Обзор программы С. Н. Николаевой "Юный Эколог" для педагогов ДОУ
консультация (старшая группа)

Чупрова Инна Андреевна

"Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой..." В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Юный Эколог51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок1.jpgмуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сал № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

Подготовила: Чупрова Инна Андреевна,

воспитатель 1кв. к.

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

г. Тында  2015г.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

                   Здесь,  природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский

    В нашем детском саду программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой взята как вариативная часть к основной программе. Эта программа разработана на  основе  теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. И с 1993 года широко апробируется в различных регионах России. Она имеет методическое обеспечение и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп.

Цель: формирование у детей интереса и любви к природе, творческого применения  в повседневной жизни полученных знаний.

Задачи:

1.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

2.  Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

3. Формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность.

Ожидаемые результаты:

дети 3-4 лет

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Дети 4-5 лет

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Дети 5-6, 6-7 лет

• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Ухаживать за растениями. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

• Делать элементарные выводы и умозаключения.

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

• Иметь представление о родном крае.

• Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

• Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

• Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)

• Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень). Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

  На все возрастные группы составлен учебно-тематический план, содержание основных тем включало в себя знакомство детей с неживой природой, многообразием растений и животных, жизнью растений и животных в сообществе, взаимодействием человека с природой, а также  проведение наблюдений и экспериментов.

Условия реализации программы:

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада:

 1) групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями;

 2) территория детского садика: зеленые насаждения, цветник и огород, организована «Экологическая тропа»

  • Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

Реализация программы осуществляется в форме проведения НОД, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми.

     В программе представлено семь разделов. 

  • Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
  • Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
  • Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
  • В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала.
  •  Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
  • В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей.    

   Именно в семье закладывается фундамент нравственного воспитания, который непрерывно связан с экологическим развитием. Очень приятно, когда родители проявляют заинтересованность и принимают участие в экологическом воспитании детей, желают помочь им почувствовать и познать природу, установить непосредственный контакт ребенка с животными в домашних условиях

      Экологическое воспитание - это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Приобщать ребенка к прекрасному миру природы необходимо с раннего возраста.

Здесь особая роль у родителей. Предлагаю некоторые советы и пожелания родителям, которые помогут им в воспитании у ребенка любви, привязанности и бережного отношения к Природе.

  • Много читать художественной литературы о природе: Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского и других авторов.
  • Предложить ребенку вырастить дома свое комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель - подарить кому-то, украсить комнату и т. д.).
  •  Приобрести игрушку – образ животного, обыграть его.
  •  Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
  • Предложить, если в доме нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать за ним. Это способствует развитию ласкового, открытого для общения ребенка.
  • Выучить стихотворение о природе.
  • Каждый день, по дороге в детский сад, или домой обратить внимание на окружающую действительность, на ее красоту, повторяйте вместе с ребенком: дни недели, время года, месяц года, Правила Поведения в Природе.
  • Вместе с ребенком смотреть интересные природоведческие передачи, которые транслируются по разным каналам телевидения («Диалоги о животных», «Наш сад»,»Путешествие натуралиста» и др.).
  • Познакомить детей с природоведческими журналами. Они помогают ввести ребенка в удивительный, сказочный по красоте мир природы. («Свирель», «Воробышек»,"Эколошка", "Экология и здоровье» и т. д.)
  •  Сделать вместе с ребенком поделку из природного материала. Это способствует формированию у детей эстетического вкуса и понятия значимости природы ее красоты, необычности и значения в жизни людей.
  •  Придумайте с ребенком сказку о природе.
  • Изготовить и повесить скворечник. кормушку для птиц.
  • Участвуйте в акциях в защиту Природы.
  • Участвуйте в акциях "Зеленая планета"(посадка деревьев и уход за ними).

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация анализирует имеющиеся на данный момент  современные программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста....

Обзор программы "Здоровый ребенок"

Основные блоки программы здоровый ребенок p.s. Данные востановленны с сайта dou1244@sinegi.ru...

Обзор программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родины начин...

Обзор программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников

В статье представлен обзор программ,  направленных  на экологическое воспитание дошкольников...

Презентация " Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"

Основные комплексные программы.Специальные программы музыкального развития .Парциальные программы музыкального развития.Интегрированные программы музыкального развития.Программы непрерывного музыкальн...

Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...

Презентация - Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...