Управленческий проект «Лего конструирование и робототехника – шаг к техническому творчеству»
проект

 Любовь Николаевна Белоглазова

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в детском саду можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivushka_proekt_inzheneriya.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Ивушка» структурное подразделение

детского сада «Светлячок»

Управленческий проект «Лего конструирование и робототехника – шаг к техническому творчеству»

Старший воспитатель Л.Н. Белоглазова

2020 год

Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Руководитель проекта: Белоглазова Л.Н.  старший воспитатель

Обоснование проекта:

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в детском саду можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Актуальность данной темы:

Актуальность LEGO –технологии, робототехники значима и актуальна так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Анализ ситуации по внедрение инновационных технологий лего конструирования и робототехники.

Сильные стороны

- благоприятный психологический микроклимат в коллективе;

- педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду;

- удовлетворённость родителей работой ДОУ;

-связи с организациями социума;

Слабые стороны

-отсутствие научно-методической поддержки;

-малоактивная позиция родителей в образовательном процессе, связанная с дефицитом времени.

Возможности

- увеличение уровня доходов педагогических работников;

- повышение конкурентоспособности и результативности детского сада, обусловленное улучшением качества образовательного процесса;

- поиск педагогических идей по обновлению содержания образования;

-формирование профессиональной компетенции, необходимой для создания условий развития детей в соответствии с современными вызовами педагогическому сообществу.

 Риски

- Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.

- Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов;

-Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг.

- Недостаточная возможность проявить личностные достижения в области LEGO – конструирования (фестивали робототехники только для детей школьного возраста) не позволит удовлетворить запросы воспитанников.

- Незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.

Цель проекта: Внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс

Задачи проекта: 

1.Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию (1 раз в месяц) начиная со второй младшей группы;

2.Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.

3.Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.

4.Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.

5.Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается:

- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников.

- в адаптации конструкторов нового поколения

•        Конструктор LEGO (разные виды сборки)

•        lego Edutation

•        Конструктор Wedo ресурсный набор

 в образовательную деятельность детского сада для детей дошкольного возраста.

Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO «Wedo», программируемых конструкторов «robokids» в образовательный процесс детского сада для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовое обеспечение проекта: на приобретение конструкторов Lego и Первые механизмы потребуется сумма в размере 80000 рублей

 Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате успешной реализации проекта планируется достижение   следующих результатов:

Для воспитателей:

1.Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в детском саду

2.Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями

3.Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне

4.Развитие материально-технической базы детского сада, совершенствование предметно-развивающей среды

5.Образовательная программа по робототехнике для детей 3-7 лет

Для детей:

1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между

их назначением и строением.

2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,

распределении обязанностей.

5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,

выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

6. Имеются представления: -о деталях конструктора и способах их соединении;

-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

-о связи между формой конструкции и ее функциями.

Для родителей:

1. Повышен интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

2. Активизирована деятельность с родителями по конструирование и робототехнике в детском саду и дома.

Ресурсное обеспечение

LEGO – центр, оборудованный конструкторами нового поколения.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный: январь 2020 г. -март 2020 г.) – изучение возможностей внедрения LEGO – технологий в образовательный процесс детского сада, анализ имеющихся условий, разработка инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального обеспечения LEGO – центров в группах.

2 этап (внедренческий: апрель: 2020 – сентябрь  2022г) – практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO – центров в группах, анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центров в образовательном процессе: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

3 этап (обобщающий: октябрь 2022 – декабрь 2022 г) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА 2020 – 2022 ГОДЫ.

Наименование мероприятия

Цель

1 этап подготовительный

Анализ методической литературы, наглядно –

дидактических пособий, ресурсов сети

интернет по LEGO-конструированию и робототехнике

Создать банк методических, наглядно

– дидактических пособий, подобрать литературу

Приобретение методической литературы, конструкторов LEGO

Игровое LEGO оборудование.

Учебный методический материал для

сопровождения образовательного

процесса LEGO-конструирования и

робототехники в детском саду.

Создать материально-технические условия

« LEGO»

Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов детского сада по LEGO-конструированию и

робототехнике

Повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросам развития

конструктивной деятельности и технического

творчества дошкольников через LEGO-

конструирование и робототехнику.

Составление плана обновления и обогащение предметно -пространственной среды и методического обеспечения по

конструктивной деятельности и

техническому творчеству дошкольников.

Проанализировать состояние конструктивной,

развивающей предметно-пространственной

среды в учреждении

2 этап внедренческий

Разработка методических материалов (планов проведения семинаров, круглых столов, консультаций, практических занятий, мастер –

классов) для работы с педагогами

Накапливание методического материала

Разработка серии методических

материалов по теме проекта, накопление практического материала.

Создание серии методических материалов

Проведение педсовета по теме:

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через

LEGO-конструирование и робототехнику».

Подведение итогов первого этапа проекта и планирование второго этапа проекта

Повышение профессиональной компетенции педагогов через разные формы методической работы (Школа молодого педагога, работа

творческих групп, изучение передового опыта и т.д.).

Повышать уровень профессионально компетентности через разные формы работы

Разработка примерных планов совместной деятельности по LEGO-конструированию

Подготовить планы совместной деятельности

Разработка форм организации обучения по LEGO-конструированию

Описать формы обучения

Интеграция LEGO-конструирования и

робототехники с различными

образовательными областями.

Создание банка данных практического и методического материала

Изучение и внедрение в работу педагогов детского сада системы работы по LEGO- конструированию в самостоятельной и совместной деятельности во всех группах детского сада (проведение серии методических мероприятий: открытые просмотры, мастер - классы и т.д.)

Обобщение опыта

Создание мультимедийных презентаций по темам

Создание банка мультимедийных презентаций

Разработка технологических карт по LEGO-конструированию для всех возрастных групп.

Разработать методические пособий для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по. LEGO-

конструированию и робототехнике.

Разработка сценариев и проведение

мероприятий (развлечения, соревнования) по  LEGO-конструированию и робототехнике.

Технологические карты по LEGO-конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного

возраста (старшей и подготовительной групп).

Методические пособия по LEGO-конструированию и робототехнике.

Проведение конкурсов: «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями), «Фото стенд моих построек».

Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского

сада.

Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет

Освещать проведение проекта на сайтах

Разработка плана взаимодействия с

родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.

Планирование образовательных проектов, сценарии совместных мероприятий,

фото- и видеоматериал с родителями.

Организация сетевого взаимодействия. Проведение совместных мероприятий,

видео и фото материалы

Использовать сетевое взаимодействие в работе над проектом

Разработка системы контроля (тематический, оперативный), за ходом реализации проекта и коррекции мероприятий.

3 этап обобщающий

Подведение итогов работы по внедрению LEGO-конструирования и робототехники в детском саду

Итоговые отчеты, сбор папок « Из опыта работы».

Оформление передового опыта работы

учреждения по проекту.

Оформить опыт работы, размещая на сайте детского сада

Информирование общественности через СМИ, сайт учреждения о ходе, результатах работы учреждения по проекту.

Видео и фото, репортажи в местных СМИ, сайт учреждения.

Создание информационного банка

Методического  материала собранного в ходе работы учреждения по проекту.

Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта.

Диссеминация опыта работы учреждения по проекту « LEGO - конструирование и робототехника в детского сада –шаг к техническому творчеству» через различные формы методической деятельности: городские семинары, конференции, конкурсы, практические семинары, круглые столы и т.д.

Написать публичный отчет. Анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.

Методы работы с детьми:

• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);

• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

• Поисковый – самостоятельное решение проблем;

• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Список литературы

  1. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. №
    4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
  2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]:
    кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с
  3. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  7. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей
    дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций //
    Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35.
  8. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова. – М.:
    Сфера, 2014. – 176 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
  10.  Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года
    № 273-ФЗ
  11. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  12. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
  13. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
  14. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  15. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
  16. Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».

Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....

«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»

Букллет«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»...

Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"

1-2 слайды.Внедрение инноваций  в детском саду требует новые подходы к организации  образовательной деятельности.Причина: вызов  времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...

План работы по самообразованию по теме: Лего-конструирование и робототехника как основа технического творчества

План работы по самообразованию по теме: Лего-конструирование и робототехника как основа технического творчества...

«Лего - конструирование и робототехника - первый шаг к приобщению дошкольников к техническому творчеству» (Консультация для воспитателей)

Целью занятий по робототехнике для дошкольников является, прежде всего, развитие личности малыша, его творческих и интеллектуальных способностей, а не создание какого-то технически сложного уникальног...

Проект "Лего - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству"

Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной  робототехнике, развитие к...

Проект "Лего-конструирование и робототехника в ДОУ".

Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования....