Технологии управления развитием педагогического персонала ДОО посредством повышения квалификации педагогов.
статья

 Ирина Андреевна

 В статье рассказывается о технологии управленческого развития, системе управления персонала, направления, функциях и формах повышения квалификации как одной из системы методической работы в ДОО. статье рассказывается о технологии управленческого развития, системе управления персонала, направления, функциях и формах повышения квалификации как одной из системы методической работы в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Андреевна Подлесных,

ИППОГАОУ ВО МГПУ,

г. Москва

Технологии управления развитием педагогического персонала ДОО посредством повышения квалификации педагогов.

Аннотация.    В статье рассказывается о технологии управленческого развития, системе управления персонала, направления, функциях и формах повышения квалификации как одной из системы методической работы в ДОО.

Ключевые слова: система управления ДОО, кадровая политика, направления кадровой стратегии, формы работы с педагогами. 

На протяжении последних лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы учёных и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также переоценка общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией, так как сила организации, прежде всего, в человеческом капитале. 

 Цель системы управления - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава персонала в его развитии в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Управление персоналом приобретает широкий спектр вопросов по адаптации индивида к внешним условиям и учёту личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. [2, с.32].

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольной образовательной организации, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления.

Управлять ДОО – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста [1, с. 38].

Кадровая политика организации осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.

Дошкольная организация работает в режиме развития. Творчество и стремление к инновациям - характеристика, определяющая стиль работы коллектива ДОО. Высокий образовательный потенциал педагогов, профессиональная компетентность, наличие комфортных условий в ДО позволяют успешно реализовать воспитательно - образовательные программы нового поколения.

Следовательно, сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОО.

Рассматривая составляющие кадровой стратегии организации можно выделить несколько направлений:

1. Планирование потребности в кадрах. Организационный анализ существующих должностей, потребность в новых должностях, количественное и качественное кадровое планирование, оценка должностей, пополнение штатов сотрудников.

2. Обучение и повышение квалификации. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня, обучение в процессе работы, ротация по должностям, стажировка, самообразование и др.

3. Система регулирования. Целенаправленное руководство, оценка выполненной работы, оценка возможностей (способностей) работников, планирование преемственности (трудовые династии), планирование служебного роста.

4. Оплата труда. Общая совокупность всех видов оплаты, оплата по объему и качеству выполненной работы, оплата в зависимости от занимаемой должности, социальное обеспечение и др.

Чтобы все это хорошо активизировалось, нужно прежде всего, создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы методиста должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития.

В ДОО практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации.

В функциональные обязанности методиста по повышению квалификации педагогов входят [3, с. 23].

- методическое руководство учебно-воспитательной работой;

- методическая помощь в реализации комплексной и парциальных программ;

- изучение, обобщение и распространение инновационного опыта;

- подготовка необходимых материалов для рассмотрения на педсовете, рабочих совещаниях;

- организация технологии педагогической пропаганды среди родителей;

 - создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Для квалифицированного исполнения этих функций старший воспитатель должен знать психологию развития личности, общую и дошкольную педагогику, философию образования, современные дидактические системы, технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, образовательный менеджмент и маркетинг.

Эти знания позволят старшему воспитателю не только на должном уровне заниматься организацией учебно-воспитательного процесса, но и иначе подходить к организации системы повышения квалификации педагогов ДОО.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации. Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности [3, с. 30].

Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов. Обучающие семинары являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, креативность.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя.

Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры образовательной деятельности. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом. Подобная установка позволяет снять проблему психологической напряженности или дискомфорта, которые часто возникают у педагогов перед открытым просмотром.

Одним из вариантов повышения квалификации являются творческие и проектные группы педагогов.

 Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги [5, с. 33]. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает:

 -индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;

- работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры;

- создание методических рекомендаций.

Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

Довольно часто в работу тренинга включаются не только воспитатели, но и другие специалисты – психолог, учитель-логопед, что сказывается на результативности педагогического процесса, так как все они действительно становятся коллегами, работающими над решением одной педагогической проблемы, учатся согласовывать свои действия.

Мониторинг является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении квалификации педагогических работников. Работа с ними в современных условиях строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволяет развить творчество и инициативу каждого путем включения в исследовательскую деятельность.

 В связи с введением ФГОС ДО, на базе ДОО проводятся семинары, посвященные данным нововведениям.

Задачи семинаров:

- Изучить нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в аспекте ФГОС.

- Разработать программно – методическое обеспечение, циклограмму форм работы с дошкольниками по образовательным областям, режим жизнедеятельности всех групп;

-  Определить объекты и диагностический инструментарий мониторинга результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В рамках прохождения семинарских занятий педагоги знакомятся с нормативно-правовыми документами по введению ФГОС, с содержанием психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, составляют перечень пособий в группы.

 Также в рамках прохождения семинарских занятий педагоги знакомятся с разными формами планирования, составляют перечень необходимых методических пособий и материалов в соответствие с ФГОС ДО к условиям реализации программы [4, с. 88].

Сейчас возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. При этом контроль со стороны администрации не исчезает полностью, но корректируется.

Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому кабинету, являющемуся информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и родителей.

На современном этапе основная работа методиста – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя.

Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

Современный методист – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей.

Литература

1. Антонов, Ю. Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / Антонов, Ю. Е., Лысенко И.В // Управление дошкольным образовательным учреждением: науч.-практ. журн. - 2011. - N 2. - С. 38-48.

2. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом. 8-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. - 224 с.

3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ.  Анализ, планирование, формы и методы. 2-е изд., испр. и дополн.. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – С. 52.

4. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – М.: Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.

5. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство [Текст] / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний – М.: 2005. – С.33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "повышение квалификации педагогов ДОУ посредством внедрения в воспитательно - образовательный процесс инновационных технологий"

преставлен материал по организации методической и воспитательно - образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (деятельностный подход, обновление содержания и форм образовательной деятельност...

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

Соловьёва Ольга ВасильевнаСтарший воспитательМБДОУ «Детский сад № 59», г. Нижнего Новгорода. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ИХ ПЕ...

Статья на тему: "Технологии управления развитием педагогического персонала дошкольной образовательной организации"

Управлять ДОО – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня...

Система управления адаптацией педагогического персонала организации

Материал, который сможет раскрыть цели и задачи системы управления персонала....

Педагогический опыт «Система методической работы по повышению квалификации педагогов»

Сегодня, в фокусе профессионального стандарта  необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы в...