Консультационный центр как форма активного взаимодействия с семьями детей раннего возраста
статья

Семенистова Светлана Валентиновна

Работа посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

КАК ФОРМА АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сведения об авторе: Семенистова Светлана Валентиновна, воспитатель.

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад  «Радость»  структурное подразделение № 150 (г. Нижний Тагил)

Контактная информация: 622042, г. Нижний Тагил,  ул. Карла Либкнехта , д.5, кв. 53.

 E-mail: sveta_zv3@mail.ru 

Аннотация. Работа посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста

Ключевые слова: консультационный центр; дети раннего возраста; взаимодействие с семьями; сенсорно-интегративный подход; повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

COUNSELLING CENTRE AS A FORM OF ACTIVE INTERACTION

WITH FAMILIES OF YOUNG CHILDREN

About the author: Semenistova Svetlana Valentinovna, Educator.

Place of employment: Municipal Autonomous preschool educational institution of the combined type kindergarten " Joy " structural division № 150 (Nizhny Tagil).

Abstract. The work is devoted to the problem of psychological and pedagogical support of families with young children

Keywords: consulting center; young children; interaction with families; sensory-integrative approach; improvement of psychological and pedagogical competence of parents.

В настоящее время уже не вызывает сомнения значимость первых лет жизни ребенка для формирования будущей личности, поэтому так важно направить усилия взрослых на раннее воспитание и развитие малышей. К сожалению, далеко не все родители имеют знания о том, как организовать развитие ребенка так, чтобы его взаимодействие со взрослым соответствовало возрастным особенностям и зоне ближайшего развития малыша.

Выполняя задачу  обеспечения  доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, детские сады Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Радость» при поддержке Управления образования города Нижний Тагил открыли первые в городе консультационные центры, где дети раннего возраста получают дошкольное образование в форме семейного образования.

В Консультационном центре были созданы условия для становления социокультурного опыта детей раннего возраста с учетом их индивидуальных особенностей и образовательного запроса родителей. Взаимодействуя с семьями, специалисты консультационного центра имеют цель всестороннего развития личности ребенка посредством успешного взаимодействия с близким взрослым. Родителям новая образовательная модель даёт возможность одновременно получать знания по воспитанию детей и принимать активное участие в образовательном процессе.

Работа консультационного центра подразумевает педагогическое просвещение родителей через разные формы взаимодействия:

  • Индивидуальные консультации специалистов,
  • Группа кратковременного пребывания,
  • Школа компетентного родителя,
  • Виртуальный консультационный центр.

В консультационном центре работает команда специалистов – педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитатель, музыкальный руководитель. Родитель может получить индивидуальную консультацию любого из них.

Психолого-педагогическая поддержка  семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья/инвалида, осуществляется на уровне междисциплинарного взаимодействия. В таких семьях часто стоит проблема непринятия ребенка мамой, нежелание видеть его достижения, гордиться им. Поэтому в рамках оказания необходимой помощи родителям ребенка разрабатывается и реализуется индивидуальная программа и программа групповых занятий. Проводится просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

Индивидуальные занятия в диаде «ребенок-близкий взрослый» включают в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, расширение сенсорного опыта, обогащения тактильных ощущений ребенка, активизации речи и звукоподражания, рекомендации по развитию психических процессов у ребенка дома

Немаловажно проведение совместных мероприятий с родителями и детьми. Данный комплекс мероприятий способствует снижению эмоционального дискомфорта в связи с психофизическими и возрастными особенностями ребенка,  укрепляет уверенность родителей в возможностях ребенка с проблемами развития, постепенно формируют у родителей адекватное отношение к ребенку с ОВЗ, направленность на успехи ребенка помогает установить адекватные детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.

Такое взаимодействие семьи со специалистами консультационного центра помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и уметь принимать своего ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В рамках работы группы кратковременного пребывания проводятся занятия с детско-родительскими парами, где осуществляется формирование практических навыков ребенка через совместную деятельность. Играя с ребёнком, педагог одновременно консультирует родителей: раскрывает развивающий потенциал игр, достоинства той или иной игрушки, разъясняет родителям образовательные задачи на  разных  этапах игрового сеанса. Родители является непосредственными участниками игр, что помогает ребенку не только развиваться в разных направлениях, но и социализироваться в щадящем режиме.

Игровые сеансы строятся по методике раннего развития О.Н. Тепляковой, в основе которой лежит сенсорно-интегративный подход: все, о чем говорится в игре, малыш может увидеть, почувствовать, потрогать. Цель каждого занятия – это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни. Один сюжет предполагает использование нескольких видов деятельности: пение, наблюдение, лепка, изготовление аппликаций, музицирование, рисование, театральные постановки, чтение и рассматривание книг, математика, взаимодействие с предметами.

 Такой подход является наиболее комфортным, физиологически и психологически обоснованным для развития детей раннего возраста.

Есть игры и игрушки, которые не привлекают внимание родителей, поскольку взрослый не знает, какой развивающий потенциал они несут в себе. Игры, сделанные своими руками, позволяют поддерживать и развивать  познавательный интерес у ребенка. Нивелировать неприятные ощущения при соприкосновении с материалами и веществами помогает целлофановый пакет, что обеспечивает щадящее для детского восприятия вхождение в игру.  

Приведем примеры таких игр.

Тренажер «ПАЛИТРА» (Рисунок 1)

Задачи игры: знакомство детей с красками, получение новых оттенков путем смешивания, формирование цветового восприятия, обогащение тактильных ощущений, развитие плавных движений кистей рук.

Описание: Игра представляет собой пакет с замком (можно использовать файл), в который помещена краска - количество цветов и объем зависит от поставленных задач.

Детей от 1 года привлекают в такой игре не только яркие пятна, но и шуршание, когда он совершает хватательные движения, бросает его.

Детям от 1,5- 3 лет можно предложить такую игру:

- Посмотри, какие капельки – нажми пальчиком: Посмотри: пальчик чистый! Где красная капелька/синяя/ желтая/ зеленая.  Давай сделаем дорожки. Зайчик по красной/синей/ желтой/ зеленой дорожке побежал – лису повстречал.

Роль взрослого в игре: близкий взрослый словесно сопровождает игру, предлагает способы действия с игрой (при необходимости можно использовать меру помощи «рука в руке»), помогает обыграть игрушками, художественным словом.

Игра «ПРЯТКИ» (Рисунок 2).

Задачи игры: активизация речи и звукоподражания; закрепление обобщающих понятий, знаний основных цветов; умение устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира; обогащение тактильных ощущений; развитие пинцетного и щипкового захвата пальцев.

 Описание: Игра изготовлена из гидрогеля, который помещается в zip-пакет с заранее заготовленными картинками – их содержание зависит от того, какую задачу мы решаем (геометрические фигуры, игрушки, животные, транспорт, сказка). Детям предлагается рассмотреть шарики (можно использовать другие материалы и вещества – горох, фасоль, снег, льдинки), отметить их цвет, потрогать. Под шариками мы находим картинки:

 -  Кто спрятался? Рекомендуется поиграть, составить короткие истории. «Зайчик шёл, шёл, шёл, бабочку нашёл…» и т.д. Геометрические фигуры обводим по контуру пальцем, «Прятки» с транспортом помогают развивать слуховое внимание и звукоподражание и т. д. В конце игры ребенку можно предложить поймать один шарик и раздавить его.

Роль взрослого: близкий взрослый словесно сопровождает игру, контролирует эмоциональное состояние ребенка (Рисунок 3).

Таким образом реализуется основная задача консультационного центра по формированию практических навыков совместной деятельности близкого взрослого со своим ребёнком, что способствует его познавательному развитию.

Как продукт совместного труда – ребенка, родителя и педагога является развивающий альбом, где отражены знания ребенка, которые он получал и закреплял на занятиях и которыми он будет пользоваться на протяжении всего дошкольного детства.

В «Школе компетентного родителя» взрослые обмениваются опытом семейного воспитания, обсуждают возрастные особенности детей раннего возраста, секреты воспитания и развития. Главными задачами школы является педагогическое и психологическое образование современных родителей. На мастер-классах, «Мировом кафе», практикумах, семинарах родители получают разнообразные консультации, играют в различные игры и пособия, осваивают способы снятия эмоционального напряжения ребенка, Изготовление развивающих игрушек для детей раннего возраста своими руками знакомятся с культурой организации и проведения детского праздника.

Эффективность взаимодействия с семьями определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования

Кроме того, эффективность работы консультационного центра можно оценивать по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровню родительской удовлетворенности и эффективности выбранных форм  работы, перспективных технологий в работе с семьей.

Виртуальный консультационный центр позволяет родителям знакомиться с предоставляемой информацией удаленно. На сайте http://радость-нт.рф/  размещен «Банк педагогических идей», наполненный не только различными буклетами и рекомендациями, но и содержат видеофрагменты занятий, утренних гимнастик для ребенка раннего возраста, а так же мастер-классы по изготовлению развивающих игрушек своими руками.

Данный комплекс мероприятий консультационного центра позволяет успешно реализовывать приоритетные направления ФГОС ДО, расширяя педагогическое просвещение родителей и обеспечивая образовательными услугами детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

Литература

  1. «Развитие речи и интеллекта ребенка от рождения до 2 лет... Развитие речи и интеллекта ребенка от рождения до 2 лет. Пальчиковые игры / О. Н. Теплякова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 95
  2. Воротникова Н. А. «Играем с мамой». Клуб для родителей и детей // Дошкольное воспитание  - 2019 - № 8
  3. Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий/Н.Ю. Галой. – Волгоград: Учитель, 2015.-88с.
  4. Левшина Н., Санникова Л., Юревич С., Степанова Н.. Модульные программы. Методическая помощь родителям дошкольников, получающих семейное образование :// Дошкольное воспитание. 2019. № 5, 6. 12-17с
  5. Педагогика Взаимопонимания: занятия с родителями. / авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
  6. Смирнова Е.О. Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет. Аркти, 2004

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы активного взаимодействия с семьей

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и вза...

Презентация «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста сопровождение семьи в период адаптации ребёнка в ДОУ».

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста с нарушением слуха»

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих и расширяющих возможности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей...

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством нетрадиционных форм работы «Будем ближе друг к другу»

  «Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни». ...

Круглый стол для родителей консультационного центра на тему «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Круглый стол для родителей консультационного центра на тему«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»...