«Социальные проблемы образования в дошкольном учреждении»
статья

Ширковская Елена Анатольевна

Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Социальные проблемы образования в дошкольном учреждении»

         Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка. В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в школьном возрасте.

Социально-педагогическая деятельность в исследованиях часто соотносится с педагогической деятельностью, но она имеет собственную специфику. Для того, чтобы раскрыть ее отличительные особенности,  проанализируем эти виды деятельности в сравнении.

      Педагогическая деятельность, по определению М.А. Галогузовой, - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

       Педагогическая деятельность осуществляется: педагогами, работниками дошкольных образовательных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений. Деятельность в таких организациях носит нормативный характер, так как она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами и другими документами.

   Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности,  направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.  

      Она осуществляется специалистами педагогических профессий и, прежде всего, социальными педагогами. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решении его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составление индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограниченна тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

     Сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяется особенностями детского возраста, социальным статусом ребенка в отношениях с коллективом, возможностями дошкольного образовательного учреждения в решении задач социализации.

      Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении выстраивается по целому ряду направлений, из них наиболее важные: адаптация ребенка к образовательному учреждению, развитие индивидуальных особенностей, работа с детьми из семей группы риска, работа с социальным поведением ребенка, организация досуга, работа с ближайшим окружением воспитанников, профилактика негативных явлений, сопровождение детей при поступлении в школу.

       Целью социального педагога в дошкольном образовательном учреждении выступает адресная, индивидуальная помощь ребенку и его семье в проблемах социализации ребенка.

        Работая в дошкольном образовательном учреждении, социальный педагог выступает в трех главных ролях: посредник (между детьми и взрослыми), выступает в роли защитника прав ребенка и его интересов, является помощником в разрешении проблем во взаимоотношениях между родителями и педагогами.

        Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

       Цель социально-педагогической деятельности, по мнению, С.А. Рачетиной, состоит в распознании и решении многослойной социальной проблемы детей. Качественное своеобразие цели состоит в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но скорее как эмоционально-чувственное переживание недостаточности социальной ситуации для развития ребенка. Эмоциональный фон формируется не только в процессе деятельности, но до ее начала, создавая особую преднастройку к решению проблемы. Эмоция сопереживания детям предвосхищает цель, создает особые движения души ему навстречу. Это чувственная основа, в которой укореняются все другие рациональные действия, направленные на предупреждение  или преобразование ситуации, на расширение поля положительно направленной социализации ребенка.

       Действия, входящие в состав социально-педагогической деятельности могут быть на уровне анализа условно разделены на несколько групп:

- собственно социальные действия, связанные с проявлением заботы о физическом, психическом и нравственном здоровье ребенка;

-собственно психологические действия, ориентированные на актуализацию личностных резервов детей для решения проблемы:

- собственно педагогические действия, связанные с разумной организацией его жизнедеятельности, с развертыванием ситуации поддержки, посредничества, сопровождения .

        Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

· определение цели и задач деятельности;

· определение субъекта и объекта деятельности;

· определение содержания деятельности;

· выбор методов и технологий работы;

· выбор форм деятельности;

· реализация намеченного плана деятельности;

· корректировка деятельности;

· анализ результатов.

     Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач, профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;

 · предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

     Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

 · установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

       Рассматривая детский сад в системе образования, отметим, что это самое первое образовательное учреждение для детей младшего школьного возраста, где ребенок  овладевает первым опытом общения со своими сверстниками, привыкает к самостоятельности, сталкивается с первыми трудностями социального характера. Параллельно с этими у детей могут возникнуть проблемы индивидуально-личностного развития, которые связаны прежде всего с неадекватностью родительского отношения к ребенку – такого отношения, в котором проявляется дефицит духовной эмоциональной близости родителей с детьми, преобладают либо авторитарность, гиперопека и мелочный контроль, либо попустительство и безнадзорность. Масштаб негативных социальных явлений убедительно свидетельствует, что проблемы семейного воспитания в России касаются сегодня не только детей из так называемых «неблагополучных» семей, но и из большого числа детей, имеющих вполне благополучных, даже респектабельных родителей, которые просто не знают, что же на самом деле нужно для воспитания детей.

           Перечисленные проблемы решаются средствами социально-педагогической деятельности воспитателя и социального педагога, если таковой имеется в детском саду.

       Для наиболее эффективного решения проблем детей в дошкольном образовательном учреждении, должна организовываться система социально-педагогического сопровождения.

      При переходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

В нашем бюджетном дошкольном образовательном учреждении одной из проблем является  нехватки кадров. Нет, психолога, логопеда, между тем, они просто необходимы в ДОУ.

Проблема сотрудничества родителей с ДОУ, без которого невозможно полноценное развитие ребенка, также остаётся на важном месте.

Основные социальные проблемы можно объединить в следующие блоки: проблемы кадрового потенциала дошкольного образования, проблемы финансирования, взаимодействия с начальным школьным образованием и социальным институтом семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Представлен опыт работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Лянтор по созданию педагогических условий для формирования экологического мышления и сознания у детей дошкольного возраста....

Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ  Проект – разработанная идея для претворения в жизнь. Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и д...

Статья " Необходимость развития социально-педагогической направленности в дошкольных учреждениях"

В дошколшьной педагогике понятие социальная адаптация, определяется прежде всего, как медико-педагогическая проблема....

Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении

Данный материал поможет педагогам с понятием "проект", "социально-педагогический проект", основные этапы проектной деятельности и примерные темы социально-педагогических проектов....

Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении - возможности и проблемы.

 Мир «особого» ребёнка - интересен и пуглив.   Мир «особого» ребёнка - безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.   Мир ...

Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях возможности и проблемы

Актуальность тумы:—Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти.—Дети с ОВЗ —  оказывались изолированы и, соответственно, ли...