«Исследование возможностей игры–драматизации в развитии рефлексии детей старшего дошкольного возраста» (комплект диагностических методик)
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Рипанова (Черданцева) Наталья Сергеевна

Комплект диагностических методик для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_diagnosticheskih_metodik_refleksiya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

«Исследование возможностей игры–драматизации в развитии рефлексии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Рипанова Н.С., воспитатель


Методика

«Изучение сформированности образа «Я» и самооценки»

Цель: определить отношение  дошкольника к привлекательным и непривлекательным качествам человека и отношение к себе.

Вопросы:

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нарисовать шкалу с делениями от —10 до +10 (центр обозначен «О»), подобрать фишку.

Исследование проводится индивидуально и состоит из 2 серий. Первая серия. Беседа по вопросам (см. выше).  Вторая серия. Ребенку предъявляют шкалу с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы, и стандартный набор антонимов («хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «смелый — трусливый», сильный — слабый» и т.д.).

Инструкция: «На этой шкале — все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых.  На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу — самые злые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой». После то как ребенок сделал выбор, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы хотел быть».

Обработка результатов. Идеальная и реальная самооценки производятся по различным индивидуально-психологическим качествам несколько раз. По итогам беседы выявляют наличие и характер представлений ребенка о себе, его ценностные суждения и пристрастия. По результатам, полученным во второй серии эксперимента, сравнивают, сколько детей обладают максимально высокой самооценкой, сколько дифференцированной (различение оценок в идеальном и реальном плане). Результаты оформляют в таблицу.

Особенности образа «Я»

Группа

Содержание представления ребенка о себе

Отказ

Я-хороший

Самокритичный

Содержательное представление о себе

       

Обобщая ответы детей, выясняют сформированность у испытуемых образа «Я» (высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе).

Критерии оценки:

Высокий уровень.  Ребенок отвечает на все вопросы, с содержательным рассказом о себе. Умеет оценить привлекательные и непривлекательные качества другого человека. Дифференцированная самооценка при различении реального и идеального планов.

Средний уровень. Ребенок  отвечает, в основном, на все вопросы. Иногда затрудняется в ответе. Самооценка завышенная.  

Низкий уровень. Дети часто затрудняются дать ответ. Не могут оценить привлекательные и непривлекательные  качества другого человека.  Самооценка завышенная. 


Методика

«Изучение самооценки детей в разных видах деятельности»

Цель: определить виды самооценки, её мотивацию.

Подготовка исследования. Приготовить карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей. Подобрать сюжетные картинки:

а) ребенок, расставляющий стулья;

б) ребенок, протирающий стол;

в) ребенок, стирающий полотенце.

Проведение исследования.

Рисование.  Ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончании работы ребенку задают вопросы: «Как ты считаешь, твой рисунок получился хорошо? Его можно или нельзя взять на выставку? Почему ты так думаешь?»

Трудовая деятельность. Ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: «Дети трудятся. Расставлять стулья проще всего. Протирать столы труднее: нужно уметь намочить и выжать тряпочку. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?»

Обработка данных. Подсчитывается количество детей с завышенной, заниженной или адекватной самооценкой. О завышенной самооценке свидетельствует постановка целей, которые в реальной деятельности ребенок достигнуть не может. Представления о своих умениях и способностях у него выше, чем в действительности. Проявления заниженной самооценки таковы: ребенок ставит перед собой слишком легкие цели, боясь неудачи. Адекватная самооценка, т.е. правильная, проявляется, когда малыш ставит для себя достижимые цели, в ситуации неудачи уровень притязаний у него несколько снижается, а при успехе повышается.

1 группа. Дети не могут мотивировать самооценку.

2 группа. Дети, оценивая себя, опираются на оценки взрослых или на общее представление о себе («Я хороший»).

3 группа. Дети опираются на опыт собственной деятельности («Я вчера трудился и хорошо вытер стульчики»).

4 группа. Дети осознают свои предпочтения, интересы («Мне нравится прыгать», «Мне интересно рисовать», «Я люблю сложные узоры»).

5 группа. Мотивируя самооценку, дети называют свои умения, способности, нравственные качества.

Критерии оценки:

Высокий уровень. Самостоятельно начинает достаточно верно осознавать свои достоинства и недостатки, оценивать отношения со стороны окружающих. Познание самого себя и своей личности перемещается на его внутренний мир.

Средний уровень. Имеет правильное представление о себе, своих возможностях, начинает оценивать себя и свои действия, поступки. Способны высказывать о себе, но только с внешней стороны (красивый, добрый и другие личностные качества). Начинают осознавать отношения других людей к его личности, а также развивается умения вести самонаблюдение за своими мыслями, пытается осознавать свои достоинства и недостатки.

Низкий уровень. Он имеет простейшие представления о себе, о своих пристрастиях,  возможностях,  но  наблюдается  отсутствие оценки  себя  и  своих  действий.   Присутствует неосознанность отношения других людей к самому ребёнку, неумения вести самонаблюдение за своим состоянием, переживаниями, мыслями и чувствами, а также неверно осознают свои достоинства и недостатки.


Методика

«Изучение системы детских самохарактеристик»

Цель: выявить способность к самооцениванию и изучение системы детских самохарактеристик.

Организация. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и предусматривает ответы на следующие вопросы:

1)        Расскажи, какой ты, каким себя считаешь?

2)        Каким тебя считает мама?

3)        Каким тебя считает папа?

4)        Каким тебя считают воспитатели?

5)        Каким тебя считают дети твоей группы?

При этом, если при ответе на вопросы со 2-го по 5-й, ребенок называет отрицательные качества, то ему задают дополнительные вопросы: «Правы ли они (он, она)? Почему?»

Обработка результатов беседы осуществляется по следующим показателям:

а) количественная обработка данных, позволяющая выяснить:

- совокупный и индивидуальный количественный диапазон самооценочных характеристик детей и оценок, ожидаемых ими со стороны родителей, воспитателей и сверстников своей группы;

- количественный показатель содержательно-смыслового разнообразия самооценочных характеристик и характеристик, ожидаемых ребенком со стороны ближайшего микросоциума;

б) качественная обработка результатов, позволяющая выявить:

- эмоциональную (позитивные, негативные, индифферентные, амбивалентные, неопределенные) и содержательно-смысловую направленность самооценочных характеристик и оценок, предполагаемых со стороны ближайшего социального окружения и детерминирующих переживания ребенка.

Качественный анализ позволяет ответить на вопрос, каково соотношение между самооценкой ребенка и оценкой его близкими людьми.


Методика

«Изучение коммуникативной рефлексии на примере личностных ожиданий ребенка в общении с взрослыми»

(Авторы: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

Подготовка исследования. Подобрать несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

1 ситуация — «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка заметила малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

2 ситуация — «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял проволоку и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

3 ситуация - «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне - я поиграю». «На, возьми», -  сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула ее». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул (а) куклу?

4 ситуация — «Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?

Проведение исследования. Ребенку предлагают ответить на вопросы по каждой ситуации.

Обработка данных. Анализируют, как ребенок представляет, какого поведения ожидают от него близкие, какова будет их реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых - одобрения, порицания и т.п.


Методика

«Изучение рефлексивного мышления на примере конструирования по замыслу»

(Авторы: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

Подготовка исследования. Подготовить строительный материал для конструирования.

Проведение исследования. Ребенка 6-7 лет просят что-либо построить или сконструировать по своему выбору. При этом задаются вопросы направленные на выявление замысла: что ты хочешь построить? что для этого нужно сделать? как ты будешь строить? После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, соответствует ли результат первоначальному замыслу, что получилось, а что нет и почему.

Обработка данных. Протоколы анализируются по схеме:

-        наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);

-        устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);

-        отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания и пр.);

-        отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки («большой дом», «красивый мост»), оценок своей деятельности и ее результата.


Уровни развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень рефлексии свидетельствует о четком и правильном представлении о нравственных качествах свойственных личности, о их проявлении и правильной оценке ребенком, правильность предположения оценки данного качества другими детьми. Умение проецировать данные качества на себя и сверстников, умение показать проявление данных качеств в деятельности. Эмоционально адекватное отношение к себе, к окружающим, выстраивание нормальных взаимоотношений с окружающими.

Средний уровень рефлексии свидетельствует о ограниченном но правильном представлении о нравственных качествах свойственных личности, о их проявлении и правильной оценке ребенком. Правильность предположения оценки данного качества другими детьми подтверждается не всегда. Недостаточно развитое умение проецировать данные качества на себя и сверстников, умение проявить данные качества в деятельности. Не всегда эмоционально адекватное восприятие себя и окружающих.

Низкий уровень рефлексии свидетельствует о ограниченном и не полном представлении о нравственных качествах свойственных личности, о их проявлении и порой ошибочной оценке ребенком. Правильность предположения оценки данного качества другими детьми часто не подтверждается. Слабо развитое умение проецировать данные качества на себя и сверстников, умение показать проявление данных качеств в деятельности. Негативное отношение к собственной личности и окружающим людям.


Литература:

1. Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М., 1998.- С. 198, 205.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...

Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста...

Игра-драматизация и ее значение для детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Игра-драматизация и ее значение для детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект совместной образовательной деятельности «Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект совместной образовательной деятельности «Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» для детей старшего дошкольного возраста.Программные задачи: 1)      Развива...

"Диагностический материал по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста"

Диагностический материал содержит в себе дидактические игры на выявление разных сторон речевых нарушений....

«Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 142» города Магнитогорска Выступающие:воспитатель Хадиева Л. А.ст. воспитатель Файзулл...