Организация и методические правила проведения прогулки в группах раннего возраста для воспитателей групп раннего возраста.
методическая разработка

 

 Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциаль­ные возможности для разностороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе образова­тельной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для разностороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознаком­лении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в сво­бодной игре как с природным материалом, так и с игрушками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_metodicheskie_pravila.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и методические правила

проведения прогулки

 в группах раннего возраста

для воспитателей групп раннего возраста

 Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для разностороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для разностороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в детский сад, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° или ветреная погода, вьюга, ураган могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.

Помощь малышам при одевании оказывают воспитатель и помощник воспитателя. Детей выводят на участок подгруппами. Недопустим выход на прогулку всей группы одновременно, когда уже одетым детям приходится ждать в помещении. В холодный период года помощник воспитателя помогает воспитателю заменять у детей промокшие варежки, раньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз, и т.д. В теплое время он следит, чтобы у детей постоянно было питье. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а затем вымыть им ноги.

Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по распорядку дня   время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых представлений детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные игрушки, выполненные из пластмассы и дерева. (см. Перечень средств воспитания, учебно – наглядных пособий, игр и игрового оборудования (24.09.2007 г. №50), Перечень и нормы обеспечения инвентарём и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся при получении ими дошкольного образования (14.07. 2014 г. №105).

В зимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее – медвежонок, лиса, заяц, волк, белка и д.р.  Дети рассматривают их, вместе со взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные, новогодние события.  Так зарождается интересная беседа.

В летнее время с целью развития наблюдательности, умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно поставить выносной бассейн. В яркий солнечный день возле бассейна загорают на травке куклы, плавают в бассейне уточки. В пасмурную погоду у бассейна сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит в бассейне.

Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или листьев золотой осени. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы. По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка пройти пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.  На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, яркие краски которых  не блекнут на воздухе). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети могут искупать.

Перечень игрушек, рекомендуемых детям для игр в теплое время года: дидактические игрушки; сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото; моторные игрушки; мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол; технические игрушки (легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты, телефон); сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке (здесь наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды), игрушки-наборы: домашние животные и птицы, лесные звери и птицы; строительный материал и  пластмассовые конструкторы; музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубны); наборы игрушек для игр с песком и водой; игрушки-забавы (озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки).

Храниться весь этот материал должен в специально отведённом месте. Играют дети раннего возраста индивидуально, или объединившись небольшой подгруппой (2—3 человека). Поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, в ажурном домике со скамейками поиграть с дидактическими игрушками.  У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками. На самой веранде с одной стороны — все для сюжетно- отобразительных игр, там  же уголок ряженья. Для свободного пользования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Нарядные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, где хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования. Песочница должна располагаться под тентом. Дети имеют возможность играть и свободно передвигаться вдоль неё, развертывая несложные постройки с использованием строительного природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.

Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой.  Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное — чтобы они помнили, где что хранится и после завершения игры расставляли весь игровой материал по местам.

Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним — саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки.

Особенностью детей раннего возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и довольно много времени ходят. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т. д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам — «гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.

Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по всей территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской, одни из которых извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т. д.). Это и прятки за ними и перебежки от одной к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Такая активная деятельность требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать досаду и разочарование у ребенка. Взрослый так продумывает организацию прогулки, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались. Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой высказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.

Непременным условием успешного развития детей на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки. Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные представления и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего возраста.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

В первой младшей группе детей приобщают и к выполнению поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, а также трудом в природе. В педагогическом руководстве деятельностью ребенка следует выделить несколько важных моментов. Прежде всего воспитатель ставит перед ребенком доступную цель, например, собрать камешки, сухие веточки и т.д. Затем необходимо показать и объяснить ребенку приемы выполнения поручения, проконтролировать, насколько правильно малыш воспроизводит действия, испытывает ли трудности. Взрослый выражает постоянную готовность прийти ребенку на помощь, поддержать его. Очень важно показать малышу результат его действия.

Выполненная ребенком работа должна быть положительно оценена педагогом. Надо постараться найти в деятельности малыша то, что заслуживает одобрения. Это позволит ему поверить в свои силы, утвердиться в успехе.

При правильной организации трудового воспитания к концу года у детей бывают сформированы отдельные трудовые умения, самостоятельность.

Дети с удовольствием выполняют несложные поручения типа собрать в корзиночку камешки, шишки и д.р. Наряду с этим малыши выполняют задания, требующие мускульных усилий, - принести песок в песочницу, воды для полива растений и пр., время выполнения задания -7-10 мин. Носить груз (лейку с водой, ведро с песком) разрешается при одновременной нагрузке на обе руки. Расстояние, которое могут преодолевать дети, следует ограничивать. Задания такого типа повторяют не более 2-3 р.

Для выполнения трудовых поручений детям необходим инвентарь, соответствующий возрасту. Хранится он в определенном месте: ведерки, лейки – на полочках веранды; лопатки, венички, грабли или скребки для снега – в специально сделанной стойке.

Для успешного выполнения ребенком трудового поручения важно, чтобы он видел не только ближайшую цель (принести снег, воду, песок и т.д.), но и конечный результат своих действий.

Включение детей в труд не всегда приводит к желаемому результату: многие малыши не могут довести начатое до конца, забывают, что нужно делать, отвлекаются, затевают игру. Поэтому воспитателю нужно поэтапно руководить действиями детей. Например, дав поручение принести снег для того, чтобы сделать горку, следует вначале предложить им взять ведерки с лопатками, затем набрать снег, воткнуть лопатки в сугроб, после того принести ведерки.

Для успешного выполнения воспитанниками трудовых поручений педагогу необходимо увлечь каждого ребенка, поддержать у него интерес к выполнению задания, прийти вовремя на помощь отставшему, собственными действиями, ласковым словом, жестом, улыбкой подбодрить малыша, предложить детям помочь сверстнику, похвалить за помощь. На промежуточных этапах взрослый должен напоминать детям о конечном результате, так как, увлекшись, малыши порою забывают о нем.

Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов за день дети раннего возраста по собственной инициативе могут сделать лишь 1200—1500 шагов, в то время как при продуманной организации и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов каждый. Таких |результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Подвижные игры и физические упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.  Необходимо обучать детей технике выполнения физических упражнений, расширять объем двигательных умений и навыков, которые совершенствуются на последующих этапах жизни.

На третьем году жизни движения ребенка еще не сформированы как произвольные, постепенно появляется способность выполнять их с большей точностью, устанавливать сходство с образом, действуя по подражанию. Дети не придерживаются точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке с разнообразным двигательным содержанием являются формой ежедневной работы по физическому воспитанию детей. Они увеличивают двигательную активность детей, вызывают положительные эмоции, способствуют радостному настроению. На утренней и вечерней прогулках длительность игр и упражнений составляет 10 мин. Общее время двигательной активности детей должно составлять не менее 60-70% продолжительности прогулки.

Организуя игры, воспитатель закрепляет и совершенствует у детей навыки в основных видах движений, развивает их двигательные способности, нравственно-волевые качества. В основном проводятся знакомые игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошки, мышки, птички). Управление развитием движений осуществляется в игре посредством сюжета. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно. Оживляют игру различные атрибуты (медальоны, шапочки, «сказочные» домики). Большой интерес у малышей вызывают игры с текстом. Слова раскрывают содержание игры, помогают ребенку соблюдать правила.

Выполнение физических упражнений направлено на освоение и закрепление элементов техники, развитие двигательных способностей ребенка. Содержание физических упражнений составляют хорошо знакомые детям движения основных видов. Наряду с косвенными воспитатель использует приёмы прямого обучения. Воспитатель показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить ещё раз.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

— разнообразные наблюдения;

— подвижные игры и физические упражнения;

— индивидуальная работа с детьми;

— трудовые действия самих детей;

— самостоятельная игровая деятельность

(дидактичексие, сюжетно – отобразительные  игры, игры с водой и песком, со снегом, наблюдения, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение и т.д. )

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 5 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. В знойное летнее время дети сразу же начинают выполнять трудовые действия, наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки. Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств детей.

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение.

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами.  Главное – сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»

Консультация  для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...

Методическая разработка проведения занятия по организации режимного момента в группе раннего возраста

В методической разработке представлен конспект проведения режимного момента  - организация прогулки для детей раннего возраста «Я умею одеваться» (одевание на прогулку)...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...