведут к росту факторов риска (биологических, семейных, социальных), повышение потребительских интересов и снижение познавательных, к форсированию интеллектуального развития детей, ограничение общения детей со сверстниками, - «вымывание» сюжетно-ролевой игры из жизни детей.

В решении этих проблем помогло бы эффективно выстроенные партнерские отношения между дошкольными организациями и семьей.

Прежде чем перейти к описанию особенностей организации партнерских отношений  ДОО с семьей, обратимся к понятию «семья».

Из  большого множества определений семьи, представленных в разных науках, остановимся на определениях, данных в социальной психологии, истории, социологии, экономике, педагогике, этнографии и др. Каждая наука исследует различные стороны зарождения (возникновения) и развития семьи, ее функциональные характеристики.

Семья по определению А.И. Антонова: «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных положений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

 Семью Ю.Г. Волков характеризует как «социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях».

 В Определении С.И. Голод семья представляет собой «совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства».

 Отметим, что наиболее удачное определение семьи в социальной психологии дано С.Л. Рубинштейном: «Семья – духовно нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве».

 В социологическом контексте семья рассматривается в таких двух аспектах, которые характеризуют ее с социальной стороны:  малая социальная группа и социальный институт. 

С точки зрения малой социальной группы, семья обладает следующими отличительными признаками:

- семья представляет собой союз между супругами, который отличается особого рода духовной общностью, глубокими родственными интимно-доверительными связями; 

- в семье преобладают доверительные родственные отношения между поколениями, супругами и детьми – , и это отличает семью от других малых социальных групп.

 Рассмотрение семьи как социального института позволяет увидеть, что семья – это:

–  общность близких людей, которые связаны супружескими связями, общим родительством и родством, ведением совместного хозяйства;

– основная ячейка общества, призвание которой – выполнение важнейших социальных функций, она выполняет особую роль в жизни как взрослых, так и детей – защита близких, формирование и развитие личности, которой обеспечивается первичная социализация, удовлетворение духовных потребностей членов семьи.

 Как социальный институт семью характеризует следующее: 

- семья представляет собой организованную группу, в которой все родственники объединены  родственными связями;

 - в семье закреплены и существуют ценности, связанные с  самоутверждением личности, традиции, связанные с  удовлетворением физиологических потребностей, ярко выражена потребность  в  родительстве и  любви, и как защита существует возможность чувствовать стабильность и защищенность;

 - в семье традиционно существуют роли, выполняющие функции, скрепляющие семью – жена и муж, мать и отец, сын и ребенок, бабушка и  дедушка  и др.;

- в семье главенствуют нормы, обеспечивающие ее жизнедеятельность – супружеская  верность, обязанность воспитания  детей, материальное обеспечение  семьи, взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д.

Главной  целью всех форм партнерства между ДОО и семьей в современных социокультурных условиях, является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.

При реализации совместной деятельности, для получения положительного результата необходимо изучить семью воспитанника: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общего культурного уровня, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. Также  педагог должен быть настроен на совместную деятельность с родителями и детьми.

Следует отметить, что социальное партнерство определено как одно из стратегических направлений модернизации российского образования. Прежде чем рассматривать роль данного процесса в модернизации образования, необходимо рассмотреть, что же такое «социальное партнерство». Партнёрские взаимоотношения затрагивают несколько субъектов образовательного процесса (семья, детский сад, ребёнок), а также партнёрство образовательной организации с иными образовательными учреждениями. До введения понятия «социальное партнёрство» при формировании отношений семьи и детского сада в основном использовались такие термины как: «сотрудничество», «взаимодействие», школы», «поддержка» и т. д.

Понятие «партнёрство» в образовательном пространстве подразумевает под собой изменение самой сути, характера, содержания и форм отношений и взаимодействий между различными субъектами.

В ходе изучения термина «партнёрство» было рассмотрено несколько  диссертационных работах современного периода.  Диссертанты: А. Ю. Гранкин (2003), Е. И. Балдицина (2005), С.В. Дармодехин (2006)  -указывают на следующие моменты в понимании партнерства в образовании.

  1.  Партнерство между семьёй и дошкольной образовательной организацией строится как система определенных взаимоотношений: «Взаимодействие равноправных субъектов, формирующиеся на основе заинтересованности обеих сторон в обучении, в воспитании и развитии детей и их социокультурного окружения, характеризующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений».
  2. Как форма сотрудничества образовательной организации и социума, например: « Социально-педагогическое партнёрство…процесс социально-организованной совместной деятельности…образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере…образования с целью повышения его качество».
  3. «Партнёрство – это разновидность социального взаимодействия, построенного на диалогическом отношении субъектов и обеспечивающего «стратегию единых действий».

 Указанные диссертанты отмечают, что партнерство будет более эффективно при настроенности  сторон на совместное взаимодействие: «как правило, очень разных по своей природе и социальному предназначению сторон».

В.Н. Якимца, в своих трудах характеризует партнёрство как «конструктивное взаимодействие организаций двух или трёх секторов для решения социальных проблем, «выгодное» каждой из сторон в отдельности и населению территории, где оно реализуется в целом».

На современном этапе недостаточно раскрыто механизмы и принципы партнёрства в образовании.

М. Гончар указывает, что «социальное партнёрство может возникнуть только тогда, когда стороны партнёрских отношений осознают их взаимовыгодность и невозможность решения своих проблем без объединения с другими».

При раскрытии  факторов, негативно влияющих на формирование партнёрских отношений между ДОО и семьей,  Ю.В. Медова в своей работе указывает на:  «разобщённость субъектов воспитательных воздействий…, бессистемность проводимых мероприятий, доминирующую роль образовательного учреждения».  

При организации педагогического  партнёрства Е.К. Кашленко советует соблюдать следующее условие: «необходимо сопряжение действий различных социальных институтов, выражающиеся в их самоактуализации относительно позитивных изменений в образовании».

В то время как в одних образовательных организациях данный процесс носит целенаправленный, осмысленный и профессионально выверенный характер, у других непредсказуемый и стихийный, отсутствует целенаправленность на партнерство в принятии решений.

Деятельность партнёрства может быть оптимальной только в том случае, если она системна. Главными элементами системы, социального партнёрства  образовательно-воспитательного процесса являются её участники: администрация ДОО, коллектив образовательной организации, воспитанники, родители или законные представители, родительский комитет.

 Целью партнерства ДОО  и семьи является создание системы добровольных и взаимовыгодных отношений и взаимной помощи субъектов, приводящей к  повышению качества образования и воспитания.

  При формировании эффективного партнерства необходимо соблюдение следующих принципов:

 - принцип добровольности, право добровольного и равноправного включения в процесс  партнерств;

 - принцип взаимозаинтерисованности, учет интересов всех участников партнерства;

- принцип ответственности всех сторон партнерства, который подразумевает разграничение ответственности между каждым участником  партнерства и на основе индивидуальной ответственности формирование общей ответственности всех субъектов системы;

- принцип открытости, предоставление возможности присоединения к проекту всех заинтересованных в проекте лиц;

- принцип обязательности достигнутых договоренностей, который подразумевает под собой обязательное выполнение согласований между всеми участниками партнерства;

- к нормативно-правовому принципу построения системы  партнерства относится нормативное закрепление отношений;

- принципа эффективности, организованное партнерство должно положительно влиять на результаты в образовательно-воспитательном процессе и помогать всем участникам.

Для обеспечения эффективности партнерства ДОО и семьи, в сфере образовательно-воспитательных услуг, необходимо выработать комплекс организационно-педагогических условий. Данный комплекс может включать следующие условия:

  1. Формирование позитивного отношения у  педагогического коллектива и администрации ДОО к партнёрству с семьёй в сфере образования и воспитания, через положительный опыт в этом процессе и в овладении технологиями и навыками во взаимодействие с семьей.
  2. Нахождение точек соприкосновения во взаимных интересах, потребностей и ресурсов всех участников процесса.
  3. Выработка совместной стратегии  партнёрства.
  4. Разработка управленческих систем.
  5. Разработка нормативно-правовой документации на уровне образовательной организации, формирование договорных отношений.
  6. Организация переговорной площадки, удобной для всех участников партнёрских отношений.
  7. Создание информационного пространства для выстраивания партнерских отношений.

Таким образом, построение эффективной системы партнерства в современном обществе формирует новую структуру в управлении дошкольным образованием, улучшает качество образовательно-воспитательного процесса.

Также стоит отметить, что изучение понятия  партнерства между ДОО и семьей приобретает еще большую актуальность с введением федерального государственного образовательного стандарта.

Согласно новым требованиям ФГОС ДО изменилось философия взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. Родители несут ответственность за результативность воспитательно-образовательного процесса, так как они являются заинтересованными лицами в развитии и образовании своих детей. Также и ДОО стремиться к открытости и сотрудничеству. Это предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду,  включаясь в жизнь группы –это называется «открытость детского сада вовнутрь». В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.

Также необходимо предусмотреть сотрудничество ДОО с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу».

Педагоги, на сегодняшний день, стремятся наладить с родителями межличностный равноправный диалог,  направленный на приобретение совместного опыта. При этом важно соблюдать следующие принципы:

-  конгруэнтность, т.е. способность  искренне выражать свои чувства, безусловное принятие другого человека;

-  безоценочный стиль отношений, т.е. личность  родителя не рассматривается по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству;

- конфиденциальность, готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи  воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

- ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Выполнение этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Таким образом, при установлении партнерских отношений ДОО с семьей в современных социокультурных условиях важно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, помогать семье в воспитании и образовании ребёнка, инициировать участие родителей в образовательной деятельности ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Современные технологии досуговых форм общения для установления партнерских отношений Семья + Доу +социум.

Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность....

«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »

Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...

«Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями»

О взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями....