Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе».
материал

Родомакина Елена Васильевна

Предлагаем Вам конспект проведения родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кофе». Фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать, помогать) – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами. Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда  готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях и данная технология поможет Вам в решении этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Родительское собрание в ДОО343.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе».

Тема: «Развиваем речь ребенка»

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
  • привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье;
  • активизация позиции родителей, вовлечение их в жизнь дошкольного учреждения;
  • обучение родителей совместному групповому принятию решений по различным вопросам;
  •  повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей;
  • партнерское взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Предварительная подготовка:

Проведение анкетирования родителей и детей по теме собрания.

Пригласительные листовки для родителей

Оформление  группы:  группа украшена  рисунками, поделками и т.д., на доске прикреплены фотографии, иллюстрирующие участие  в различных мероприятиях. Столы расставлены попарно с расчётом на группы родителей не менее 3  - 4 человек; накрыты скатертями. Каждый стол сервирован заварочными чайниками, угощениями  и чайными сервизами.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумажные стикеры с вопросами, бумажные скатерти (салфетки), геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги: квадрат, круг, треугольник, волна, листы бумаги; фломастеры и ручки., моток ниток

Ход собрания:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Уважаемые родители, рада приветствовать Вас в нашем уютном маленьком кафе.

В нашем кафе четыре столика, где вы можете занять свои места. На каждом столе лежит один из четырех знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги, фломастеры и ручки. Предлагаю Вам разделиться на группы по количеству столиков и занять свои места. Как вы заметили, на каждом столе лежат геометрические фигуры.

Это не случайно, так как каждая фигура даёт возможность поближе познакомиться с Вами.

Послушайте свои характеристики.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на достижение поставленной цели и результат.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Итак, вы узнали друг друга поближе, а теперь поприветствуем друг друга.

2. Ритуал приветствия

Упражнение «Связующая нить»

Воспитатель: Попрошу всех участников выйти на середину  группы, и образовать единый круг. У меня в руке ниточка. Сейчас я передам ниточку одному из Вас. Тот, у кого в руках нить, один её конец оставляет у себя, а другой конец нити передаёт по кругу, постепенно разматывая её называет свое имя, и говорить комплимент или позитивные слова: «Здравствуйте, меня зовут… Я рада приветствовать всех присутствующих на этой встрече»

Примечание: как только пущенный конец нити дойдёт до меня, я объявляю родителям тему собрания и мы совместно определяем цель нашего собрания.

3. Определение темы собрания.

– Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой. Наше собрание посвящено сегодня самой важной теме: «Развиваем речь ребёнка».

4. Основная часть.

Воспитатель:

«Способствовать развитию изустной речи в детях, без сомнения, одна из важнейших обязанностей учителя русского языка» К.Д. Ушинский.

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребёнка.

Правильная и красивая речь развивается при условиях достойной речевой среды, необходимой практики речи, воспитания, чтения, начинающихся еще до рождения человека и продолжающихся в течение всей жизни.
 Развитию речи способствует потребность в общении и объединении людей. Исторический опыт и знания невозможно передать без развития речи, связанной с жизнью человека, а собственно речь – один из основных показателей его развития.  Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами. К средствам развития речи относятся: обучение в процессе общения; культурная языковая среда; художественная литература; разнообразные виды искусства.

 Речевое развитие зависит от следующих факторов: должное речевое окружение; влияние речи окружающих; регулярная речевая практика; воспитание в семье; обучение в образовательных заведениях.

 Для достижения цели, необходимо:

  • обогащать и активизировать словарный запас
  • развитие правильного речевого дыхания
  • формировать грамматический строй речи
  • воспитывать звуковую культуру речи
  • развивать монологическую и диалогическую речь
  • знакомить с художественной литературой (чем больше человек читает качественных художественных произведений, тем лучше его речь, тем более успешно он овладевает навыками составления связных сообщений, пересказов событий и тем больше интерес к художественному слову).

В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе;  на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых  игр. В ДОУ  учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Поэтому основная цель нашей встречи –  поделиться своим опытом, услышать ваше мнение, ваш опыт, уважаемые родители,  по развитию речи   детей в семье, как высшей ступенью личной культуры. Совместно с вами создать условия в детском саду для развития речи детей.

Наше общение пройдёт в не совсем обычной обстановке - кафе.

Как и в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая, раскрепоститься и спокойно делиться за столиками своими идеями и мыслями по теме: «Речевое развитие детей».

Послушайте внимательно инструкцию, как будет организована Ваша работа в группах.

Инструкция по организации работы в группах

В каждой группе должен быть выбран «хозяин» стола на ваше усмотрение, остальные участники - это гости.

Хозяин стола знакомит гостей с содержанием заданий и вопросами, касающимися общей темы собрания, которые зафиксированы на бумажных стикерах.

В течение 5 – 7  минут гости под руководством хозяина стола  выполняют задание и отвечают на вопросы, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.

После того, как гости ответили на все вопросы и выполнили задания, они переходят за следующий стол, где их встречает новый хозяин, и выполняют новые задания, также фиксируя свои идеи и предложения на листах бумаги.

Процедура продолжается до тех пор, пока все гости не обойдут всех хозяев.

По окончании всей процедуры, гости возвращаются за свои столы к своему хозяину и сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола для принятия общего решения по общей проблеме собрания.

Если вам понятна поставленная перед вами задача и проблема, можно приступать к её реализации. Напоминаю, что все ответы и идеи вы фиксируете на бумажных стикерах.

Стол № 1  Стикер для стола  «Квадрат»

Вопросы – задания

  1.  В чём на Ваш взгляд заключается роль семьи в вопросах развития речи у ребёнка?
  2.  Что должны делать родители, для того чтобы развивать речь ребёнка?

Стол № 2  Стикер для стола  «Треугольник»

Вопросы – задания

  1. Какие игры  с детьми по развитию речи  Вам известны?
  2. Какую игру для ребёнка  по развитию речи Вы можете сделать?  

Стол № 3  Стикер для стола  «Круг»

Вопросы – задания

  1. Что нужно сделать, чтобы развитие речи ребёнка соответствовало возрасту?  
  2. Существуют ли у Вас правила в семье по обучению ребёнка развитию речи?

Стол № 4  Стикер для стола  «Волна»

Вопросы – задания

  1. Какие игры Вы   рекомендуете  в процессе обучения детей развитию речи?
  2. Какие игры по развитию речи Вы можете сделать для детей?

Воспитатель: Уважаемые хозяева столов, Вам слово для защиты Ваших ответов и идеи.

Хозяева столов выступают по заданным темам.

5.Подведение итогов собрания

Уважаемые родители, вы все очень продуктивно поработали. Теперь наступило время подвести итоги по теме нашего собрания и принять единое решение. Ваши предложения?

Предложения родителей для определения решения по теме собрания.

6. Рефлексия

 

1.Упражнение «Чудесный рюкзачок».

А сейчас, я бы хотела узнать, как вы усвоили знания полученные на собрания. Перед вами лежат наклейки, на одной стороне которых необходимо написать, какие идеи на Ваш взгляд более удачны по теме собрания. Каждый родитель приклеивает на рюкзачок свою наклейку.

        2.Упражнение «Листочки»

Родители приклеивают к нарисованному дереву листочки,  на одной стороне которых необходимо написать, какие идеи на их взгляд более удачны по теме собрания.

Воспитатель: А закончить нашу встречу я хотела бы следующими строками:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:

Какая счастливая Ваша семья!

Я не говорю Вам До свидания, а говорю до новых встреч! Счастья и взаимопонимания Вам и вашим близким!

Предварительная работа: информационные листы «Формы работы с детьми по развитию речи», красочные папки – передвижки, консультация специалистов, анкетирование.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) __________________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?___________________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

__________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ________________________________________________________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?_____________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Анкета для родителей

“РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Уважаемые родители!

  Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет нам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

Конфиденциальность гарантируем.

1. Фамилия, имя ребенка________________________________________
2. Дата рождения:______________________________________________
      Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ______________________________________

____________________________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ________________________________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___________________________________________________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?_____________________
11. Присутствуете ли на детских  праздниках?______________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?___________

_____________________________________________________________

Спасибо!