Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
учебно-методический материал

Степанова Елена Николаевна

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико - психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Для составления индивидуально образовательного маршрута были выделены несколько этапов: 

1 Этап наблюдения.

2 Этап Диагностический.

 

3 Этап конструирования.

4 Этап реализации.

5 этапзавершающая диагностика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему.

Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.

                                                                      Составила воспитатель гр. №6

                                                                      Степанова Елена Николаевна.

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико - психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Для составления индивидуально образовательного маршрута были выделены несколько этапов.

1 Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить дошкольника (или группу), испытывающего трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатом наблюдения заполняется таблица «Выявления трудности дошкольника».

2 Этап Диагностический.

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности ребенка и их причины ( на начало и конец сопровождения)».

МПк является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения  воспитанников с отклонениями в развитии.

Его главная задача: разработка индивидуального образовательного маршрута и оказание  коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи МПк сопровождения:

- установление контакта с родителями (в детском саду);

- коррекция  речевых нарушений;

- развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка;

- установление психологической защищённости ребёнка;

-  подготовка ребёнка к школе;

- выбор оптимальных методов, приёмов.

         Консилиумом МПк проводится диагностика ребенка.

Диагностика - направлена на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня  развития ребенка. Реализация диагностики обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (МПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе  педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя, медицинского персонала, (в садиках присутствия одного из родителей ребенка). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение. Диагностическая работа проводится индивидуально, в несколько этапов. Каждый из участников МПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется прогноз  развития ребенка, выявляются трудности при освоении ООП, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.      

Основываясь на рекомендациях комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, дается заключение МПк. Заключение обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Заключение МПк включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

-коррекцию и развитие высших психических функций (восприятие, воображение, памятьмышление и речь), эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции.

Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате  тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования: (изо), музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, врачей, (медицинская сестра ФТО)  при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной  и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи.

3 Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

После обработки полученных данных и заключения ПМПк на ребенка, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, разработка маршрута исходит из результатов диагностики, наблюдения, сбора информации о ребенке, а так же от поставленных целей. Затем происходит обработка полученных данных и написание заключения.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определений задач образовательной работы);

- содержательной (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в Доме ребенка, в том числе программ дополнительного образования);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Разработка индивидуального образовательного маршрута  осуществляется на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка. Работа с детьми с ОВЗ направлена на обеспечение условий, открывающих возможности усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Предметно развивающая среда для детей с ОВЗ является  важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития для детей с отклонениями в развитии.

Предметно развивающая среда - уголки познавательно-исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки); предметно-практической деятельности (игры с предметами: матрешками, вкладышами, пирамидками, игры с песком, водой); игровой центр (для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр с вкладышами, Монтесори – материалы);   центр конструктивно-модельной деятельности, Лего – центр; театрально-игровой деятельности, сюжетно-ролевых игр; центр продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация);   музыкальные уголки; спортивные уголки.

4 Этап реализации индивидуального образовательного маршрута.

Дальнейшей работай педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя будет разработка плана индивидуальных занятий с ребенком. Индивидуальный образовательный маршрут может реализоваться во всех видах деятельности, в любое время, все зависит от желания ребенка, от его выбора.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (формирования чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирования представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношений);

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве).

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, а также подгрупповые занятия – 2 раза в неделю. Таким образом, индивидуальная работа проводится 3-4 раза ежемесячно, в период с октября по март, подгрупповая работа составляет 6-8 занятий в месяц, с октября по апрель.

После реализации индивидуального образовательного маршрута проводится заключительный 5 этап – завершающая диагностика.

5 этап – завершающая диагностика. Цель данной диагностики: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.