Методическая разработка "Технология проведения социологических опросов, правила составления анкет. Профессиограмма воспитателя ДОУ"
методическая разработка

Шанина Марина Николаевна
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
- Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
 -  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Для реализации задач профстандарта в нашем учреждении была разработана  профессиограмма воспитателя ДОУ. 
Цель профессиограммы: создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.
Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: « Технология проведения социологических опросов. Правила создания анкет. Профессиограмма воспитателя ДОУ»

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

- Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

 -  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Для реализации задач профстандарта в нашем учреждении была разработана  профессиограмма воспитателя ДОУ.

Цель профессиограммы: создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.

Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).

  1. Тесты  для оценки профессиональных качеств воспитателя
  1. Методика определения актуального психического состояния (Л. В. Куликов)

Назначение методики – определение уровня актуального психического состояния, под которым понимаются параметры психического состояния в более коротком (чем в случае опросника ДПС) интервале времени.

Таким образом, данным инструментом оценивается то состояние, особенности которого могут быть обусловлены влиянием конкретных событий сегодняшнего дня, текущим моментом (экзамен, долгое ожидание, плохое физическое самочувствие из-за бессонной ночи и т. д.).

Предмет методики – важнейшие параметры актуального психического состояния, включая доминирующие чувства и общую оценку жизненных событий субъективного настоящего.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют актуальное состояние человека. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но достаточно коротким.

 В методике 5 шкал.

Описание шкал ( 1 вариант)

Шкала «Активация» характеризует интенсивность актуализированных мотивов.

Высокие оценки отражают готовность действовать, выраженное стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности.

Низкие оценки – отсутствие готовности действовать, безынициативное отношение к текущей ситуации.

Шкала «Работоспособность» (в авторском варианте – «тонус»).

Высокие оценки отражают повышенную работоспособность, ощущение бодрости, энергии.

Низкие оценки характерны для сниженной работоспособности, утомления, инертности, заторможенности, ощущения вялости.

Шкала «Самочувствие».

Высокие оценки отражают благоприятное физическое самочувствие, ощущение телесного комфорта.

Низкие оценки характерны для неудовлетворительного физического самочувствия, ощущения телесного дискомфорта.

Шкала «Тревога».

Высокие оценки отражают состояние тревоги, переживания беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.

Низкие оценки отражают уверенность в благоприятном развитии ситуации, уверенность в своих силах.

□ Шкала «Напряженность» (в авторском варианте – «эмоциональное возбуждение»).

Высокие оценки отражают эмоциональное возбуждение, напряжение, нервозность, невоздержанное реагирование на изменения ситуации, неуравновешенное поведение, неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование.

Низкие оценки отражают спокойствие, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, сдержанное, ровное поведение, хорошее эмоциональное саморегулирование.

В процессе компьютеризации теста произведена некоторая коррекция ключей к шкалам и изменен порядок следования пунктов.

Оценка выраженности состояний осуществляется в шкале стэнов (вместо предложенной автором шкалы Т-баллов). Нормы носят предварительный характер и основаны на авторских данных.  

Приложение №1.

В данной методике нам важны все пять шкал.

Высокие показатели трех шкал говорят о том, что перед нами человек, который готов преодолевать трудности  и будет стремиться изменять ситуацию в желаемую сторону. Этот человек обладает повышенной трудоспособностью; он полон энергией и ощущением бодрости; обладает благоприятным физическим самочувствием, ощущении возможной тревоги, а также высокую степень напряженности и нервозности.

Однако высокие показатели двух шкал говорят о негативных состояниях: повышенной тревожности и беспокойстве.

  1. Модифицированный опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Мильмана

Назначение. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Инструкция. Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив напротив каждой строчки одну из следующих оценок каждого утверждения:

«+» — согласен с этим,

«=» — когда как,

«-» — нет, не согласен,

«?» — не знаю.

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

Приложение №2.

В данном случае, нам будут наиболее важны показатели по шкалам: общая активность (Д), творческая активность (ДР), социальная полезность (Од).

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД , то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, что наиболее важно для нас, как работодателей.

  1. Личностные опросники Г.Айзенка

Ганс Юрген Айзенк может быть отнесен к числу крупнейших психологов XX века. Наряду со значительным вкладом в теоретические основы психологии личности и интеллекта, им было предложено множество тестов, вошедших в арсенал практических психологов. Среди них имеется и ряд личностных тестов, наиболее известными средикоторых являются (перечислены в порядке их появления) MMQ, MPI, EPI, EPQ, EPP .

Г.Айзенк с сотрудниками на протяжении полувека развивал теорию личности, согласно которой значительная часть межиндивидуальной вариативности поведения может быть объяснена влиянием ограниченного числа базисных личностных измерений (факторов высокого порядка), к числу который Г.Айзенк вначале относил экстраверсию (E) и нейротизм (N). В 70-х годах XX века Г.Айзенк ввел в свою модель личности третьюразмерность - психотизм (P) и с этого времени он отстаивал и развивал трехфакторную модель личности. Данная модель сохраняет свое значение до настоящего времени, хотя сторонников у нее все же меньше, чем у 5- факторной модели («Big Five»).

Согласно Г.Айзенку, нейротизм (в некоторых редакциях – нейротицизм или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Лица с высоким уровнем нейротизма легко поддаются переменам настроения, чувствительны и тревожны; для них характерны неадекватно сильные реакции по отношению к вызывающим их стимулам.

Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных (стрессовых) ситуациях может развиться невроз. Напротив, те, у кого низкий уровень нейротизма, расслабленны, уравновешенны и спокойны.

Заимствуя у К.Юнга понятие экстраверсии и интроверсии, Г.Айзенк наполняет их иным содержанием. Если у Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, то для Г.Айзенка - комплексы коррелирующих между собой черт. Экстраверты – сердечные, социабельные, разговорчивые и оптимистические люди, предпочитающие общение чтению книг. Напротив, типичный интроверт - это спокойный, внешне пассивный, погруженный в собственные мысли и переживания человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

По Г.Айзенку, сочетание высоких показателей по экстраверсии и нейротизму соответствует истерии, а сочетание высоких значений интроверсии и нейротизма - состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Индивиды, набирающие высокие баллы по шкале психотизма, эмоционально холодны, жестки, склонны к риску и манипуляциям другими людьми, импульсивны. Низкие баллы характерны для добросердечных, осторожных, добросовестных социализированных индивидов.

Этот личностный параметр поначалу получил меньшую поддержку других исследователей, да и психометрические характеристики новой шкалы уступали таковым шкал Е и N. В последних версиях личностных опросников Г.Айзенк несколько скорректировал состав и сущность  третьего базового параметра личности, обозначив его как упорство (жесткость) – уступчивость.

В УПС «МУЛЬТИПСИХОМЕТР» в группе методик «Айзенка» объединены три взрослых и одна подростковая версии популярного в нашей стране и за рубежом личностного опросника EPI, а также короткая форма опросника EPQ (ЛОА-К).

Опросник EPI (для взрослых)

Личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) был впервые опубликован в 1963 г. и явился продолжением серии личностных опросников (MMQ в 1947 г., MPI в 1956 г.), базирующихся на развиваемой Г.Айзенком с сотрудниками модели личности. Вплоть до 70-х годов он считал возможным объяснять межиндивидуальную вариативность поведения влиянием двух базисных личностных измерений – экстраверсии (E) и нейротизма (N).

Опросник EPI состоит из 57 вопросов, из которых по 24 пункта предназначены для диагностики экстра-интроверсии и нейротизма, а 9 пунктов составляют т.н. «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете.

Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл. Формат ответов - бинарный выбор (ответы только «да» или «нет»).

В ходе разработки EPI экстраверсия уже рассматривалась Г.Айзенком как фактор высшего порядка, поэтому среди вопросов, образующих шкалу экстраверсии, в приблизительно равной доле представлены пункты, относящиеся к двум факторам низшего порядка -  импульсивности и общительности, являющихся, по мнению Г.Айзенка, компонентами экстраверсии.

В зарубежных исследованиях сообщается о достаточной валидности EPI, хотя иногда эти данные оспариваются. EPI довольно широко используется и в отечественных исследованиях.

Коэффициенты ретестовой надежности шкал EPI:

шкала экстраверсии - 0,82-0,85;

шкала нейротизма - 0,81-0,84.

Методики оценки Коэффициенты надежности, полученные для обеих шкал методом расщепления, варьируют в диапазоне 0,74-0,91.

В настоящей версии УПС «МУЛЬТИПСИХОМЕТР» опросник EPI для взрослых реализован в формах «А» и «Б» (соответственно, 1 и 2 режимы), а также в адаптации В.Русалова (3 режим) .

Нормируемые показатели - экстраверсия, нейротизм, неискренность.

Результаты представляются в виде профиля и в двухмерной системе координат экстраверсия / нейротизм.

Интерпретация результатов дается в «клиентоориентированных» формулировках.

Приложение №3.

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет нам узнать  темперамент принимаемого на работу претендента, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

  1. Опросник ценностных портретов Ш.Шварца

Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде.

Кросскультуральный характер опросника подтвержден данными исследований в 54 странах. При создании опросника за основу была взята методика М.Рокича (21 из 36 ценностей М.Рокича), дополненная автором.

Адаптация опросника на русскоязычной выборке была выполнена в 2000-2002 гг. В.Карандашевым . Другая версия опросника предложена А.Лихтарниковым.

Теоретической основой для создания опросника послужила теория мотивационных типов Ш.Шварца – В.Билски, согласно которой ценности есть «познанные потребности» или когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных), потребностей взаимодействия, необходимого для межличностной координации, и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания.

Ш.Шварц и В.Билски выделяют 3 группы ценностей (мотивационных типов): «чисто социальные» – конформизм, поддержка традиций и просоциальность (объединяют структуры отношений в социуме); 4 смешанных мотивационных типа – безопасность, зрелость, социальная культура и духовность (личность характеризуется в них главным образом через отношения ее индивидуальности с обществом); индивидуальные мотивационные типы – наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция – устанавливают те ценности, которые в наибольшей степени порождаются индивидуальностью и часто вступают в противоречие с социальным и смешанным.

Эмпирическая проверка теории, выполненная с помощью разработанных Шварцем методик, подтвердила наличие 10 из 12 постулированных мотивационных типов. С помощью методов структурного анализа показано, что эти 10 базовых ценностей не являются полностью независимыми и образуют циркулярную структуру, которая может быть описана в терминах двух размерностей: консерватизм /открытость к изменениям и преимущественная ориентация на других (коллективистские ценности) / самореализация (индивидуалистические ценности).

В настоящей версии программы УПС «МУЛЬТИПСИХОМЕТР» реализована одна из методик – «Опросник ценностных портретов» – как наиболее практичная и понятная испытуемым. За основу был взят вариант методики, описанный В.Карандашевым. В процессе компьютерной реализации 6-альтернативный формат заменен на 5-альтернативный (чтобы не ставить перед испытуемым неразрешимую задачу – отличить вариант «в некоторой степени похож на меня» от варианта «немного похож на меня»), а также осуществлено редактирование некоторых формулировок.

Оцениваемые шкалы (в скобках указано количество пунктов в шкале): конформность (4), традиции (4), доброта (4), универсализм (6), самостоятельность (4), стимуляция (3), гедонизм (3), достижения (4), власть (3), безопасность (5).

Конформность и традиции представляют собой полюс первой базовой размерности, самостоятельность и стимуляция – ее противоположный полюс; доброта и универсализм – положительный полюс второй размерности, достижения и власть – ее противоположный полюс.

Апробация методики на достаточно больших контингентах (свыше 3,8 тыс.) показала, что внутренняя согласованность шкал варьирует в диапазоне 0,46 (стимуляция) – 0,74 (гедонизм).

С целью контроля достоверности получаемых данных в опросник введена дополнительная шкала «Атипичность ответов».

Приложение №4. 

Нам будут очень важны все аспекты этой методики. Каждый потенциальный претендент на работу, в первую очередь, интересен нам как личность. Поэтому, определив, какие человеческие ценности наиболее важны человеку, мы может составить краткую характеристику его как индивида и как звена в социальной сети предприятия.

  1. Методика оценки эмпатии В. В. Бойко

Эмпатия (от греческого empatheia – сопереживание) – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

 Эмпатия – феномен социально-психологического порядка, возникающий в процессе взаимодействия человека с человеком, другими живыми существами, при восприятии новостной информации, произведений искусства и т.п.

 Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека к сопереживанию и сочувствию.

Эмпатия составляет одну из важнейших основ коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – один из важнейших факторов успеха в таких видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и др.

Впервые опросник для оценки эмпатии был предложен А.Мехрабианом и Н.Эпштейном.

Приложение №5.

Одним из важнейших компонентов правильного построения процесса общения в дошкольных организациях является эмпатия, как умение сопереживать чувствам собеседника. Поэтому нам важны значения всех шкал этой методики

  1. Показатели критерия эффективности воспитателя.

Профессиональные навыки

11

2

Конструктивная деятельность

Аналитические умения

Прогностические умения

Проективные умения

Организаторская деятельность

Мобилизацион-ные умения

Информацион-ные умения

Развивающие умения

Коммуникативная деятельность

Перцептивные умения

Умение общаться

Педагогическая техника

Значение шкал:

1. Аналитические умения- это разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое  явление; вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения; рефлексия.

  1. Прогностические умения – это прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений; умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.); умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.
  2. Проективные умения – это  переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества; определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса; отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с детьми; отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении; планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью.
  3. Мобилизационные умения – это умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков.
  4. Информационные умения – это умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию.
  5. Развивающие умения – это ориентационные умения; формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру.
  6. Перцептивные умения – это умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации.
  7. Умение общаться – это умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении.
  8. Педагогическая техника – это совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.).

ВЫВОДЫ:

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.

В соответствии с профессиограммой, воспитатель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.

Воспитатель должен выполнять образовательную, воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую, управленческую функции.

Профессиограмма включает деятельностно-ролевые характеристики труда воспитателя, т.е. те знания, умения и навыки, которыми должен обладать педагог.

В профессиограмме определены субъектно-деятельностные характеристики педагога:
- наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспресивных, коммуникативных, организаторских способностей;
- гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.

Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение.

Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности являются тяжелые психофизиологические и эмоциональные расстройства организма, а также низкий морально-нравственный уровень личности.

Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социологический опрос родителей "Читаете ли Вы ребенку книги?"

Социологический опрос родителей "Читаете ли Вы ребенку книгу?" Данный опросник  поможет педагогу более подробно узнать: " Читают ли книги детям? Какие книги читают детям?" ...

Социологический опрос родителей: "Книги Корнея Ивановича Чуковского"

Социологический опрос родителей: "Книги Корнея Ивановича Чуковского"Данный опрос родителей  поможет педагогу более подробно узнать какие произведения К.И.Чуковского наиболее нравятся ребенку, поч...

Анализ социологического опроса родителей 2017 год

Информация о результатах проведения муниципального социологического опроса по выявлению уровня удовлетворенности потребителей количеством и качеством предоставляемых образовательных услуг...

Социологический опрос

Выбор детского дошкольного учреждения родителями для своего ребенка...

Организация и методические правила проведения прогулки в группах раннего возраста для воспитателей групп раннего возраста.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциаль­ные возможности для разностороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе образова­тельной работы с д...

Итоги социологического опроса "Дети и выборы"

Изучение знаний детей старшего дошкольного возраста об избирательной ситуации в районе, бласти, стране. Формирование общих выводовоб уровне электоральной активности молодых граждан....

Анализ результатов муниципального социологического опроса в дошкольных группах

В матерале представлен анализ результатов мониторинга удовлетворенности родителей предоставляемыми услугами в учреждении...