Круглый стол "Имидж воспитателя - имидж детского сада"
методическая разработка

Корепанова Инна Анатольевна

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума (родителей воспитанников, социальных партнеров, спонсоров, органов управления). Позитивный, оригинальный, отвечающий требованиям времени имидж повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения в образовательном пространстве.

Для создания положительного имиджа важны все аспекты деятельности. Также необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол «Имидж воспитателя – имидж детского сада»

В условиях модернизации современной образовательной системы в России значительно повышается роль образовательных учреждений. Цель каждого учреждения – найти собственную культуру, обрести свой имидж, адаптироваться к рыночным условиям и при этом сохранить лучшее из выработанных в коллективе ценностей.

Детский сад сегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и организация, оказывающая образовательные услуги.

Дошкольное учреждение — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, слова "конкурентоспособность", "сегмент рынка",  "образовательная услуга". Это все о нас, уважаемые коллеги.

Что такое «имидж»?

/опрос педагогов/

Имидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] — «образ», «изображение», «отражение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имидж (английское image, от латинского imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п.; одно из средств пропаганды (например, имидж политического деятеля).

Имидж — образ товара, услуги или компании, как совокупность ассоциаций и впечатлений о них, который складывается в сознании потребителей и формирует их определенное отношение к этому товару, услуге или компании. /Словарь бизнес терминов/ 

При конструировании определения понятия «имидж», в частности имидж организации можно учитывать следующие взаимно противоположные категории:

1. объективное - субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального сознания, но и как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его рекламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные особенности деловой этики). При разработке понятия имиджа организации должен быть решён вопрос о различении этих двух значений и в терминологическом плане.

2. естественное - искусственное. Есть два полярных представления о том, как создаётся имидж организации. Первое. Имидж складывается в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат деятельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация целенаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социопсихотехнические средства.

3. когнитивное - эмоциональное. В имидже (как субъективном образовании) могут выделяться когнитивные элементы - вербальные понятия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы - чувства, переживания, аффекты и т.п.

Из этой методологической посылки следует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно созданное (с помощью имиджмейкеров, СМИ или рекламы), не только эмоциональное, чувственное (а ведь именно так и следует из большинства определений имиджа, встречающихся в отечественной литературе). Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности организации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение.

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума (родителей воспитанников, социальных партнеров, спонсоров, органов управления). Позитивный, оригинальный, отвечающий требованиям времени имидж повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения в образовательном пространстве.

Для создания положительного имиджа важны все аспекты деятельности. Также необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа.

Нужно ли формировать имидж?

Можно с уверенностью сказать, что любая организация имеет тот или иной образ в общественном сознании, вне зависимости от того, работает она над его созданием или нет. Во втором случае образ формируется стихийно под влиянием обрывочной и не всегда достоверной информации, слухов, мнений конкурентов и т. д.

Для организации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.

Важность создания имиджа дошкольной образовательной организации определяется следующими причинами: 

- конкуренция среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей и сохранение контингента;

- сложившаяся репутация существенно упрощает доступ ДОУ к оптимальным ресурсам из потенциальных: информационным, финансовым, человеческим и т.д.;

- имея сформированный благоприятный имидж, ДОУ при иных равных условиях становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может обеспечить в большей степени постоянство и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

- устойчивый позитивный имидж создает резерв доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Тем не менее, несмотря на интерес к данной проблеме, проблема создания имиджа дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной, что порождает противоречие между необходимостью работы над созданием и развитием имиджа современной дошкольной организации и недостаточной теоретической и методической разработкой данного вопроса.

Деловая игра «Имидж ДОУ – взгляд со всех сторон»

Педагоги делятся  на три группы (жеребьевка). Каждая группа поочередно подходит к одному из трех столов  и разрабатывает критерии имиджа ДОУ с точки зрения одной из категории (сотрудники, родители, горожане).

Обобщение полученных результатов.

Круглый стол «Создание имиджа ДОУ»

Предложения педагогов по улучшению имиджа ДОУ в соответствии с выработанными критериями (Что могу сделать лично Я?)

Имидж педагога

Создание имиджа – длительный и сложный процесс. Современный педагог должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества, стимулировать образовательные инициативы и управлять их превращением в механизм развития дошкольного учреждения.

Существует ли специфический имидж педагога? Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

Существуют 3 основных составляющих имиджа педагога:

внешний облик;

использование вербальных и невербальных средств общения;

внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».

Нельзя считать себя профессионалом и не обращать при этом внимания на свой внешний вид (длина юбки, цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическу, косметику). Внешняя составляющая включает кроме того мимику, жесты, тембр и силу голоса, манеры, походку. Внешний вид педагога, безусловно, может создать благоприятное или неблагоприятное настроение, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить общение с детьми, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

От того, как сложится имидж педагогов, складывается имидж детского сада. От педагогов требуется больше терпения, духовных сил, педагогического такта, ответственности. Бескультурье в отношениях с окружающими людьми чревато развалом работы и нередко оборачивается подлинной психологической драмой.

Рефлексия – написание синквейна на тему – Имидж ДОУ

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX векапод влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли[.

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИМИДЖ ДОУ Составила старший воспитатель Корепанова И.А.

Слайд 2

Имидж (англ. — «образ», «изображение», «отражение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Слайд 3

Имидж - целенаправленно формируемый образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п.; одно из средств пропаганды. Имидж — образ товара, услуги или компании, как совокупность ассоциаций и впечатлений о них, который складывается в сознании потребителей и формирует их определенное отношение к этому товару, услуге или компании.

Слайд 4

Категории имиджа 1. объективное - субъективное 2. естественное - искусственное 3. когнитивное - эмоциональное

Слайд 5

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума (родителей воспитанников, социальных партнеров, спонсоров, органов управления)

Слайд 6

Актуальность конкуренция среди ДОУ в «борьбе» за набор детей; возможность доступа ДОУ к лучшим ресурсам; стремление ДОУ быть более привлекательным для педагогов; желание получить залог доверия.

Слайд 7

ИМИДЖ ДОУ глазами сотрудников родителей воспитанников горожан

Слайд 8

СОЗДАНИЕ ИМИДЖА

Слайд 9

Имидж ДОУ Имидж педагога

Слайд 10

ИМИДЖ ПЕДАГОГА внешний облик средства общения (в ербальные и невербальные) профессионализм

Слайд 11

Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА

Слайд 12

Компетентность, стремление к самосовершенствованию Целеустремленность и преданность делу Способность принимать нестандартные решения Умение организовать себя и других Забота о детях и о деле одновременно Умение воспринимать новые идеи Видение перспективы ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Слайд 13

Кодекс педагога МДОУ ЦРР – детский сад № 6

Слайд 14

Синквейн Тема - предмет Признак Действие Признак Действие Действие Фраза - отношение к теме Вывод – суть темы

Слайд 15

Синквейн 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 16

Пример синквейна Сказка Волшебная, народная Радует, учит, интересует В ней есть поучительный смысл Чудо

Слайд 17

Синквейн Тема - предмет Признак Действие Признак Действие Действие Фраза - отношение к теме Вывод – суть темы

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гайд полуформализованного интервью на тему "Имидж детского сада глазами родителей"

Инновационные формы работы с родителями преобретают все большее значение в практике  современных ДОУ. Одной из таких форм является полуформализованное интервью, гайд которого представлен ниже....

Круглый стол «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Круглый стол для установление доверительных отношений между родителями и педагогами и для знакомства родителей с методами и приемами, способствующими созданию эмоционально благоприятной адаптации к ДО...

Проектно-исследовательская деятельность «Огород – круглый год» в условиях детского сада

Поисково-познавательная деятельности детей даёт ребёнку возможность экспериментировать, синзетировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность и умение ра...

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

формирование ИМИДЖа ДЕТСКОГО САДА в современных условиях Л.В. Лоншакова  (Новокузнецк) Еще лет пять назад, когда остро стояла проблема нехватки мест в дошкольные учреждения,  сочет...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для педагогов "Имидж воспитателя в детском саду".

Воспитатель- это публичная профессия и в этом она сродни актёрской. Облик воспитателя, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания воспитанников, родителей, коллег.Как гово...