Обзор программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему

Миронова Юлия Сергеевна

 В статье представлен обзор программ,  направленных  на экологическое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Выступление на тему «Обзор программ,  направленных  на экологическое воспитание дошкольников».

Подготовила  дефектолог  - логопед Миронова Ю. С.

Сфера дошкольного  воспитания является начальным звеном экологического  образования.Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные  элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Поэтому содержание педагогического процесса по экологическому направлению в ДОУ регламентирует ООП дошкольного образования и парциальные экологические программы.

Слайд 2. Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Слайд 3. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Слайд 4.Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Слайд 5.Программа (В. И. и С. Г.)Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы  считают  от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке.  В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает четыре ее царства на Земле: минералы, растения, животные и человек и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Слайд 6.Программа экологического  воспитания дошкольников А. И. Ивановой «Живая экология». Программа охватывает три основных направления экологического образования: "Развитие элементарных естественно-научных представлений", "Развитие экологической культуры детей", "Развитие представлений о человеке в истории и культуре".  Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Слайд 7.Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы – «Мир-человека» «Мир искусства» – посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Далее я расскажу о  тех  программах,  которые имеются в нашем учреждении и используются в работе.

Слайд 8.Программа Н. А. Рыжовой  «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях  в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает формирование у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности.

Слайд 9.Программа состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей  автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Слайд 10. Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. В  программе«Юный  эколог»  выделяются  два  аспекта  содержанияэкологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация вотношение.  Автор  подчеркивает,  что  экологическое  воспитание  связано  с  наукойэкологией и различными ее ответвлениями. Программа  состоит  из  двух  подпрограмм.  Одна  из  нихориентирована  на  детей  и  предназначена  для  организации  занятий  по  развитиюэкологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена взрослым; по  ней  осуществляется  повышение  квалификации  воспитателей  ДОУ.

Слайд 11.«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из7 разделов. Экологические  знания— не  самоцель,  а  лишь  средство  формированияотношения  к  природе,  которое  строится  на  эмоционально-чувствительной  основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Программа  имеет  обстоятельное  методическое  обеспечение,  в  том  числеопубликованные разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ, атакже конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастныхгрупп.  

Слайд 12.Так же в нашем детском саду имеется парциальная программа  Л. И. Масягиной по  курсу «Экологическое воспитание для детей группы младшего  дошкольного  возраста (от  3 до 4 лет)» расчитана на 1 учебный год. В программе даются подробные рекомендации по  проведению  тематических занятий  с детьми,  описываются игры и упражнения.

Основная цель  программы – формирование экологической культуры детей 1-й младшей группы,  способности сознавать  последствия своих  действий по  отношению  к окружающей среде и умению  жить  в относительной гармонии с природой. Задачи  в программе представлены по  разделам «Живая природа» и «Неживая природа».  В комплект  входят «Дидактический материал  к занятиям для детей раннего  дошкольного  возраста» и  «Рабочая тетрадь  по экологии для детей раннего  дошкольного  возраста».  В программе предложены  методы обучения: игровой,  наглядный, словесный,  практический  и даны рекомендации  по  организации  предметно -  пространственной развивающей среде.

Многие разделы рассмотренных программ  по  экологическому воспитанию, цели и задачи  обучения тесно  переплетаются с разделом «Ознакомление с окружающим».

Слайд 13.Таким образом, при обзоре ряда программ экологического образования  дошкольниковмы не нашлиспециальной программы экологического  воспитания для детей с ЗПР. Поэтому можно утверждать, что  задачи работы по экологическому воспитанию  дошкольников с нормальным уровнем развития и дошкольников с ЗПР – одинаковые.

  1. формировать в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте;
  2. формировать мотивационные основы экологического сознания – в практической, мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослыми;
  3. формировать знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях;
  4.  формировать начало экологической культуры: правильное отношение к природе, от которого зависит жизнь растений и животных.

Отличительными  особенностями  работы будут  являться выбор  стимульного,  практического  и наглядного  материала, а  так же методов обучения. Для эффективного  воздействия на чувства детей с ЗПР необходимо  большое разнообразие различных  форм работы. Это связанно  с тем,  что  работая с детьми  в норме,  мы решаем два вида задач: образовательные и воспитательные. Работая с детьми  с ЗПР нам еще необходимо  решить  коррекционные задачи.  

Сейчас мы с вами посмотрим занятие в общеобразовательной группе, чтобы посмотреть  как решаются задачи экологического воспитания. как А далее вы посмотрите фрагменты занятий с  детьми  с ЗПР.Во  -  первых, это позволит  проследить  отличительные особенности организации  занятий по экологическому воспитанию  с детьми  с нормой и с детьми  с ЗПР,  во -  вторых,  это абсолютно разные формы проведения и на этих  занятиях  явно прослеживается на сколько  задачи экологического  воспитания перекликаются с задачами  по ознакомлению с окружающим при работе с детьми с ЗПР и с детьми  с нормой.

Слайд 14. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обзор программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников». Подготовила: дефектолог - логопед Миронова Ю. С.

Слайд 2

Программа А. Вересова «Мы земляне» Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Слайд 3

Программа Е. Рылеевой «Открой себя»

Слайд 4

Программа экологического образования Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас».

Слайд 5

Программа Ашиковых « Семицветик »

Слайд 6

Программа экологического воспитания дошкольников А. И. Ивановой «Живая экология»

Слайд 7

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник»

Слайд 8

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»

Слайд 9

В пяти блоках программы рассматривается область неживой природы: вода , воздух, почва и др. Три блока посвящены живой природе – растениям , животным и экосистеме леса. В двух блоках представлено взаимодействию человека с природой.

Слайд 10

П рограмма С. Николаевой «Юный эколог».

Слайд 11

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы— жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза— роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Слайд 12

Программа Л. И. Масягиной по курсу «Экологическое воспитание для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)»

Слайд 13

Задачи экологического воспитания: формировать в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте; формировать мотивационные основы экологического сознания – в практической, мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослыми; формировать знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях; формировать начало экологической культуры: правильное отношение к природе, от которого зависит жизнь растений и животных.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Обзор программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родины начин...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...