Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
учебно-методический материал

Вторых Ирина Александровна

     При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, так и нетрадиционные, индивидуальные и групповые. В эту работу включаются все специалисты учреждения. Повышение компетентности педагогического коллектива, готовность использовать инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволит создать эффективную систему сотрудничества с родителями (законными представителями) в сфере образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kompetentnosti.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников» Вторых И.А., старший воспитатель

Слайд 2

На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года. В статье 44 говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Слайд 3

Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями, оказанию им педагогической помощи, поддержки. ФГОС ДО определяет взаимодействие с родителями (законными представителями) одним из важных психолого-­педагогических условий реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Предполагает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.

Слайд 4

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» предусматривает выполнение педагогами таких трудовых действий, как использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. Главная цель взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения, умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения. Эффективность такого взаимодействия зависит от компетентности педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьями воспитанников.

Слайд 5

При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, так и нетрадиционные, индивидуальные и групповые. В эту работу включаются все специалисты учреждения. Повышение компетентности педагогического коллектива, готовность использовать инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволит создать эффективную систему сотрудничества с родителями (законными представителями) в сфере образования.

Слайд 6

Современная система организации образовательного процесса ДОУ направлена на его индивидуализацию и открытость. Вовлечение семей в деятельность ДОУ позволило не только повысить ее эффективность, но и стало источником новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Основными направлениями взаимодействия с семьей являются : изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагоги-ческой культуры.

Слайд 7

Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы : совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, педагогические советы, Совет бюджетного Учреждения, встречи с администрацией, родительский комитет. совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры, реализация дополнительных образовательных услуг, КВН, викторины, праздники, досуги, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Слайд 8

Взаимодействие с семьями воспитанников носит системный характер . Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые можно классифицировать по следующим основаниям : 1.Время проведения. 2.Место проведения. 3.Количество участников. 4.Состав участников. 5.Задачи взаимодействия с семьей. 6.Характер взаимодействия педагогов с родителями. 7.Деятельность участников.

Слайд 9

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения : Информационно-аналитические : анкетирование, опрос. Досуговые: праздники, совместные досуги, акции; участие родителей в конкурсах, выставках. Познавательные: родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания и консультации, педагогический тренинг, семейный практикум, игры с педагогическим содержанием. Наглядно-информационные: мини-библиотека , информационные стенды, выпуск газеты, сайт ДОУ

Слайд 10

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях носит характер сотрудничества, так как изменились и содержание , и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ. В целях повышения качества и продуктивности взаимодействия целесообразна эффективная система организации сотрудничества, в основе которой высокий уровень педагогической компетентности в данной сфере.

Слайд 11

Педагогическая компетентность – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Слайд 12

Совокупность профессиональных и личностных качеств педагога, необходимых для эффективной реализации образовательного процесса: 1. Владение современными педагогическими технологиями, формами и методами и их применение при взаимодействии с семьями воспитанников. 2. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами в рамках системы «семья - ребенок - педагог». 3. Готовность решать профессиональные задачи, связанные с преодолением препятствий во взаимодействии педагога и семей воспитанников.

Слайд 13

Анализ системы реализации взаимоотношений педагогического коллектива МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида с семьями воспитанников позволил выделить ряд причин, препятствующих эффективному взаимодействию: недостаточная информированность родителей о содержании образовательного процесса и формах его реализации, как следствие, ограниченное участие родителей в нетрадиционных формах организации мероприятий; отсутствие времени на беседы «по душам», носящие неформальный характер и позволяющие определить переживания и тревоги родителей (законных представителей); непонимание значимости взаимодействия; отсутствие культуры, опыта, традиций таких отношений; безразличное отношение семьи к условиям пребывания ребенка в ДОУ; ограниченность и однообразие форм, используемых в выстраивании взаимоотношений с семьями воспитанников.

Слайд 14

Исходя из того, что в настоящее время ведущая роль в организации субъект – субъектных отношений в рамках реализации партнерской системы взаимоотношений отдана образовательному учреждению , необходимо осуществлять данную деятельность в системе повышения компетентности педагогического коллектива по взаимодействию с семьей. Для проектирования системы взаимодействия МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида с семьями воспитанников необходимо выявить затруднения , возникающие у педагогического коллектива при осуществлении профессиональной деятельности, и их причин; оказание помощи при оформлении заказа на повышение квалификации в условиях образовательного учреждения; организация повышения квалификации посредством использования разнообразных форм методической работы .

Слайд 15

Поэтому в рамках проекта необходимо реализовать следующие этапы: Первый этап - диагностика профессиональной деятельности педагога, позволяющая получить необходимую информацию об особенностях и уровнях профессиональной деятельности педагога на данный момент. На втором этапе в процессе обобщения результатов диагностики осуществляется определение затруднений педагога в осуществлении профессиональной деятельности и их причин. На третьем этапе осуществляется выявление причин затруднений педагога в осуществлении профессиональной деятельности и определение путей их устранения . Четвертый этап предполагает помощь в повышении квалификации педагога, на основе которой планируется система мероприятий ДОУ по устранению выявленных затруднений .

Слайд 16

На пятом этапе организуется повышение квалификации педагога , направленное на обновление профессиональных знаний и развитие умений осуществлять профессиональную деятельность. Повышение квалификации осуществлялось посредством практикумов, проблемных семинаров, тематических педагогических советов, тематических научно-практических семинаров и конференций, на заседаниях методических объединений, в ходе индивидуальных и групповых консультаций. Шестой этап предполагает научно-методическое руководство, консультирование по созданию и оформлению методической разработки в виде подробно описанной процедуры выполнения требований к профессиональной деятельности педагога, гарантирующей ее эффективность.

Слайд 17

Повторная диагностика позволит установить факт решения педагогом задачи осуществления профессиональной деятельности, повышения уровня его профессиональной компетентности в системе партнерских взаимоотношений: обладание устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере взаимодействия с родителями; признание ведущего значения семьи в воспитании и развитии дошкольников; стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; обладание высокой степенью диалогичности в общении с родителями; проявление в общении с родителями внимания, выдержки, тактичности, других профессионально значимые качества ;

Слайд 18

владение знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей ; учет социальных запросов родителей (интересы, образовательные потребности) при организации взаимодействия с ними; умение планировать предстоящее общение : подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; обладание развитыми коммуникативными навыками .

Слайд 19

Педагоги ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников недостаточно используют нетрадиционные формы общения , такие как участие родителей в проектной деятельности, мастер – класс, круглый - стол , цель которых – вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Проведенное анкетирование, выявило, что 88% педагогов при определении факторов высокой значимости выделили признание со стороны родителей наряду с возможностью получать более высокую зарплату в зависимости от результатов труда и возможностью саморазвития. Сложная и трудная работа явилась значимым фактором лишь у 20% педагогов . То есть коллектив ДОУ имеет достаточно высокий мотивационный уровень в сфере повышения эффективности взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 20

Оценка компетентности педагогов в партнерском взаимодействии с семьями воспитанников определила, что лишь 5% педагогов признали владение этапами, механизмами партнерства с семьями и способами деятельности педагога по координации взаимодействия максимально развитым , как и умение стимулировать проявление субъектной позиции семьи. Это позволило сделать вывод, что необходимо проектирование эффективной системы повышения компетентности педагогов в сфере формирования, развития и реализации этапов, механизмов и способов деятельности педагогов по партнерству с родителями (законными представителями) воспитанников.

Слайд 21

№ Вид , параметр компетент ности максимально развит (М) скорее «да» (Д) не уверен(а) (У) скорее «нет» (Н) категорически «нет» (К) Общее кол-во/ процент 1. Наличие позитивной установки на взаимодействие с семьёй, толерантность по отношению к ней 11 9 100 2. Ориентация на поиск точек соприкосновения для совместного решения проблем развития детей 9 11 100 3. Знание собственных профессиональных потребностей в отношении родителей, ожиданий и мотиваций (что хотим от родителей?) 8 10 2 90 4. Знание этапов и механизмов партнерства с семьями; способов деятельности педагога /воспитателя по координации взаимодействия 1 15 4 80 5. Готовность предоставить родителям определённые полномочия (по силам и компетентности) в управлении какой-либо частью образовательной деятельности (планирование, организация, обеспечение, контроль) 2 13 2 3 75 6. Владение способами формирования и развития образовательных запросов семей 3 9 6 2 60 7. Способность организовать согласование позиций, целей и ресурсов семьи и ДОУ 2 14 3 1 80 8. Умение распределять (делегировать) полномочия и ответственность за достижение результата в совместной деятельности 7 11 2 90 9. Умение выявить образовательные потребности (запросы) родителей и развивать их 2 13 4 1 75 10 Умение стимулировать проявление субъектной позиции семьи 1 15 4 80 11. Владение навыками организации договорных отношений с семьями на основе согласования 4 11 3 2 75

Слайд 22

Результаты оценки компетентности педагогов ДОУ в партнерском взаимодействии с семьей

Слайд 23

Анализ уровня взаимодействия педагогического коллектива в партнерском взаимодействии с семьей позволил сделать выводы, что не все педагоги ДОУ владеют эффективными формами включения родителей в образовательные отношения и нуждаются в помощи для осуществления более эффективной работы с семьями воспитанников.

Слайд 24

Поэтому в системе работы по повышению компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ необходимо : систематически организовывать педагогические Советы по повышению эффективности использования современных форм взаимодействия с семьями воспитанников; проводить мастер – классы , тренинги, семинары – практикумы, направленные на повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с родителями (законными представителями); осуществлять просветительскую работу в рамках круглого стола, педагогического часа, консультаций, бесед; повышать квалификацию педагогов в рамках курсовой подготовки «Эффективные формы взаимодействия с родителями»;

Слайд 25

поощрять обучение в ВУЗах , среди педагогов, не имеющих высшего дошкольного образования; реализовывать планы по самообразованию педагогов в сфере сотрудничества с родителями (законными представителями). Основными направлениями работы : учет индивидуальных возможностей и личных качеств педагогов и его профессиональных интересов; своевременная оценка результатов с целью внесения коррективов в процесс профессионального совершенствования.

Слайд 26

В рамках проектирования эффективной системы взаимодействия был разработан план мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников и представлены эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющий реализовать современные формы в рамках повышения компетентности педагогического коллектива во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников: 1. Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей. 2. Наглядно-информационные методы. 3. Семинары и круглые столы .

Слайд 27

4. Досуговое направление во взаимодействии с родителями. 5. Проектный метод в работе с родителями. 6. Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями. 7. Использование сайта ДОУ как формы современного взаимодействия с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Слайд 28

Представленный проект системы повышения компетентности педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников позволил сделать образовательный процесс открытым для использования эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей; использовать новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов; организовывать продуктивное общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников. Предложенные мероприятия позволили привлечь родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысили их психолого-педагогическую грамотность, но и укрепили детско-родительских отношения, вовлекли родителей в жизнь ДОУ.

Слайд 29

В ходе проведенного анализа форм сотрудничества ДОУ и семьи были разработаны эффективные методы повышения компетентности педагогического коллектива при взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников. Исследования состояния компетентности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников позволило разработать проект по повышению компетентности педагогов в процессе взаимодействия ДОУ с семьями. Таким образом, можно сделать вывод , что цель работы достигнута - осуществлено проектирование эффективной системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка  ст...

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

Повышение  профессионального мастерства  молодых  педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников        Современная ситуация в образова...

Блиц-игра "Педагогическая компетентность воспитателей как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников"

В материале раскрыта важность взаимодействия с семьями воспитанников. показана важность использования нетрадиционных форм взаимодйствия с семьями воспитанников. Раскрыты понятия "компетенция", "педаго...

Консультация по теме: «Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»

Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями...

Педагогический совет направление формы взаимодействия с семьями воспитанников: «Информирование родителей»

Педагогический совет направление формы взаимодействия с семьями воспитанников: «Информирование родителей»...