Этапы работы Консультационного центра в ДОУ
статья

Судкова Светлана Васильевна

С чего начать и что можно предпринять для эффективной работы Консультационного центра в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kts_sudkova_s.v._2020g.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

Судкова  С.В.

старший воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши

Направление работы Консультативного центра  МКДОУ № 22 г. Аши

 в 2020-2021 учебном году.

Разработка и внедрение моделей службы психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста  получили  свое  начало после  вступления в силу Федерального закона  «Об образовании…» в 2012 году. В соответствие,  с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее – ФЗ-273), а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября  2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО), дошкольное образование детьми  в возрасте от 2-х месяцев может быть получено как непосредственно  в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования.  Право выбора формы освоения дошкольного образования ФЗ-273  в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 44 оставляет за родителями (законными представителями детей). Получение образования вне образовательного учреждения не являлось исключительно новой формой: в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) на законодательном уровне были определены возможности альтернативных форм обучения детей, что вызывало определенный интерес и отклик родителей; но в новых современных условиях требовало особого подхода к данной проблеме. Основная сложность в предоставлении дошкольного образования в форме семейного образования заключалась в отсутствии у многих родителей педагогической подготовки. Семейное образование выдвинуло повышенные требования к личным качествам родителей, к уровню их педагогических знаний, умению и готовности самообучаться и осваивать образовательную программу дошкольного образования. Для многих родителей достаточно сложно было обеспечить качественное дошкольное образование своему ребенку, тем более, если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Поэтому встал вопрос о предоставлении помощи семье в семейном образовании, тем более что Федеральный закон прямо указывал на решение этого вопроса. Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273,  «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее – помощь в семейном образовании) без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры (далее - КЦ)». Вместе с тем, вопросам  взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах образования и воспитания детей, посещающих дошкольные учреждения, также всегда уделялось пристальное  внимание.

Исходя из всего вышесказанного, актуальность разработки и внедрения моделей службы психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, посещающих и  преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, связана была,  прежде всего,  с одной стороны, с современной социально-экономической ситуацией в обществе, ориентирующей на формирование приоритета ценности образования, обусловливающего осознание значения роли семьи как важного социального института общества и как фундамента, который определяет развитие личности ребенка; с другой стороны – с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка; с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации питания детей, различных режимных моментов; в том числе,  с дефицитом общения ребенка раннего возраста с родителями и другими значимыми для него взрослыми и др.

Начало разработки моделей службы психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста – это Указ   Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы». Стратегия определяла:

  • увеличение охвата детей раннего возраста образовательными услугами для всех категорий граждан, независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
  • проведение работы по комплексному решению проблем развития детей раннего возраста;
  • создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей;
  • психологическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи;
  • организацию просветительской работы среди родителей с использованием обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу;
  • создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших образовательных ресурсах для детей и родителей.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве главного приоритета государственной политики определена деятельность, направленная на «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Среди задач, стоящих перед обществом, определяется – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу – создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации, активное участие родителей в решении задач образования и воспитания (Указ Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года). Указывается, что только  единство целей и ценностей образовательных учреждений и семьи позволяет воспитывать психологически здорового ребенка, имеющего активную познавательную позицию, готового к самостоятельной организации своей учебной деятельности.

        В марте 2019 года выходят Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 года N Р-26).  Методические рекомендации  были разработаны во исполнение контрольной точки 2.1.8 плана мероприятий Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), и были  направлены на обеспечение единых организационных условий для оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.[1]

В настоящее время в  современном образовательном пространстве существует 3 модели организации деятельности консультационных центров. 

Психолого-педагогическая модель работы Центра (службы) заключается в оказании психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию. Психолого-педагогическая помощь направлена на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка.

Психолого - педагогическая модель работы Центра (службы)  - это комплекс коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста, развитии его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром. Содержание развивающей работы определяется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Перечень разделов и примерных тематик занятий с родителями:

 В разделе «Физическое развитие ребенка» основные темы занятий с родителями это: «Особенности физического развития на различных ступенях дошкольного возраста», «Гигиена, режим дня и питание как основа нормального физического развития», «Гимнастика и закаливание», «Примерное недельное меню ребенка-дошкольника».

В разделе «Психоэмоциональное развитие ребенка» примерные тематики занятий это: «Особенности психоэмоциональной сферы ребенка», «Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок».

В разделе «Становление и развитие личности»  - «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (ранее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст)», «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка».

Раздел «Социально-психологическое развитие и социализация ребенка» содержит такие темы, как «Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций», «Обеспечение успешной социализации ребенка в условиях семейного дошкольного образования».

 Психолого-педагогическая модель может быть применима к различным категориям получателей услуг центра. Это родители семейной формы обучения детей дошкольного возраста;  дети дошкольного возраста, в т. ч.  от 0 до 3 лет, как не получающие услуги, так и получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации; дети дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (требования ФГОС ДО).

Диагностическая модель работы Центра (службы) заключается в определении уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.

Диагностическая модель работы Центра (службы).

Оценка индивидуального развития детей представлена в ФГОС ДО в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Объект диагностики – дети с отставанием или значительным опережением в развитии, с отклонениями в поведении, а помощь оказывается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений. Психологическая диагностика развития ребенка помимо решения собственных задач позволяет определить степень обоснованности жалоб родителей. Психологическая помощь родителям и детям осуществляется во всех случаях, но содержание ее различно.  В случае детерминированной психологической неграмотности, имеет место информирование и разъяснение. При искаженном родительском отношении ведется психо-коррекционная работа по изменению родительского отношения. При выявлении психопатологии родителей организуется направление в соответствующее лечебное учреждение. В случае психического недоразвития  ребенка проводится информирование родителей и направление ребенка к дефектологу. При задержке психического развития проводится информирование родителей, даются рекомендации по психологически грамотной организации занятий родителей с ребенком, возможно направление к дефектологу. При повреждении психического развития ребенка проводится информирование родителей об особенностях ребенка, направление к психиатру. При искаженном психическом развитии ребенка  организуется направление к психиатру, приспособление родителей к особенностям ребенка. В случае дисгармоничного  психического развития ребенка, ведется психо-коррекционная работа с родителями по нормализации их общения с ребенком. При нарушениях развития личностной сферы ребенка, организуется направление ребенка на второй этап диагностики и дальнейшая психо-коррекционная работа с ребенком и родителями.

Цели психодиагностики:

1. Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.

 2. В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.

 3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определить направление консультативной работы с родителями и психо-коррекционной работы с ребенком.

Диагностическая модель может быть применима к различным категориям получателей услуг центра:

  • это  родители (законные представители) детей от 0 до 3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
  • это родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации; родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
  • родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

 Консультативная  модель работы Центра (службы) состоит в создании необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка-дошкольника в целенаправленный развивающий процесс.

Консультативная  модель работы  Центра (службы).

В рамках модели консультативная деятельность рассматривает довольно разнообразный перечень запросов, которые могут возникнуть у получателей услуг. Родители смогут получить не только психологическую консультацию, но и логопедическую и медицинскую.

Содержание консультативной помощи может включать информацию:

  • о закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте;
  • об индивидуальных особенностях развития ребенка;
  • о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком;
  • информацию об услугах оказываемых детям раннего возраста специалистами службы; информацию о других, внешних учреждений и служб.

Консультативная помощь может реализовываться в процессе индивидуальных и групповых консультаций (разовые, регулярные).

Субъектами консультативной деятельности являются педагоги и специалисты Службы.

Заказчиком консультативной помощи  может быть как родитель, так и организация дошкольного образования.

Различные сценарии организации консультативной помощи в центре:

  • психологическая консультация;
  • плановое групповое консультирование;
  • индивидуальное консультирование родителей;
  • консультирование родителей по запросу.

 Наиболее часто в практике ДОО востребованы следующие виды социально-психологического консультирования: возрастно-психологическое, поведенческое, семейное. Также востребованы логопедическое и медицинское консультирование. Консультативная модель может быть применима к различным категориям получателей услуг центра:

  • это родители (законные представители) детей от 0-3 лет; обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
  • родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;
  • родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
  • родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Для обеспечения функционирования Консультационных центров имеются определенные программы и перечни требований к организации деятельности, проекты организационно-распорядительных документов.

Каждая из моделей решает определенные целевые задачи, а все вместе – модели  –интегрировано,  решают вопросы просвещения родительской общественности. Тем самым обеспечивая выполнение законодательства и запросы современного общества.

Обычно в практике работы Консультативных центров дошкольных образовательных учреждений используются модели организации деятельности консультационных центров, в зависимости от  институциональных (уровень образовательной организации)  условий: кадровых, финансовых, материально-технических и т.п.

В МКДОУ № 22 г. Аши Консультационный центр функционирует с 2016 года. Для открытия и организации работы были разработаны и  утверждены локальные акты на уровне Учреждения: 

  • Приказ о создании КЦ № 23 от 22.12.2016г.;
  • Приказ об  утверждении  «Положения о консультационном центре» №27 от 07.02.2016г.;
  • Приказ об утверждении графика работы КЦ, план работы КЦ на текущий учебный год, об утверждении плана работы КЦ, об утверждении  графика консультирования и т.п.

Цель деятельности КЦ:

Оказание своевременной высококвалифицированной диагностики, коррекции, помощи и поддержки детей дошкольного возраста (в том числе детям раннего возраста и детям с особыми образовательными потребностями), их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Центр  был создан для:

  • родителей (законные представители) детей от 0-3 лет, обеспечивающие получение  детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
  • родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной         организации;
  • родителей (законные представители) детей дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной        организации;
  • родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми         образовательными потребностями.

Организация психолого-педагогической, диагностической и  консультационной помощи родителям (законным представителям) в КЦ  строилась  на основе          интеграции деятельности специалистов образовательной организации (старшего      воспитателя, учителя-логопеда, медицинской сестры и других специалистов Учреждения).       Режим работы специалистов Центра определялся  заведующим МКДОУ № 22 г. Аши, исходя из режима работы  Учреждения. За получение услуг  Центра  плата  с  родителей (законных представителей)  не   взималась.

Работа Центра была  направлена на:

  • создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей), а также граждан, желающим принять на воспитание  в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
  • пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • обеспечение наиболее  полного  охвата  детей  дошкольным  образованием,  реализацию индивидуального подхода в воспитании детей;
  • повышение  доступности  и  качества  социальных  услуг  для  семей  с  детьми дошкольного возраста;  
  • поддержку приемных и опекунских семей с детьми дошкольного возраста;
  • поддержку семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;
  • усиление  социальной  поддержки  несовершеннолетних  родителей  с  детьми дошкольного возраста;  
  • усиление  социальной  помощи  семьям  с  детьми  дошкольного  возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности, ответственного родительства.

КЦ осуществлял свою работу в соответствие с планом работы на текущий учебный год,  ежедневно с 8.00 до 18.00:  в  соответствие с  графиком работы  специалистов Учреждения и  по предварительной записи по телефону, либо при личном обращении родителей (законных представителей). Все обращения  фиксировались  в журнале обращений для консультативной помощи. Время приема специалистами для оказания психолого-педагогической и консультативной помощи согласовывалось  с каждым родителем (законным представителем) индивидуально.

Консультационная помощь оказывалась  в форме очных консультаций для родителей (законных представителей). Индивидуальные и групповые консультации проводились по запросу родителей (законных представителей) и направлены были на формирование положительных взаимоотношений в семье, выработку единых требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, просвещение родителей (законных представителей) по предотвращению возникающих семейных проблем, формированию педагогической культуры. Предоставление консультаций и методических рекомендаций в форме публичного консультирования по типовым вопросам, поступившим по инициативе родителей (законных представителей) при устном или письменном обращении, осуществлялись  посредством размещения материалов на  официальном сайте Учреждения mdou22asha@yandex.ru,  на  персональных сайтах педагогов Учреждения  -  https://set-os.ru/nsportal-set-obrazovaniya/; в социальных  сетях:«В Контакте», «Одноклассники. ru ». В соответствие с планом работы КЦ и запросами родителей (законных представителей) организовывались и проводились:  мастер-классы, теоретические  и практические семинары для родителей (законных представителей) с целью консультирования (психологического, социального, педагогического) родителей (законных представителей) о физиологических и психологических особенностях развития дошкольников, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

Из совместных мероприятий были организованы  общие собрания  для родителей   детей раннего возраста (освещались  вопросы  физического и психического развития детей от 0 до 1 года; от 1 года  до 3 лет); для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, имеющих детей с ОВЗ / общие вопросы воспитания и образования детей в семье….

Количество обращений в КЦ родителей:

Возраст детей.

2017г

2018г.

2019г.

От 2 мес. до 3 лет

26

34

29

От 3 до 7 лет

41

40

25

старше 7 лет

5

17

4

В условиях самоизоляции работа Консультационного центра с родителями (законными представителями) осуществлялась по телефону, через онлайн-приемную специалистами Учреждения, через  личные сайты  по предварительному согласованию темы и  времени консультации.

Основные вопросы, интересующие родителей (законных представителей):

  • Сопровождение семейного дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ;
  • Оказание психолого - педагогической помощи  родителям и детям в возрасте от 2 мес. до 3 лет, не посещающих ДОУ и посещающих ДОУ;
  • Просвещения родителей по вопросам педагогики, психологии, оздоровления дошкольников;
  • Обучение организации и проведению развивающих игр и занятий с детьми;
  • Обучение способам оздоровления и закаливания детей;
  • Нормативные правовые  документы по оказанию медицинской помощи детям раннего возраста;
  • Об адаптации детей раннего и дошкольного возраста при поступлении в детский сад;
  • Признаки трудностей и отклонений в дошкольном возрасте, дети с ОВЗ;
  • Как научить ребенка самостоятельности;
  • Что надо делать, чтобы речь развивалась в соответствие с нормами;
  • Детская агрессивность, как преодолеть истерики и упрямство;
  • Чему и как можно учить ребенка в семье;
  • О детских капризах и упрямстве;
  • Какой возраст считается оптимальным для поступления  ребенка в детский сад?
  • О готовности ребенка к школе;
  • Интернет в жизни детей: плюсы и минусы;
  • Дистанционное обучение-плюсы и минусы;
  • О безопасности детей дома  и на улице в условиях пандемии;
  • Безопасен ли доступ в интернет для вашего ребенка дома?
  • О соблюдении режима дня  ребенка-дошкольника дома.

Анализируя опыт работы Консультативного центра МКДОУ № 22 г. Аши за прошедший период времени можно сказать о том, что  в Учреждении созданы условия для деятельности КЦ и КЦ функционирует.

Анализируя деятельность по работе КЦ, следует отметить ряд трудностей, с которыми Центр столкнулся:  

  • недостаточное  информирование родителей (законных представителей) с целью привлечения к деятельности Центра через официальный сайт Учреждения,  местные СМИ; информационные стенды,  листовки и буклеты;
  •  в Центр чаще обращаются родители, дети которых уже посещают Учреждение; остальные категории родителей  практически не задействованы в его работе;  
  • отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований, что  вносит определенные сложности в работу КЦ;
  • коррекционно-педагогическая помощь и поддержка семьи предполагает системную,  длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра;
  • Центр решает много задач, но отсутствуют единые мониторинговые формы, по регистрации обратившихся за помощью в Центр, по результатам работы;  из-за этого информация по проведенным мероприятиям на практике не систематизируется и не анализируется, это приводит к неэффективности деятельности и к получению низкого результата деятельности КЦ;
  • для привлечения родителей необходимо четко обозначить модели работы Центра по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию: для эффективной работы КЦ  должен быть создан алгоритм и программа создания и функционирования центра  по применению моделей оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет;
  •   для осуществления специалистами эффективной  профессиональной деятельности КЦ нуждается в подборке специальных методических материалов; в обозначении  целевых требований к профессиональным действиям для каждой категории специалистов, задействованных в работе Центра по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию.
  • Необходимо расширять набор предоставляемых Центром услуг  в рамках сетевого взаимодействия, привлечения специалистов  «со стороны…».

Преодоление данных проблем – процесс не быстрый, он потребует от всего педагогического коллектива Учреждения усилий и сплоченности для достижения результата. Поэтому Учреждение предусматривает поэтапную  целенаправленную деятельность по совершенствованию работы Центра в 2020-2021 учебном году  через решение следующих задач: 

  • корректировка нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность Центра; приведение локальных актов Учреждения  в соответствие с нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность КЦ;
  • разработка алгоритма деятельности КЦ;
  • разработка Программы деятельности Центра; корректировка перспективного плана работы Центра в соответствие с выбранной моделью (-ями) организации работы Центра или в соответствие с собственной  разработанной моделью;
  • формирование группы экспертов и консультантов ( в том числе и в рамках сетевого взаимодействия) для организации деятельности Центра (при необходимости); создание кадровых  условий для функционирования Центра (в том числе закрытие вакансии педагога-психолога) в соответствие с востребованностью тех или иных специалистов:  организация  психолого-педагогической, диагностической и консультационной  помощи родителям (законным представителям) на основе интеграции деятельности специалистов Учреждения (заведующего, юриста, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинской сестры и других);
  • создание материально-технических условий (санитарно-гигиенические условия, инструкции по охране жизни и здоровья детей, правила пожарной безопасности и т.п.) для обеспечения функционирования КЦ;
  • организация и (или) корректировка  делопроизводства в соответствие с требованиями к организации делопроизводства  КЦ;
  • подготовка и осуществление планов повышения квалификации педагогов и специалистов Учреждения, задействованных в  оказании услуг через КЦ;
  • проведение совещаний, конференций, семинаров, вебинаров по вопросам функционирования Центра;
  • повышение охвата семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих Учреждение (в том числе детей раннего возраста и детей с ОВЗ);
  • обеспечение   методического, информационного и сетевого сопровождения деятельности Центра.

Задачи деятельности КЦ

Направления работы на 2020-2021 учебный год

1.Условия, РППС, Материально-техническое оснащение

1.Специально  оборудованное  помещение, в котором будет место для консультирования, игровая для ребенка ( если родитель не смог ребенка оставить дома и пришел с ним); место для совместно организованных мероприятий:

Родителей (сделавших запрос на общую проблему),

Родителей и детей ( тренинги, мастер-классы, применение игровых и проектных технологий),

Родителей и педагогов.

2.Библиотека, содержащая:

 Специальную  литературу и пособия  для специалистов, оказывающих услугу;

Литературу по вопросам воспитания и образования детей, по взаимодействию со взрослыми

Методические разработки педагогов ДОУ и специалистов по работе с детьми и т.п.

3. АРМ – для осуществления консультативной помощи дистанционно.

2.  Кадровые условия

2.1.Педагог-психолог или  тьютор  должен организовывать работу КЦ, планировать его деятельность, координировать работу специалистов и контролировать. Осуществлять делопроизводство КЦ.

2.2. Повышение квалификации педагогов и специалистов  по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи; подготовка тьюторов

2.3. Расширение набора предоставляемых услуг за счет привлечения специалистов «Со стороны…»

3.Методическое обеспечение

3.1.Корректировка нормативных правовых локальных актов Учреждения для обеспечения функционирования КЦ

3.2.Разработка Программы и перспективного плана работы КЦ;

3.3. Определение модели организации деятельности КЦ или разработка собственной  модели Учреждения

3.4. Повышение охвата семей (в том числе, не посещающих ДОУ, по близлежащему  к ДОУ месту жительства)  – привлечение родителей к деятельности КЦ через ранее не используемые формы работы:

  • Консультирование на дому,
  • Создание закрытой группы  «КЦ МКДОУ № 22 г. Аши» для родителей в социальных сетях –
  • « Одноклассники», «В контакте» или «Воцап»;
  • Организация  видео-консультаций через «Skype», «Zoom».
  • Анонимное анкетирование через « Google Forms»

3.4. Разработка мониторинговых форм для эффективной деятельности КЦ по результатам

3.5.Организация делопроизводства для постоянного  анализа, систематизации, корректировки направлений и моделей деятельности КЦ.

3.6. Открытость и  постоянное информирование населения через интернет, СМИ и т.п. о работе КЦ.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе, ориентирующая на формирование приоритета ценности образования, обусловливает осознание значения роли семьи как важного социального института общества и как фундамента, который определяет развитие личности ребенка. Единство целей и ценностей образовательных учреждений и семьи позволяет воспитывать психологически здорового ребенка, имеющего активную познавательную позицию, готового к самостоятельной организации своей учебной деятельности. Во всех  экономически развитых странах  проводится политика поддержки развития детей раннего и дошкольного возраста, что в частности выражается  не только в  росте государственных вложений в эту сферу, но и в  изменениях в законах. Это связано с изменившимся пониманием роли и значения  раннего развития в  общей биографии человека,  его значительной роли для всего дальнейшего жизненного пути, значения этапа раннего развития в системе  образования в целом, его связь с  итоговыми  показателями  образования. Исследования показали, что   развитие детей   гораздо больше зависит от  качества  условий и процессов в семье,  чем от образовательной  организации. Поэтому интеграция  семьи в образовательный процесс, а также поддержка семьи в разных формах сделалась приоритетным направлением образовательной политики по всему миру. 


[1] Более подробно  с  материалами по алгоритму создания, функционированию Консультационных центров  и требованиям к КЦ, можно познакомиться на сайте ФИРО РАНХиГС в разделе: «Специалистам дошкольного образования»/ «Консультационный центр»: https://firo.ranepa.ru/konsultatsionnye-tsentry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы Консультационного центра "Гармония" в МБДОУ №1 "Солнышко"

Цель контроля: провести обзорный контроль за ведением документации руководителя Консультационного центра «Гармония»  в период с 03 сентября 2011 г.по 01 января 2012 г.Метод контроля: ...

План работы консультационного центра

В нашем ДОУ функционирует консультационный центр для родителей (законных представителей), получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания. Представляю план работы центра....

Отчет о работе консультационного центра ДОУ

Основные цели консультативного центра:– обеспечение доступности дошкольного образования;– выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих учреждение, при поступлении в школу;– обеспечение еди...

План работы консультационного центра на 20116 -2017 учебный год

План работы консультационного центра на 20116 -2017 учебный год...

График работы консультационного центра в МБДОУ "ДС №3 "Солнышко"

График работы специалистов консультационного центра на базе МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко" в г. Норильске, Красноярского края....