Доклад к педагогическому совету по теме: «Художественно-эстетическое развитие ребенка и РППС»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Береснева Елена Владимировна

В выступлении рассмотрены аспекты влияния РППС групповой комнаты на художественно-эстетической развитие дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud.-est.razvitie_i_rpps.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Антошка»

Доклад к педагогическому совету по теме:

«Художественно-эстетическое развитие ребенка и РППС»

Подготовила Береснева Е.В.

г.Лобня.


Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

- опыт художественно-творческой деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.

При этом уголки оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к нему и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.

Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.

В уголках книг необходимо разместить:

  • детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,
  • тематические альбомы,
  • книжки-самоделки,
  • портреты писателей,
  • подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов,
  • «говорящие книги».

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (например: писатели о животных, сказки и рассказы о зиме, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).

В уголках театрализованной деятельности должны присутствовать:

  • Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
  • уголок ряженья

Уголок изобразительной деятельности включает в себя:

  • произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет;
  • бумага разного формата, разной формы, разного тона;
  • достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки);
  • наличие цветной бумаги и картона;
  • достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации;
  • бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.);
  • место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей;
  • место для сменных выставок произведений изоискусства;
  • альбомы – раскраски;
  • наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки.

В уголках музыкальной деятельности размещается:

  • детские музыкальные инструменты;
  • магнитофон;
  • в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы;
  • альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
  • картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях;
  • электромузыкальные игрушки с наборами мелодий;
  • звуковые книжки и открытки;
  • музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные);
  • музыкально - дидактические игры;
  • музыкально - дидактические пособия.

Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. В нашей группе каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, где находятся музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книге, помечтать и просто посидеть и отдохнуть.

Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Создавая предметно-развивающую среду, надо учитывать период обучения, сезонность. Так,

  • осенью группу украшает вытинанка с мотивами осенних ягод и листьев, поделки из осеннего природного материала, букет из осенних листьев;
  • зимой в группе на окнах вытинанки с зимними мотивами, украшенная елка, силуэты зимних домов, сделанные из бумаги педагогами и детьми
  • весной оформляется огород на окне, группа украшается цветами, выполненными воспитанниками.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. При работе над проектами, результаты их отражаются в предметной среде.

В нашей группе созданы условия для художественно-эстетической деятельности: имеется «Театральный уголок», где детям предоставлены разные виды театра; пальчиковый, настольный, кукольный. Дети свободно могут взять любого героя сказки или мультфильма и поиграть с ними.

В комнате оформлена «Библиотека «Светлячок». Яркие, красочные книги и иллюстрации привлекают детей, они с удовольствием рассматривают картинки в книжке, пытаются подражать персонажам той или иной сказки. Рассматривая с детьми картинки в книжках, обращаем их внимание на красочные яркие элементы росписи сарафана, головного убора, на сапожки петушка, отмечаем в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха. С целью ознакомления ребят с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними.

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни. Так в нашей группе мы создали «Уголок народного творчества», где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, росписи, матрешка, калейдоскопы, яркие раскраски, поделки, сделанные самими детьми и др. Совместно с педагогом или по желанию ребенка можно рассмотреть предмет, потрогать его, обратить внимание на его красоту, для чего принадлежит, от куда он появился у нас. Дети-исследователи и творцы, поэтому им очень интересно от куда же у нас в уголке появился этот предмет. А еще дети очень внимательны, они сразу замечают на изменившуюся обстановку в группе или появление нового предмета: например, яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша.

В групповой комнате создан «Уголок художественного творчества». Дети очень любят рисовать, лепить. Поэтому им предоставлена эта возможность проявить свое творчество, взяв в руки карандаш, фломастер, пластилин. Но не только этими инструментами могут воспользоваться дети. В уголке есть и цветная бумага, и краски, и ватные палочки, диски, трубочки и многое другое оборудование. Вместе с детьми мы создаем коллективные работы и украшаем ими нашу группу или прихожую.

В группе имеется «Музыкальный Уголок», где находятся музыкальные инструменты; барабан, дудочки, колокольчики, шумелки, свистульки и др. Дети очень любят импровизировать, петь и танцевать под звон любимого инструмента.

Все уголки имеют подписи и содержат разнообразный материал, пособия, игры. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью мы организовываем пространство в ДОУ так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям. Огрехи ремонта и сама архитектура группы обыгрывается росписью на стенах, корректным размещением мебели. Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю, а не заставляю их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаю ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Таким образом, можно сделать выводы:

Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыка, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда выступает, в данном случае, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых.

Для всестороннего развития используются различные уголки активности детей.

Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

Работа в области художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете на тему: «ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «звёздочка»  Доклад на педагогическом совете«Обеспечение безопасности педагогических работников и об...

Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...

Доклад для педагогического совета по теме: «Анализ выполнения программы воспитания и обучения по развитию речи»

В средней группе, так же как и в младшей для развития речи дошкольников ставятся задачи по развитию речи, такие как: развитие речевой среды, формирование словаря, развитие звуковой культуры речи и гра...

Педагогический совет в ДОУ «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Цель: объединение усилий педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности детей....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Художественно – эстетическое развитие»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Художественно – эстетическое развитие»...

Доклад к педагогическому совету на тему «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким тво...