ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка

Дубасова Екатерина Сергеевна

Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и воспитания. Она предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и воспитания и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в образовательном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_proekta_ryba.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

городской округ Красногорск Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД № 43

__________________________________________________________________

143408, Московская область, г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, дом 22,

тел:8(495)564-22-63

e-mail: semicvetik-43@mail.ru

Консультация для педагогов:

«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Подготовил:

старший воспитатель

Дубасова Екатерина Сергеевна

 

Красногорск, 2020г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ

(КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов)

Для справки:

Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и воспитания. Она предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и воспитания и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в образовательном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

  1. Тема проекта «…» (название проекта)

Тема проекта должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками.

  1. Типы проектов в ДОУ (выбираем):

- Игровой (Ролево-игровой) – («Играем в сказку», Игра – дело серьезное», «Зоопарк», «Морское путешествие»);

- Творческий («Осенние фантазии», «Поздравление ко Дню Воспитателя», «Создание уголка по конструированию», «Зимние забавы на участке»);

- Информационно - социальный («Мой домашний питомец», «Дом, где я живу»);

- Практико-ориентированный или нормативный («Дорожная азбука», «Как вести себя в ходе игры», «Как общаться со взрослыми», «Правила пользования ножницами» и др.);

- Исследовательский (Исследовательско-творческий) - («Какая бывает вода?», «Почему кусают собаки?», «Почему идет дождь?»).

Для справки:

- Ролево-игровой - с младшей группы:

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы. Реализация проекта не ограничена условным пространством. Существует как отдельная категория.

Ролево-игровые проекты часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим, или культурологическим.

  • Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
  • Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;
  • Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;
  • Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).

- Творческий – с младшей группы:

Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты;

В результате проекта – творческий продукт деятельности (рисунок, книга, поделка, и др.), который презентуется окружающим. Осуществляется коллективно или с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею, но реализуется только одна.

- Информационно – социальный – со средней группы:

В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

- Практико-ориентированный или нормативный - со средней группы:

Инициируется педагогом. Проект основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные конфликтные ситуации. В ходе такого проекта происходит выявление той или иной нормативно правовой нормы.

В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

- Информационно–практико–ориентированный- со средней группы:

Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

- Исследовательский (Исследовательско-творческий) со старшего дошкольного возраста:

Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Чаще всего носят индивидуальный характер.

  1. Виды проектов в ДОУ (выбираем):

- Индивидуальный

- Групповой

- Межгрупповой

- Комплексный

Для справки:

- Индивидуальные - «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица». 

- Групповые - «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; - Межгрупповые - «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- Комплексные - «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя».

  1. Продолжительность (выбираем):

- Краткосрочный проект.

- Среднесрочный проект.

- Долгосрочный проект.

Для справки:

- Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

- Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

- Долгосрочный проект (учебный год)

  1.  Цель проекта:

Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени. И всегда достигается через методы, способы.

Цель должна быть общей, четкой, лаконичной и достижимой. Задачи же являются своеобразными подцелями, которые ни в коем случае не должны повторять цель.

Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате исследования. (Например: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, через (или посредством) воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её).

  1.  Задачи проекта:

Задачи – это те конкретные шаги-подцели, с помощью которых достигаете общей цели. (Можно ставить до 5 задач разбивая на развивающие, обучающие и воспитывающие)

(Например:    

1. Образовательная. Пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы.

2.Развивающая. Развивать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.

3. Воспитательная. Формировать ценностные ориентиры, экологическое мышление, через совершенствование эмоционально-мотивационной сферы).

Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.

Для справки:

В педагогике выделяются следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

  1. Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Формулирование проблемы и цели проекта, определение продукта проекта. Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации цели проекта.

2 этап – практический (выполнение проекта):

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

3 этап – итоговый (защита проекта):

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Для справки:

Исследования Е. Евдокимовой позволяют выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

  • Первый этап (для детей 3,5 – 5 лет) - подражателъско-исполнительский. Дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.

Задачами являются:

- пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;

 - приобщение детей к процессу познания;

- формирование различных представлений;

- привлечение детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждение к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

- формирование эмоциональной заинтересованности;

- знакомство с предметами и действиями с ними;

- развитие мышления и воображения;

- речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- осознание поставленной цели;

- овладение различными способами решения поставленных задач;

- способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

- поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности по направлениям:

  • физическое развитие:

- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;

  •  социальное развитие:

- формирование способов общения

  • познавательное развитие:

- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач

  • эстетическое развитие:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

- овладение художественной деятельностью.

  • Второй этап (для детей 5 – 6 лет): дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способ­ны достаточно объективно оценивать, как собственные поступ­ки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло­женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь­ских, опытно-ориентировочных проектов.
  • Третий этап (для детей 6 – 7 лет) — творческий. Очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Задачами являются:

- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формирование обобщённых способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;

- развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:

  • социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами внеситуативно-личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности;

- осознание функций речи

  • физическое развитие:

 - развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

  • познавательное развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

  • эстетическое развитие:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке.


Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании/ Н. А. Кочкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
  5. http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/vidy-proektov-v-dou-i-rol-vzroslyh-v-sovmestnoi-proektnoi-dejatelnosti-detei-roditelei-vospitatelei.html#c
  7. http://www.mdou6marx.ru/load/dokumentacija_dou/tekhnologii_proektnoj_dejatelnosti/1-1-0-124
  8. http://imc0mut.ucoz.ru/forum/13-27-1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Проект информационно-творческий «Царство природы в детском саду»

Постановка проблемы Экологическое воспитание актуально всегда, как в формировании, так и в развитии экологической культуры. Уже с детства очень важно сформировать у ребенка ответст...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Информационная карта экологического дизайн-проекта в детском саду «Мир джунглей»

Название проекта: Дизайн-проект экологической комнаты «Мир джунглей»Период и этапы реализации проекта  1 этап – организационный: обсуждение темы проекта, проектирование эскиза э...

Паспорт информационно-творческого проекта в детском саду: «Чему учат сказки»

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.Цель проекта: ознакомление с русскими народными сказками, воспитание в детском сознании правильного восприятия борьбы положительных и отрицательных гер...