Новый уровень взаимодействия воспитателя и учителя в условиях реализации ФГОС
статья

Померанцева Елена Леонидовна

Методическая разработка посвящена проблеме преемственности детского сада и школы в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДОО. В ней раскрываются отдельные вопросы взаимодействия воспитателя и учителя по решению актуальных  вопросов  в образовательном процессе. Данная разработка будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений и учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mashkova_tm_pomerantseva_el.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Новый уровень взаимодействия воспитателя и учителя                                            в условиях реализации ФГОС

 

воспитатель Машкова Т.М.,

старший воспитатель Померанцева Е.Л.

ГБОУ ООШ №20 СП «Детский сад «Василек»

 г. Новокуйбышевск Самарская область

Введение  

Десятилетия назад среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации и его реформирования, особую актуальность приобретали те, которые были связаны с реализацией преемственности между дошкольными и школьными образовательными учреждениями в подготовке детей к обучению в школе.

Многие авторы, исследующие проблему дошкольного детства (В.В.Давыдов, Р.Б. Стеркина и др.) в тот период отмечали, что при поступлении в начальную школу у детей по сравнению с детским садом в значительной степени снижаются темпы интеллектуального развития, познавательная мотивация, активное воображение, то есть то, что характеризует общий интеллектуальный потенциал ребенка и его творческую активность.

Целью создания сквозных модифицированных программ являлось осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны  и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

Участие педагогов детского сада «Василек» в апробации Программы «Преемственность», разработанной авторским коллективом Самарского государственного педагогического университета и Управления образования Администрации г. Новокуйбышевска было направлено на реализацию плавного перехода ребенка-дошкольника в школу и его творческого развития на всех последующих этапах обучения.

Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества.

Но эта же проблема остается актуальной. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться мы начинаем формировать не в школе, а уже в раннем дошкольном возрасте.

Аналитическая часть

Мой многолетний опыт работы показывает, что педагоги и родители не всегда правильно понимаем, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Многие из нас убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит адаптацию ребенку и поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

Слова Конфуция «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню» знает сегодня каждый педагог образовательного учреждения. Поэтому, следуя требованиям ФГОС, я стараюсь передавать знания своим воспитанникам не в готовом виде, а чтобы они осваивали их в процессе совместной со мной деятельности. Учитывая основной вид деятельности в детском саду – игру, занятия я провожу с постепенным нарастанием степени сложности.

Опыт общения с учителями начальной школы показал, что в учебниках имеются много заданий на сравнение, классификацию, обобщение, но не все мои бывшие воспитанники владеют алгоритмом выполнения данных операций. Алгоритмов этих нет и в учебниках. Поэтому, проанализировав этот вопрос, я уделила больше  внимания работе с воспитанниками над классификацией:

1) выделением отличительных свойств предметов;

2) определением содержания выделенных свойств;

3) делением класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств;

4) выделением общего для всех предметов признака;

5) сравнением объема класса с объемами входящих в него подклассов.

Например, даю задание 1. Воспитатель называет обобщенное слово (название группы, а дети называют предметы, которые могут входить в эту группу. Например: Животные: волк, коза, еж, кошка…

Домашние животные (группа сужается): кошка, собака, корова…

Дикие животные: лиса, лось, еж…

Даю задание 2. Воспитатель предлагает детям группу объектов, а дети выделяют сначала общее свойство для всех предметов, а затем называют обобщенное понятие. Например: чайник, тарелка, кружка – посуда.

Затем  усложняю задание. Предложить ряд объектов, выделить общее свойство, а затем дети должны продолжить данную группу. Например: желтый, зеленый, красный….(синий).

После того, как дети научатся выделять общие свойства объектов, называть обобщенным словом, продолжать цепочку слов, понятий я предлагаю задание «определить лишний объект». Например: шапка, платок, сапоги, кепка. Какой предмет лишний? Какой предмет не подходит по всем остальным по какому-либо признаку?

В процессе посещения уроков по чтению у моих выпускников и бесед с учителем начальных классов, я увидела еще одну проблему; почти все дети  легко справляются с составлением рассказа по картине, но затрудняются в составлении рассказа по сюжетным картинкам. Таким образом, я приняла это к сведению и составила план по решению образовательной задачи.

1.        Выделить основные действующие лица или объекты картинок.

2.        Проследить их взаимосвязь и взаимодействие.

3.        Отметить особенности композиционного фона картины.

4.        Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его последствия, то есть конец.

Регулярное проведение занятий по развитию речи с включением игровых упражнений согласно плану, дети стали проявлять интерес к таким играм и уже к концу учебного года большинство легко справлялись с поставленной задачей. Рассказы получались логически выстроенными, выразительными, отмечались элементы словотворчества.

Заключение

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а детям – создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития; обеспечить условия для плавного, бесстрессового перехода от игровой к учебной деятельности. 

Использованная литература:

  1. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями.-Начальная школа: плюс-минус, 2002г. № 2. 
  2. Ремезова Л.А. Обеспечение преемственности между образовательными учреждениями школы и детского сада. Лекции курсов повышения квалификации, СИПКРО, 2020 г.
  3. Федосова Н. А. Подготовка к обучению в школе – основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. - Начальная школа, 2010г. № 10.
  4. Шарапова А.С., Сухобокова Т.Г., Анисимова Л.П. и педагогические работники СОШ №5 и ДОУ №2 «Василек», №49 «Гномик» Программа «Преемственность: Детский сад-Школа», г. Новокуйбышевск, 2001 г., 276 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшего воспитателя "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

Повышение пофессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО...

Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка форми...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие реализации ФГОС ДО»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А. С. МакаренкоСемья и детский сад – два общественных инстит...

Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС"

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приоб...

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС"

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приоб...