Главные вкладки

    Коммуникативный тренинг как метод сплочения педагогического коллектива
    методическая разработка

    Юлия Константиновна Ковальчук

    Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kommunikativnyy_trening.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коммуникативный тренинг

    как метод сплочения педагогического коллектива

    Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.

    Анри Барбюс

    Коллектив – это не какая – то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей.

    В.А.Сухомлинский

       Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы.

    На развитие сплоченности в группе воздействуют несколько факторов.

    Первый из них — тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы.

    Второй фактор — групповая история успеха при выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.

    Некоторые характеристики самой группы также способствуют групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы общей цели приводит к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Еще один вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Люди больше любят тех своих знакомых, чьи взгляды ближе их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

    Итак, развитие сплоченности в группе зависит от группового взаимодействия, групповых успехов, общих целей и взаимной симпатии между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Кроме того, сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

    Еще одно последствие заключается в том, что члены сплоченной группы получают большее удовлетворение от работы, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с эффективностью. Участники более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся эффективности, чем члены менее сплоченной группы.

    Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

      Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.

    От благоприятного климата напрямую зависит рабочий процесс и результат совместной деятельности. Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивной деятельности необходимо эффективное взаимодействие  с учетом личностных особенностей членов коллектива, поэтому основной целью  руководителей является организация проведения тренингов, направленных на сплочение коллектива (командообразования, тимбилдинг ).

    Тренинги проводятся в разной направленности:

    • Коммуникативные – тренинги сплочения группы, тренинги лидерства, тренинги делового общения, тренинги управления конфликтом
    • Когнитивные – тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности
    • Тренинги социализации – социально – ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста (слайд 3)

    Коммуникативный тренинг - это форма психолого - педагогического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. (слайд 4 )

    Коммуникативный тренинг направлен на:

    • овладевание необходимыми социально-психологическими знаниями и навыками;
    •  развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков сотрудников организации;
    •  развитие навыка анализирования ситуации, поведений, самоанализа, состояния группы;
    •  развитие умения адекватного восприятия себя и окружающих.

    (слайд 5)

    При проведении тренингов следует учитывать  принципы и правила: (слайд 6)

    Принципы :

    1. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
    2. Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
    3. Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.
    4. Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
    5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
    6. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так ив отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.
    7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
    8. Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.

    Правила тренинга: (слайд 7)

    1.Правило именной карточки

    Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

    Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

    2.Правило «здесь и теперь»

    Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

    Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

    Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

    3.Правило «обратной связи»

    Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

    4.Правило недопустимости непосредственных оценок человека

    При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

    Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

    5.Правило присутствия на тренинге

    Присутствие на тренинге каждого члена группы НЕОБХОДИМО все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

    Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

    6.Разговоры на тренинге

    Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».

    Это правило тоже вызывает затруднение при выполнении, поскольку типичная ситуация такова, что переживания и эмоции переполняют участников и держать все это при себе очень трудно, но поделиться этими переживаниями со всеми - тоже трудно. В результате люди выражают свои эмоции «бурчанием», комментариями «под нос» и пр. Помимо того, что это мешает другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносит пользы, поскольку суть групповой психологической работы – именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия. Если этого не происходит – не происходит и психологического эффекта от участия в группе.

    7. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе

    Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по-другому».

    Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

    8. Правило конфиденциальности.

    Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!

    9.Правило «вето»

    Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

     Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя работу, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

    Проводя тренинговую работу необходимо помнить что результат может быть не всегда положительный, например можно столкнуться с нежеланием участником выполнять предложенное упражнение, высказывать свои ощущения, делиться мнением с окружающими, игнорирование правил «здесь и сейчас»

    Притча о взаимоотношениях в коллективе «Какие люди живут в этом городе?»

     Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?»

    Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?»

    «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда»

    «Здесь ты встретишь точно таких же», ответил ему старик.

    Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?»

    Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?»

    «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться».

    «Ты найдешь таких же и здесь», – ответил старик.

    Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»

    «Сын мой, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.»

    Практическая часть:

    Упражнение 1. «Приветствие»

    Для представления каждый присутствующий, представляясь, называет свое имя и придумывает прилагательное на первую букву своего имени. (Юркая Юлия, Светлая Светлана и т.д.)

    Упражнение 2  «Гусеница»

     Участники встают друг за другом. Между ними воздушные шары.

    Инструкция. Гусеница двигается по команде, задача участников не уронить шар.

    Упражнение 3 «Скульптура»

    Инструкция: Попытайтесь создать живую скульптуру. Скульптура должна быть выразительной и демонстрирующей сплоченный коллектив

    Упражнение 4 «Групповой рисунок»

    Новогодняя открытка

    Инструкция: Создать новогоднюю открытку не разговаривая друг с другом. Одновременно создавать сюжет, дополняя друг друга.

                                                       

      Педагог – психолог МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка»:

    Ковальчук Ю.К.                                                    

      Педагог – психолог МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 «Солнышко»:

    Ковбан С.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум по сплочению педагогического коллектива ДОУ

    Данные занятия помогают улучшить психологический климат в коллективе, снимать психоэмоциональное напряжение воспитателей и развивать их творческий потенциал....

    Тренинг для педагогов "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"

    В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад...

    Сплочение педагогического коллектива и развитие чувства коллективизма

    В работе представлены упражнения для провидения психологом семинара для воспитателей на тему: "Сплочение педагогического коллектива и развитие чувства коллективизма"....

    Тренинговое занятие на сплочение педагогического коллектива.

    Тренинг на сплочениепедагогического коллективаСплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мот...

    Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива"

    Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива" предназначен для работы с педагогами ДОУ. Целью его является  развитие самосознания, чувства сотрудничества и коллективизма,  трениро...