Индивидуальная адаптированная программа на ребенка с умственной отсталостью
методическая разработка (младшая группа)

Осипова Оксана Николаевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umstvennaya_otstalost_7gr.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-ЮГРЫ

Урайский специализированный Дом ребенка

Индивидуальная адаптированная программа

 на ребенка с умственной отсталостью

группа №7

2017 г.

Содержание рабочей программы

  I. Целевой раздел

 1.1.   Пояснительная записка

 1.2.   Цель, задачи и принципы реализации Рабочей программы

 1.3.   Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (умеренная умственная  отсталость)

 II. Содержательный раздел

  2.1.Содержание  работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (умеренная   умственная отсталость)

  2.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы

  III. Предметно-развивающая среда

   3.1. Примерный перечень игр и игровых упражнений.

   3.2.  Примерный перечень оборудования и материалов.

   

   IV. Литература

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Данная Рабочая программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья (умеренной умственной отсталостью).

На основе ФГОС ДО примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы (М.,2014) и программе дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие-коррекция» Л.Б. Баряева (С.-Петербург,2012) разработана Рабочая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость), обеспечивающая развитие ребенка, обучение доступным знаниям.

Рабочая программа  разрабатывалась в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

В программе описано содержание коррекционно-развивающей работы  по  образовательным областям «Познавательное развитие» (разделы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (сенсорное развитие),  «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром»), «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно - модельная деятельность), «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

1.2.Цель, задачи и принципы реализации Рабочей программы

          Цель Рабочей программы - построение коррекционной работы  с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени.

Задачи Рабочей программы:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обогащение  и систематизация сенсомоторного опыта;

-развитие элементарной познавательно-исследовательской  и предметно-практической деятельности;

-обогащение и систематизация первичных элементарных представлений о себе, предметах и объектах окружающего мира;

-создание благоприятных условий развития детей;

Рабочая программа  строится на следующих принципах:

  • Системность в отборе и предоставлении образовательного материала.
  • Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Принцип дифференциации: организация обучения и развития детей с учётом уровня актуального развития каждого ребёнка.
  • Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.
  • Принцип индивидуализации заключается в том, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, зависящим от его психофизических характеристик.
  • Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).

1.3. Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость) 

Умственная отсталость — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Умеренная умственная отсталость – это средняя степень психического недоразвития. Главным образом, она характеризуется несформированными познавательными процессами.

У детей с умеренной умственной отсталостью заметно ослаблено речевое развитие, нарушено понимание обращенной речи, моторная недостаточность очевидна, хотя дети способны ходить без посторонней помощи. Для этих детей характерна эмоциональная незрелость, недостаточная не дифференцированость и нестабильность чувств. Темп психического развития замедлен. Навыки самообслуживания есть, но дискоординированность и не целенаправленность, резко снижают эффективность их использования. При осуществлении надлежащего надзора такие дети оказываются способными к выполнению несложных работ. Обнаруживают элементарные навыки коммуникации.

Действия с предметами у таких детей остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (например, постукивание и бросание предметов на пол). Дети не умеют  играть, не понимают смысла рисования и конструирования. Новые действия могут выполнять только вместе со взрослыми, знакомые – по подражанию и образцу. Дошкольники с умеренной умственной отсталостью знают небольшое количество предметов из ближайшего окружения, их функциональное значение, способы действия с ними, с некоторыми из них стремятся действовать сами, стереотипно повторяя одни и те же действия.

Цель работы  с умственно отсталыми детьми, заключается в коррекции, компенсации и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа, основана  на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на образовательную деятельность и общее развитие ребенка.

Содержание работы  по коррекции сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности направлено на формирование у детей сенсорного опыта, закрепление системы элементарных обследовательских действий и познавательных установок «Что это?», «Какой он?», формирование у дошкольников умения осуществлять сравнение объектов по признакам (форме, цвету, величине), формирование у детей практических ориентировочных действий.

Педагог  проводит мониторинг уровня развития детей в начале учебного года (сентябрь), в середине и в конце  учебного года (май). Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении.

Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальной  и подгрупповой работы. Занятия педагог  проводит три раза в неделю в игровой форме: одно занятие по сенсорному развитию и конструктивной деятельности, одно занятие по развитию представлений о себе и об окружающем мире и одно занятие по развитию элементарных математических представлений.  Дидактические игры и упражнения включаются в индивидуальные занятия с детьми.

II. Содержательный раздел

2.1.Содержание  работы  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

(умеренная умственная отсталость)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

(сенсорное развитие)

Игры и упражнения направленные на:

  • Формирование умений находить по словесной просьбе взрослого предметы по названию, цвету, размеру, а затем называть их, используя: существительные, глаголы, обозначающие бытовые действия, движения, связанные с деятельностью детей, прилагательные, обозначающие тепловые характеристики, цвет.
  • Формирование  умения выделять, показывать и называть(с помощью взрослого) основные цвета (красный, желтый), ознакомление и дифференциацию синего и зеленого цвета.
  • Закрепление уменийвыполнять орудийные действия: использовать орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды.
  • Развитие сенсорно-перцептивных способностей: узнавать материал на    основе зрительного восприятия, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ним, различает звуки природы(шум дождя, шорох листьев и т.д)
  • Развитие целостности восприятия: узнавать предметы по отдельным деталям, по характерным  звукам, на ощупь.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»

Игры и упражнения направлены на:

  • Формирование первичных представлений о количестве и величине:много-мало, пусто(нет), один, большой-маленький.
  • Ознакомление с пространственными свойствами предметов (форма и величина): развитие способности к их различению, обогащение использования этих свойств при создании объектов из 2-5 элементов (дорожки, башенки и т.д).
  • Обучение  группировки предметов по форме и величине (со взрослым по подражанию, по образцу).
  • Развитие умения определять форму предмета на основе сравнения с геометрической фигурой с использованием приемов наложения или приложения вместе со взрослым, по подражанию, по образцу.
  • Объединение разнообразных предметов в множества: однородные, однородные с отдельными признаками различия, сходства (н-р по величине, цвету).
  • Соотнесение отдельных единиц множества с предметами без пересчета.
  • Упражнения в счете объектов в любом направлении совместно со взрослым.
  • Выделение 1-2 предмета но ощупь по типу игры «Чудесный мешочек» совместно со взрослым или по образцу, представленному зрительно.
  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины вместе с педагогом и по подражанию.
  • Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве.
  • Использование вербальных и невербальных средства в процессе названия и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью или пантомимическими движениями совместно со взрослым, по подражанию его действиям или образцу (большой-руки поднимаются вверх, затем широко разводятся в стороны, длинный-руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность)
  • Выделение по наиболее характерным признакам и называние контрастных времен года- лето и зима.
  • Имитация действий людей, животных в разное время суток по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Ознакомление с окружающим миром»

Игры и упражнения направлены на:

  • Закрепление адекватных реакций на свое имя, узнавание себя на фотографиях.
  • Уточнение и закрепление представлений о членах семьи, умений их называть, ознакомление с действиями, которые выражают любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг другу.
  • Закрепление представлений о занятиях членов семьи дома, общих праздниках в семье (Новый год, дни рождения), отобразительные игры, отражающие занятия членов семьи дома.
  • Развитие ориентировки в групповой комнате, спальне и других помещениях детского сада.
  • Закрепление имен сверстников и ближайших взрослых, развитие умения узнавать друг друга по фотографиям.
  • Совместные наблюдения за дождем, снегом, изменениями в природе.
  • Совместное рассматривание с детьми реальных объектов и иллюстраций: солнце, луна, звезды, небо (показ в реальной ситуации, на картинках, на игровых модулях).
  • Беседы с детьми о домашних, диких животных; птицах.
  • Рассматривание картин с доступной детям тематикой (иллюстрирующих сказки, игровые ситуации, объекты и явления природы), беседы по содержанию картин.
  • Формирование представлений о назначении и способах использования бытовых предметов-орудий.
  • Рассматривание и называние основных предметов быта и убранства дома (2-3 предмета посуды, мебели, самые необходимые бытовые приборы.
  • Развитие представлений детей о различных предметах декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки (дымковская), предметах из дерева (матрешки, грибочки), предметах быта.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: «Конструктивно-модульная деятельность»

Игры и упражнения направлены на:

  • Закрепление умения выполнять прямые и обратные действия с предметами: открывает и закрывает коробки, перелистывать  
  • пальцами страницы книг, нанизывать на веревочку бусины и .тд
  • Формирование целенаправленных действий с предметами в соответствии с их назначением: выкладывание, вынимание, катание машинки, мячика, снятие и нанизывание колец пирамиды.
  • Постройка  башни из 3-5 кубиков, поезда из 2-4 кубиков по показу педагога, снимает и нанизывает кольца пирамиды; выкладывание фигур (круг, квадрат, треугольник) в соответствующие пазы по подражанию действиям педагога.

Образовательная область: «Физическое  развитие»

  • Формирование умений прыгать  в длину с места;
  • Закрепление умения выполнять различные действия с мячом (катать, ловить, бросать)
  • Формирование умений ходить по наклонной доске;
  • Формирование умений метать  предмет  вдаль правой и левой рукой, из-за головы;

2.3. Планируемые результаты освоения Рабочей программы

Целевые ориентиры освоения Рабочей программы детьми  с умеренной умственной отсталостью

Ребенок:

  • Выполняет прямые и обратные действия с предметами: открывает и закрывает коробки, перелистывает пальцами страницы книг, нанизывает на веревочку бусины и .тд.
  • Строит башни из 3-5 кубиков, поезда из 2-4 кубиков по показу педагога, снимает и нанизывает кольца пирамиды; выкладывает фигуры (круг, квадрат, треугольник) в соответствующие пазы по подражанию действиям педагога.
  • Умеет находить по словесной просьбе педагога предметы по названию, цвету, размеру, а затем называть их.
  • Умеет выполнять орудийные действия: использует орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды.
  • Узнает материал на основе зрительного восприятия, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ним, различает звуки природы(шум дождя, шорох листьев и т.д)
  • Узнает предметы по отдельным деталям, по характерным  звукам, на ощупь.
  • Адекватно реагирует на свое имя, узнает себя на фотографиях.
  • Имеет представления о членах семьи, их занятиях.
  • Имеет представления о изменениях в природе зимой и летом.
  • Имеет представления о домашних, диких животных и птицах.
  • Называет два-три предмета посуды, мебели, бытовой техники.
  • Имеет представления о различных предметах декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки(дымковская), предметах из дерева (матрешки, грибочки), предметах быта.
  • Различает понятия: много-мало, пусто(нет), один, большой-маленький.
  • Различает предметы по форме и величине, использует эти свойства при создании объектов из 2-5 элементов (дорожки, башенки и т.д)
  • Вместе со взрослым по подражанию, по образцу группирует предметы по форме и величине.
  • Определяет форму предмета на основе сравнения с геометрической фигурой с использованием приемов наложения или приложения вместе со взрослым, по подражанию, по образцу.
  • Объединяет различные предметы в множества: однородные, однородные с отдельными признаками различия, сходства (н-р по величине, цвету).
  • Соотносит отдельные единицы множества с предметами без пересчета.
  • Вместе со взрослым считает предметы в любом порядке.
  • Узнает на ощупь 1-2 предмета по типу игры «Чудесный мешочек» совместно со взрослым или по образцу, представленному зрительно.
  • Раскрашивает, штрихует, обводит по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины вместе с педагогом и по подражанию.
  • Выполняет игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве.
  • Использует вербальные и невербальные средства в процессе названия и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью или пантомимическими движениями совместно со взрослым, по подражанию его действиям или образцу(большой-руки поднимаются вверх, затем широко разводятся в стороны, длинный-руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность)
  • Имитирует действия людей, животных в разное время суток по подражанию действиям взрослого и по образцу.
  • Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног;
  • Ползает разными способами;
  • Прыгает в длину, с высоты;
  • Метает предметы разными способами обеими руками.

III. Предметно-развивающая среда

3.1. Примерный перечень оборудования и материалов.

  • Развивающие игрушки В.В.Воскобовича: кораблик «Плюх-плюх», «Лепестки», «Арифметический счет» «Пирамидка», строительный набор, пластмассовый конструктор, «Математическая гусеница»,  «Разноцветные подвески», наборы геометрических фигур, массажные шарики «Суд-жок», «Шнуровки», мягкие модули.
  • «Стол-ванна для игр с песком, водой и другими природными материалами.
  • Ленты разной длины, ширины.
  • Разрезные картинки.
  • Магнитные цифры.
  • Настольно-печатные игры: «Найди похожую фигуру», «Времена года», «Радуга»,, «Решаем примеры», «Веселые картинки», «Когда это бывает», лото «Логика», «Большие и маленькие», «Мои первые цифры», «Найди четвертый лишний», «Животные и их детеныши», «Один-много», «Цвета и формы», водная раскраска «Учим цвета»
  • Пособия Н.В. Нищевой : «Играйка-считайка 10», «Играйка 1», «Играйка 3

3.2.Примерный перечень игр и игровых упражнений

  • с использованием стола-ванны для игр с водой: «Игра с уточками», «Плавает и тонет», «Рыбак», «Что находится под водой», «Игра с корабликами»;
  • с использованием стола-ванны для игр с песком: «Дорожки», «Следы на песке», «Нарисуй» и т.д.
  • на выделение предметов из фона: «Одинаковые игрушки», «Посмотри и  назови», «Собери в корзинки шарики желтого и др. цвета»
  • на идентификацию предметов и движений:«У кого такая картинка», «Кто что делает», «Посмотри и потрогай» и т.д
  • на развитие представлений о форме предметов: «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и т.п
  • на развитие восприятия отношений по величине: «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки»(разной величины), «Пирамидки» и т.п
  • на развитие восприятия и воспроизведение пространственных отношений: «Достань колечко», «Собери колечко», «Собери бусы»(по цвету, форме, размеру), и т.п
  • на развитие конструктивной деятельности:  «Машина в гараже»,

    «Собери  колечки», «Составь гирлянду», «Строим башню», игры с     прищепками: составь елку, солнце, бабочку и т.п.

  • на  развитие  социально-бытовых навыков: «Ну и соня», «Колыбельная», «Учимся есть», «Хлопаем в ладоши», «Вместе играем», «Передай игрушку», « Напоим куклу чаем»
  • на  развитие  физических навыков: «Я гуляю сам», «Возьми игрушку», «Машина из стульчика»,«Ах дыбок, дыбок, дыбок…»
  • на развитие движений руки и действий с предметами: «Погремушки играют», «Сними колечко с пирамидки», «Вынимаем из ведерка», «Открываем коробочки», «Возьми - положи», «Открой - закрой», «Вложи кубик в кубик»
  • на развитие предпосылок активной речи и понимания речи: «Дай игрушку», «Постучи по бубну», «Оттолкни мяч», «Ляля пришла к детям», «Где Ляля?»

 IV. Литература:

  1. Баряева Л. Б., Зарин А.П.  Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Спб.2003г
  2. Гришвина А.В.  Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного развитии. М.  2002г
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М. 2003г
  4. Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. 2010г
  5. Катаева А.А., Стребелева Е. А.. Дошкольная олегофренопедагогика. М. 1998г
  6. Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. 1991г
  7. Мамайчук И. И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб. 2003г
  8. Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями. М. 2004г
  9. Стребелева Е.Г. ,  Мишина  Г.Л. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» М. 2006г
  10. Стребелева Е.Г. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. М. 2004г
  11.  Стребелева Е.Г. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. 2005г
  12. Разенкова Ю. А. «Игры с детьми младенческого возраста»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...

Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью

Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью....

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью

При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:-  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...

Индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС

В работе представлена  индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС. Программа для воспитнника старшего дошкольного возраста со сроком обучения 2 года....