Слайд1-2 | Разработка концепции социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, программы «Дорогою добра» и технологии ее реализации осуществлялась в процессе многолетних исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики и психологии в лаборатории социального развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, на базе экспериментальных площадок, творческих педагогических лабораторий, центров инновационного опыта г. Перми и Пермского края. Автор программы – Людмила Владимировна Коломейченко, доктор педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, профессор, зав.лабораторией социального развития, руководитель научной школы. В соответствии с концепцией социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста в программе «Дорогою добра» нашли отражение следующие теоретические положения: — признание детства как культурного феномена; — отношение к ребенку как к субъекту жизнедеятельности, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; — отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; — отношение к воспитанию как к процессу, обеспечивающему приобщение к культурным ценностям, их интериоризацию и культуротворчество; — отношение к образовательной организации как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются идеалы культурных взаимоотношений детей и взрослых, происходят культурные события, культуротворчество и воспитание человека культуры.
|
Слайд 3 | Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур. Цель социального воспитания – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений: - гуманного – к людям,
- бережного – к достояниям культуры, как результата человеческого труда,
- уважительного – к истории семьи, детского сада, страны,
- толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям).
|
Слайд4-8 | Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам (см. таблицу). Таблица
Раздел программы | Блоки раздела | «Человек среди людей» | «Я — человек: я — мальчик, я — девочка». «Мужчины и женщины». «Моя семья». «Детский сад — мой второй дом» | «Человек в истории» | «Появление и развитие человека на Земле». «История семьи». «История детского сада». «Родной город (село)». «Родная страна». «Моя Земля» | «Человек в культуре» | «Русская традиционная культура». «Культура других народов» | «Человек в своем крае» | «Родной край» |
Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обеспечивает отражение регионального компонента в ООП ДОУ.
|
Слайд 9. | Технология реализации программы «Дорогою добра построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики: - аксеологический,
- личностно-ориентированный,
- системно- структурный,
- деятельностный,
- комплексный,
- гуманистический,
- антропологический,
- синергетический,
- средовой,
- полисубъектный,
- этнографический,
- культурологический.
|
Слайд10 | Программа «Дорогою добра»
- подразумевает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса;
- предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной),
- включает описание развивающей среды,
- обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка,
- содержит показатели и уровни социального развития,
- диагностический инструментарий.
|
Слайд 11. | Содержание программы «Дорогою добра» осваивается детьми в различных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу: - первоначальное ознакомление с изучаемым объектом в процессе чтения художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, экскурсии;
- практическое использование этих знаний в процессе игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности,
- создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой деятельности.
- Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.
|
Слайд 12 | В программе авторы предлагают игровые и обучающие ситуации. Так для дошкольников 3-5 лет им предлагается на занятиях обучать Мишку, а дошкольникам 5-7 лет на каждом занятии приходит письмо с просьбой о помощи от реальных взрослых и детей(от детей из соседнего детского сада , от детей из ясельной группы, от работников фабрики «Игрушек» ,от первоклассников из школы).
|
Слайд 13 | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - различать хорошие и плохие поступки;
- проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
- пополнить знания о родном городе, стране, людях, что жили в России на благо и процветание Родины;
- уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
|
Слайд 14 | Программа «Дорогою Добра» реализуется с применением современных образовательных технологий: - Технология проектной деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии.
|
Слайды:15 | Проектная деятельность: - Проект «Защитники Отечества»
- Проект «Профессии мужские и женские»
- Проект «Родственники. Родословная.»
- Проект «Я расту»
- Проект «Спорт – это жизнь»
- Неделя добрых дел
- Проект «Настоящая женщина»
- Проект «Детский сад – мой второй дом»
- Проект «Мой город»
- Проект «Народные традиции»
|
Слайд 16 | ИКТ-технологии: использование мультимедийного оборудования, видео- и аудиоматериалов, интерактивных упражнений. |
Слайд 17 | Широко представлена в программе игровая технология. На каждом занятии детям предлагается комплекс разнообразных игр по теме занятия: - Атрибутивные (с различными предметами-игрушками)
- Традиционные (в основе которых лежат словесные формулы ,прибаутки, поговорки, шутки, присказки)
- Драматические(предполагаются наличие художественного образа ,движения, диалога, действия)
- Спортивные
- Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальными композициями ,основным жанром которого является хоровод).
- Дидактические (словесные и настольно-печатные)
|
Слайд 18 | Разновидности игр |
Слайд 19 | Дидактические игры по темам |
Слайд 20-41 | Дидактические игры по разделу «Человек среди людей»
Младшая группа:
Д/И «Одень Ваню и Таню»: дети подбирают маленькие карточки с изображением одежды для девочки и для мальчика.
Д/И «Настроение»: детям дается набор шаблонов. Они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме. Затем детям предлагают второй набор, только разрезанные шаблоны перемешивают между собой, и детям нужно правильно их сложить.
Д/И «.Цветок радостных дел»: детям предлагается сложить из лепестков цветок. На лепестках изображены различные ситуации, в которых изображены различные социально одобряемые образцы поведения. В ходе выполнения задания дети рассказывают Мишке о том, что изображено на картинках.
Д/И «Хорошо – плохо»: по предложению воспитателя дети раскладывают картинки на мольберте на две группы: слева – те, на которых изображены дети, чьи поступки и поведение огорчают взрослых, справа – чье поведение радует взрослых. При выполнении задания дошкольники рассказывают о том, что нарисовано на картинках. (По этому же типу проводятся игры «Правильно- не правильно (этикет в разных ситуациях),
Д/И «Модный салон»: дети работают в микрогруппах: к картинке с изображением мужчины они подбирают карточки с изображением мужской одежды; к картинке с изображением женщины – карточки с изображением женской одежды. В ходе выполнения задания дети рассказывают о том, какая одежда бывает у мужчин, а какая – у женщин.
|
Слайды 38-41 | Дидактические игры о разделу «Человек в культуре»
Д/И «Посуда» Детям даются разрезные карточки с изображением горшка, ложки, самовара, миски, ковша, кружки. Они должны собрать по одному предмету на выбор.
Д/И «Кто что делает?» Воспитатель раздает карточки с изображением людей разных профессий. Затем – демоонстрируе предметные картинки с изображением результата их деятельности»
Д/И «Семейные обязанности» Дети справа расставляют на мольберте картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а слева – картинки с изображением мужских обязанностей в семье.
|
Слайды 42-52 | Дидактические игры о разделу «Человек в истории»
Д/И «Разложи по порядку» (подг. гр.) Раскладывая картинки по порядку, нужно отразить этапы совершенствования письменных принадлежностей людей: от палочки, с помощью которой царапали на бересте, перьев (гусиных и металлических), карандаша, ручки, пишущей машинки до компьютера.
Д/И «Историческая лента» (подг. гр.) (водный, воздушный, наземный транспорт) – Дети выполняют задание в микрогруппах. Нужно разложить карточки с изображением водного (воздушного, наземного) транспорта по порядку: от самых древних до самых современных. Начинать следует от красной стрелки и контролировать себя совпадением цветных кружков на сторонах карточек.
Д/И «Сортировка» Ведущий сортирует карточки по парам («веник - пылесос», «русская печь – микроволновая печь», «Корыто - стиральная машина», «нитка с иголкой – швейная машина» и делит наборы парных картинок поровну между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет предметы.
Д/И «Сколько братьев у нашего дома?» Дети получают карточки с изображением домов и человечков, живущих в таких домах, большие пейзажные картины с изображением того или иного географического места. Для каждого домика надо отыскать картинку с соответствующим пейзажем , найти фигурку человечка, живущего в таком доме.
|