Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
методическая разработка

Богданова Екатерина Владимировна

В связи с введением в дошкольное образование ФГОС, появилась потребность измениться, перенаправить свою деятельность и многим педагогам. Не у всех это получается выполнить легко, у многих имеются затруднения в подходе к новообразованиям, а некоторые педагоги искренне делятся своими переживаниями о том, что введение Стандарта внесло ещё большую неразбериху, множество новых слов и понятий, которые педагоги принять не в силах. Но принимать и переоценивать нужно. Так давайте начнём с малого- теста по самоопределению  своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Колосок»

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

        

Выполнил:

Е. В. Богданова, воспитатель

п. Новочернореченский, 2018-2019 учебный год

В связи с введением в дошкольное образование ФГОС, появилась потребность измениться, перенаправить свою деятельность и многим педагогам. Не у всех это получается выполнить легко, у многих имеются затруднения в подходе к новообразованиям, а некоторые педагоги искренне делятся своими переживаниями о том, что введение Стандарта внесло ещё большую неразбериху, множество новых слов и понятий, которые педагоги принять не в силах. Но принимать и переоценивать нужно. Так давайте начнём с малого- теста по самоопределению  своей педагогической деятельности.

Методика проведения диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя 


Инструкция: Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать правильный», нужный или ожидаемый ответ. 

ТЕСТ№1

Опросный лист №1 
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения. 

Действия 
педагога-воспитателя 

Считаю необходимым

Считаю 
важным 

Считаю 
не обязательным 

Считаю 
не нужным 

1.Равноправное общение с детьми 

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку 

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка 

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков 

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков 

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей 

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности 

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка 

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива 

11. Активизация воспитательного потенциала занятия 

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления 

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами 

14. Поддержка процесса самопознания ребенка 

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка 

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога 

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам 

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности 

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье 

20. Расширение и углубление 
своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания 

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности 

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах 

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения 

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении 

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег 

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе 

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем 

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с собственным опытом 

28. Помощь молодым педагогам, специалистам-новичкам 

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье 

30. Проявление постоянного интереса к делам и занятиям ребенка вне ДОУ 

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка 

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями 

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников 

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. 

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации 

Опросный лист №2 
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения. 

Действия 
педагога-воспитателя 

Делаю постоянно 

Делаю 
часто 

Делаю 
изредка 

Не 
делаю 

1. Равноправное общение с детьми 

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку 

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка 

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков 

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков 

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей 

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности 

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка 

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива 

11. Активизация воспитательного потенциала ООД 

12. Поддержка дошкольников как субъектов самоуправления 

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами 

14. Поддержка процесса самопознания ребенка 

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка 

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога 

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам 

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности 

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье 

20. Расширение и углубление 
своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания 

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности 

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах 

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения 

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении 

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег 

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе 

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем 

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом 

28. Помощь молодым педагогам, специалистам-новичкам 

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье 

30. Проявление постоянного интереса к  делам и занятиям ребенка вне ДОУ

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка 

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями 

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников 

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. 

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации 


Обработка результатов теста №1


Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность». 

Подсчет результатов осуществляется следующим образом.

Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя. 

Интерпретация результатов 


Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя. 
Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя. 
Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя. 
Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя. 

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания. 
Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям: 
1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16); 
2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22); 
3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28); 
4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35). 

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста. 

ТЕСТ№2

Рисуночный тест на определение личностных качеств педагога

Инструкция: педагогам предлагается нарисовать 12 фигур-человечков. Фигуры должны состоять только из геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников. Необходимое условие для выполнения теста – фигурки не должны повторяться, у человечков должны быть и глаза, и нос, руки, ноги. Сколько геометрических фигур будет  использовано на каждого человечка – решать вам, уважаемые коллеги!

Интерпретация рисунков

Подсчитывается общее количество кругов, использованных в рисунке, квадратов и треугольников. Подводятся итоги по количеству геометрических фигур от большего к меньшему.

КРУГ – чувствительность, эмоциональность, способность воспринимать проблемы другого человека, умение сочувствовать и сопереживать. Но, если круг преобладает – у вас имеется склонность к тревожности, некоего «накручивания» себя.

ТРЕУГОЛЬНИК – целеустремлённость, способность увлечься, «загореться» какой-то идеей или делом. Преобладание этой фигуры характеризует человека как фанатика, способного «идти по головам» ради достижения цели.

КВАДРАТ – твёрдость, настойчивость, неприятие мнения других. Если квадрат преобладает – человек имеет склонность быть «упёртым», о таком говорят – « непрошибаемый».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется ...

Доклад "Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОСТ"

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания л...

Лекторий "Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия в семье"

Данный материал предназначен для ознакомления педагогов с формами насилия в семье, причинами его возникновения и последующим применением этих знаний в своей практике....

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Используется диагностика готовности педработников к эффективной деятельности в соответствии с профстандартом, разработанная АНОО ДПО Академией образования взрослых «Альтернатива»...

Представление профессиональной позиции педагога на тему «Профессия, которую я выбрала»

Каждый человек хотя бы раз в жизни задаёт себе вопросы: «Правильно ли я выбрал профессию? Соответствую ли я ей? Что я, вообще, за человек?». Над этими вопросами задумалась и я. Начать свои...