ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.
методическая разработка

Максименко Татьяна Николаевна

Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим в силу с 1 января 2014г ФГОС ДО от 14.11.2013г [2], говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды».

 

ФГОС ДО. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ (РППС):

 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала…

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда… должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

КОМПОНЕНТЫ РППС.

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ.

Основными критериями этого компонента являются:

- хорошее, весёлое настроение;

- уважение к воспитателю как руководителю процесса;

- дружеская атмосфера, которая способствует совместной

- деятельности детей и поощряет сотрудничество;

- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.

  1. ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ.

Среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.

  1. ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ:

  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

У ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса; среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.

ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ. ДВА СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ РППС:

Первый способ: Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны: зона для спокойной деятельности; зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.); рабочей зоны.

Второй способ: Формирование центров активности.

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЙ СРЕДА ДОЛЖНА:

-иметь привлекательный вид;

-выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

-снимать утомляемость;

-положительно влиять на эмоциональное состояние;

-помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

-давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью;

-ориентироваться на «зону ближайшего развития»;

-содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также

для деятельности со сверстниками;

-содержать предметы и материалы предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в

совместной деятельности с педагогом;

-содержать совсем незнакомые предметы и материалы;

- обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;

 иметь характер открытой, незамкнутой системы;

 соблюдать принцип интеграции образовательных областей;

- учитывать возрастные возможности и психологические особенности детей, на которую нацелена данная среда;

- решать программные образовательные задачи не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов;

- учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн  современной среды дошкольного учреждения.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.
Шкала ECERS-R для комплексной системы оценки качества образования.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия:

1. критериям качества государственного образования – Федеральным государственным образовательным стандартам;

2. … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Шкала ECERS-R может использоваться для оценки качества работы ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. Этот инструмент позволяет преодолеть широко распространённый и привычный взгляд на процесс реализации ФГОС ДО.

Цель воспитателя: сконструировать в группе многоуровневую и многофункциональную предметно – пространственную развивающую среду, для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая его возрастные особенности, возможности и интересы.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель сам может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень влияния на детей:

  • Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  • Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
  • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

ППРС в группах по ФГОС ДО должна «поддерживать» Основную образовательную программу ДО ДОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....