Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с умственной отсталостью легкой степени
методическая разработка по теме

Ермакова Татьяна Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_obraz_marshrut.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ________________________________/ФИ РЕБЕНКА/

Раздел программы

Работа с ребенком

Работа с родителями /консультации, показ элементов НОД, брошюры/

Развитие ручной моторики

Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж

  • Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»
  • Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук

развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в  действиях форму, величину предмета (маленькие предметы  хватать одной рукой, большие – двумя руками),  учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

  • Брошюра «Игры для развития хватательных движений»
  • Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.

развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

  • Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»
  • Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины

подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

  • Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»
  • Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний,  закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков; копирование точек на листе в клетку; письмо в клетке: прямые, наклонные палочки; письмо элементов букв; письмо букв в прописях

  • Информация на стенде «Развитие графических навыков»
  • Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.

Развитие речи

а) Развитие импрессивной стороны речи

  • Формировать  невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.
  • Развивать понимание инструкций
  • Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета
  • Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, со сверстником
  • Учить понимать действия, изображенные на картинке
  • Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи»
  • Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи

б)Развитие экспрессивной стороны речи

  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха
  • Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками - учить  воспроизводить звукоподражания
  • Накопление словаря по лексическим темам
  • Работа над слоговой структурой слов
  • Учить строить фразу из 2-3 слов
  • Учить высказывать свои потребности в активной речи
  • Учить составлять описательный рассказ с опорной схемой
  • Учить составлять предложения по картине
  • Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.
  • Выполнение домашних заданий по лексическим темам

Формирование элементарных количественных представлений

  • Выделять 1, 2 и много предметов из группы;
  • Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;
  • Находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
  • Различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;
  • Составлять равные по количеству группы предметов;
  • Пересчитывать предметы в пределах трех-пяти;
  • Осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
  • Выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех
  • Информация на стенде «Закрепление математических знаний в играх»
  • Выполнение дома упражнений на закрепление математических представлений: закреплять умение считать в пределах 5, название геометрических фигур, величин, составлять аппликации из геометрических фигур, выкладывать фигуры из счетных палочек

Сенсорное развитие

а) зрительное

восприятие

  • Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.
  • Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.
  • Сличение величин ("такой - не такой"), затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т.д.)
  • Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги)
  • Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии»
  • Брошюра «Игры на различение цвета, величины, формы»
  • Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?»
  • Изготовление пособий по сенсорному развитию и презентация их на родительском собрании совместно с ребенком.
  • Выполнение игр и упражнений на сенсорное развитие

б)слуховое восприятие

  • Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
  • Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
  • Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
  • Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
  • Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
  • Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно».

в)тактильное восприятие

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);
  • нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
  • нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4);
  • определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета;
  • нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Развитие психических процессов

а)память

б)внимание

в)мышление

Развитие процессов переработки сенсорной информации

Развитие внимания (объем, концентрация, устойчивость)

Развитие памяти (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного)

Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Развитие познавательной активности

  • Информация на стенд «Развитие высших психических функций»
  • Изготовление пособий «Игры и упражнения для развития психических процессов»
  • Индивидуальные консультации с родителями по вопросам интеллектуального развития ребенка

Социальное развитие

а) Развитие навыков самообслуживания

б) Развитие коммуникативных навыков

а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место.

б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания;  здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвоватьт в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).

  • Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии»
  • Изготовление совместно с ребенком альбома  «Моя семья»
  • Изготовление поделок по темам «Любимое животное», «Любимая игрушка» (аппликация, рисунок, поделка из природных материалов)
  • Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.

      Ознакомлен/а/____________________    ___________________________

                                                                                                                                  (подпись родителей)                         (расшифровка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени

Уважаемые родители нашей группы. Я размещаю небольшую презентацию по теме "Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности" Надеюсь вам моя презентацию поможет....

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по теме: «Насекомые» с детьми 5 -7 лет с ОВЗ (дети с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени)

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития и умстенной отсталостью (дети от 5 до 7 лет)...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана  в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответст...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью....

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год

Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...