«Функции мониторинга в системе оценки качества образовательных программ»
консультация

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 15 «Белочка»

ул.Щорса д.6А,  г.Клинцы, Брянской области 243140

тел(8-48336) 4-16-51, kldou15.ucoz.ru, E-mail: kldou15@yandex.ru

ОКПО 1044108 , ОГРН 1023201342438,  КПП 324101001, ИНН 3203005240

Сообщение:

«Функции мониторинга в системе оценки качества образовательных программ»

Подготовила:

заместитель заведующей

первой квалификационной категории

Пантелеева Екатерина Владимировна

Ноябрь, 2019г.

СЛАЙД 1.

Тема: «Функции мониторинга в системе оценки качества образовательных программ»

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации.

СЛАЙД 2.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

Закон Об Образовании РФ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования

Педагогический мониторинг представляет собой  регулярное наблюдение за развитием детей, их успешностью и достижениями в разных видах деятельности. Его цель -  отслеживание динамики физического, интеллектуального, личностного развития дошкольника. Если диагностика дает нам представление о том, на каком уровне развития находится наш воспитанник, например, на момент окончания учебного года, то мониторинг позволяет выявить изменения в развитии ребенка за определенный период, связать их с другими показателями образовательного процесса, установить факторы, способствующие или препятствующие достижению ребенком запланированных результатов освоения образовательной программы. Иначе говоря, педагогическая диагностика дает нам представление о самом ребенке (его состоянии) в данный момент времени, а мониторинг позволяет делать заключение об изменениях, которые происходят в ребенке в процессе образования то есть - о качестве его образования.

СЛАЙД 3.

С их помощью можно:

отследить и проанализировать динамику развития детей, их образовательные достижения;

систематически отслеживать результативность педагогической системы, планируя ее работу и прогнозируя результаты;

ставить оперативные и перспективные цели, определяя связи между участниками образовательного процесса. 

Упражнение «Ассоциации»

Участникам предлагается подумать и для себя решить, как они понимают, что такое мониторинг? На каждую букву необходимо придумать слово.

М- О- Н- И- Т- О- Р- И- Н- Г-

Рефлексия: каких больше характеристик мониторинга – положительных или отрицательных?

Предполагаемые ответы:

-максимально, модный, многоуровневый, менять, медико-социальный, мотив,

-обследование, организация, обсуждение, обобщающий, объективность, оценка, обрабатывать, обеспечение, открытость,

-научный, наблюдение, нормативно-установочный, недостаточность, недопонимание, недостатки, негативный,

-исследование, интересный, итоги, информация, индивидуальный, исполнение, изменение мотивов,

-толерантность, тесты, технология, трудоемкий, таблицы, терпение,

-результат, рефлексия, регуляция, развитие, рекомендация,

-гарантирует, гласность, группа, готовность.

СЛАЙД 4.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики во второй младшей группе

СЛАЙД 5.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении с взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

  1. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

  1. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».

СЛАЙД 6.

Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.

1-ый шаг. Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

СЛАЙД 7.

В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

- наблюдение

- изучение продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

- нестандартизованные беседы

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.). Воспитатели и узкие специалисты заносят результаты обследования в таблицу.

СЛАЙД 8.

В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

СЛАЙД 9.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

- показатель сформирован (высокий уровень – 3 балла) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;

- показатель в стадии формирования (средний уровень – 2 балла) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

- показатель не сформирован (низкий уровень – 1 балл) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

СЛАЙД 10.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

СЛАЙД 11.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 2,5. Эти же параметры в интервале средних значений от 1,5 до 2,4 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 1,4 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

СЛАЙД 12.

2-ой шаг. В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в возрастной группе в целом, опираясь на целевые ориентиры Программы. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия. В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

  • Выводы и предложения:
  • Индивидуальная работа с детьми по:
  • ОО «Речевое развитие»
  • ОО «Познавательное развитие»
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие»
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие»
  • ОО «Физическое развитие»
  • Игровая деятельность
  • Предметно - развивающая среда
  • Цели и задачи на учебный год

СЛАЙД 13.

3-ий шаг. Результаты таблиц мониторинга всех групп заносятся в сводную таблицу, на основании которой анализируется результативность проделанной работы и определяется план дальнейшей работы.

СЛАЙД 14.

По итогам результатов составляется аналитическая справка, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете. Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы. Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

В случае отсутствия мониторинга в ДОУ и педагогической диагностики в соответствии с ФГОС, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет. Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Подводя итоги освоения образовательной программы, мы в первую очередь анализируем достижения воспитанников.  Однако участниками образовательного процесса являются не только дети, но и их родители, и педагоги. Можно сказать, что они тоже «осваивают» образовательную программу.  И хотя, государственный стандарт не предъявляет напрямую к ним требований, но Закон «Об образовании в РФ», другие нормативно-правовые документы говорят о том, что родители должны принимать участие в образовании своих детей. А педагоги обязаны совершенствовать свою профессиональную деятельность в соответствии с тем, как развивается педагогическая теория и практика.

Упражнение «Плюсы и минусы мониторинга»

Цель: Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого, усилить групповую сплоченность и создать атмосферу открытости.

Ход упражнения

На мониторинг, как, наверное, и на любое явление действительно можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на две команды. Первой команде «Плюс» дается задание назвать, как можно больше позитивных характеристик мониторинга; второй команде «Минус» - описать негативные

Правила: Команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Мониторинг – это плохо, потому что…», «..но зато хорошо, что…»

Предполагаемые ответы команды «Минус»: мониторинг плохо, потому что:

1.практикам не всегда понятен принцип и механизм мониторингового исследования;

2.отрицательное отношение к процедуре мониторинга, т.к. возрастает уровень тревожности и неуверенности педагогов;

3.формальное проведение диагностики, следовательно, не отражается истинная картина результативности образовательного процесса;

4.требуется большая аналитическая работа;

5.ограничение констатацией негативных фактов, а не выявлением причин, вызывающих недостатки;

6.трудоемкий процесс;

7.необъективностьв осуществлении контроля; формализм;

8.недостаточность нормативно-диагностического материала;

9.порождает много вопросов к процедуре осуществления диагностических измерений;

10.много затрачивается времени на процедуру;

11.не все педагоги владеют методикой диагностики;

12.отсутствие нужного технического оборудования;

13.отсутствие четкой организации и согласованности действий;

14.монологический тип общения в процессе мониторинга;

15.низкий уровень организации мониторинга;

Предполагаемые ответы команды «Плюс», но зато мониторинг хорошо, что:

1.выявляет достоинства и педагогическую эффективность труда педагога и всего коллектива;

2.позволяет составить целостное представление о состоянии системы работы в ДОУ;

3.создает единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

4.осуществляется профилактика возможных нарушений в образовательном процессе;

5.повышает уровень управления ДОУ;

6.стимулирует творческий потенциал педагога;

7.помогает отработать систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

8.помогает отслеживать динамику качественных изменений в ДОУ;

9.выявляет трудности при организации работы в ДОУ в инновационном режиме;

10.обеспечивает переход ДОУ от режима функционирования в режим развития;

11.выстраивается перспектива работы с детьми согласно с индивидуальным развитием;

12.обеспечивает условия для успешности ребенка;

13.результаты могут быть проанализированы как в ДОУ, так и системно на уровне района, города и т.д.;

14.это основание для самоанализа профессиональной деятельности педколлектива;

15.это основание для выявления степени удовлетворенности родителей процессом и результатом образования.