Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
учебно-методический материал
Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико - психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.
Для составления индивидуально образовательного маршрута были выделены несколько этапов:
1 Этап наблюдения.
2 Этап Диагностический.
3 Этап конструирования.
4 Этап реализации.
5 этап – завершающая диагностика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ. | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему.
Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
Составила воспитатель гр. №6
Степанова Елена Николаевна.
Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико - психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.
Для составления индивидуально образовательного маршрута были выделены несколько этапов.
1 Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить дошкольника (или группу), испытывающего трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатом наблюдения заполняется таблица «Выявления трудности дошкольника».
2 Этап Диагностический.
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности ребенка и их причины ( на начало и конец сопровождения)».
МПк является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии.
Его главная задача: разработка индивидуального образовательного маршрута и оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи МПк сопровождения:
- установление контакта с родителями (в детском саду);
- коррекция речевых нарушений;
- развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка;
- установление психологической защищённости ребёнка;
- подготовка ребёнка к школе;
- выбор оптимальных методов, приёмов.
Консилиумом МПк проводится диагностика ребенка.
Диагностика - направлена на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня развития ребенка. Реализация диагностики обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (МПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя, медицинского персонала, (в садиках присутствия одного из родителей ребенка). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение. Диагностическая работа проводится индивидуально, в несколько этапов. Каждый из участников МПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется прогноз развития ребенка, выявляются трудности при освоении ООП, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.
Основываясь на рекомендациях комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, дается заключение МПк. Заключение обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Заключение МПк включает:
-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
-коррекцию и развитие высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции.
Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования: (изо), музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, врачей, (медицинская сестра ФТО) при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи.
3 Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
После обработки полученных данных и заключения ПМПк на ребенка, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, разработка маршрута исходит из результатов диагностики, наблюдения, сбора информации о ребенке, а так же от поставленных целей. Затем происходит обработка полученных данных и написание заключения.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определений задач образовательной работы);
- содержательной (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в Доме ребенка, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка. Работа с детьми с ОВЗ направлена на обеспечение условий, открывающих возможности усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Предметно развивающая среда для детей с ОВЗ является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития для детей с отклонениями в развитии.
Предметно развивающая среда - уголки познавательно-исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки); предметно-практической деятельности (игры с предметами: матрешками, вкладышами, пирамидками, игры с песком, водой); игровой центр (для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр с вкладышами, Монтесори – материалы); центр конструктивно-модельной деятельности, Лего – центр; театрально-игровой деятельности, сюжетно-ролевых игр; центр продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация); музыкальные уголки; спортивные уголки.
4 Этап реализации индивидуального образовательного маршрута.
Дальнейшей работай педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя будет разработка плана индивидуальных занятий с ребенком. Индивидуальный образовательный маршрут может реализоваться во всех видах деятельности, в любое время, все зависит от желания ребенка, от его выбора.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (формирования чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирования представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношений);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве).
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, а также подгрупповые занятия – 2 раза в неделю. Таким образом, индивидуальная работа проводится 3-4 раза ежемесячно, в период с октября по март, подгрупповая работа составляет 6-8 занятий в месяц, с октября по апрель.
После реализации индивидуального образовательного маршрута проводится заключительный 5 этап – завершающая диагностика.
5 этап – завершающая диагностика. Цель данной диагностики: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педагогического совета по теме: «Анализ выполнения программы воспитания и обучения по развитию речи»
В средней группе, так же как и в младшей для развития речи дошкольников ставятся задачи по развитию речи, такие как: развитие речевой среды, формирование словаря, развитие звуковой культуры речи и гра...
Доклад для педагогического совета по теме: «Анализ выполнения программы воспитания и обучения в младшем д/возрасте по ОБЖ»
В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» - один из основных предметов в дошкольном воспитании и образовании. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ...
Доклад на педагогический совет по теме "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
доклад на педсовет...
Доклад к педагогическому совету по теме: «Художественно-эстетическое развитие ребенка и РППС»
В выступлении рассмотрены аспекты влияния РППС групповой комнаты на художественно-эстетической развитие дошкольника...
Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...
Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"
Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...
Доклад к педагогическому совету на тему «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким тво...