Мастер – класс для воспитателей «Применение камешков Марблс в развитии детей»
методическая разработка

Афанасьева Ольга Сергеевна

Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_marbls.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Шугаровский центр развития ребёнка - детский сад «Колосок»

Городского округа Ступино Московской области

142830 Московская область., городской округ Ступино, с. Шугарово, ул. Совхозная, вл. З

mail: schug.kolosok@yandex.ru;  телефон 8(49664)-97-210

Мастер – класс для воспитателей

«Применение камешков Марблс в развитии детей»

Разработала и провела:

Афанасьева О. С. 1 кв. категория

2020г.

                                       

 «Истоки способностей и дарований детей на

      кончиках пальцев.

                                       От пальцев идут тончайшие ручейки,

                                           которые питают источник творческой

                                                      мысли».            

                                                                                       В.А. Сухомлинский

Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

  • познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
  • мотивировать на применение камешков Марблс в деятельности с детьми;
  • использовать нетрадиционные   методы работы для повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • практические материалы, которые используются в работе для демонстрации воспитателям;
  • подносы;
  • камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;
  • картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, игры - бродилки;
  • чудесный мешочек

Ход мероприятия:

1. Приветствие

        Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада вас приветствовать на моем мастер-классе.

2. Вступление

 Тема мастер-класса «Применение камешков Марблс в развитии детей», или как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это навело меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

3. Теория.

Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.

Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но как известно, дети младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

У меня имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить. Предлагаю рассмотреть подготовленные шаблоны, которые я использую в работе с детьми.

4. Практическая часть

Предлагаю поиграть.

А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

- Опустите свои руки на подносы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

-Посмотрите на цвет камешков и назовите, одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

-А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

  • Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
  • Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
  • Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

           (взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять       все пальчики   в любом порядке слева направо

- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

- Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

В) РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ

- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать

- Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)

А сейчас, соберем и устроим грохот.

Г) РАБОТА НА ТЕКСТУРУ КАМЕШКОВ

 - Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни, у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА

- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?

(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку.

Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

Е) ИГРЫ

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

  • Игра «Цветочная полянка»

Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки

- справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.

  • Игра Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)

  • Игра «Украсим торт»

Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс

  • «Чудесный мешочек»

Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

  • Игра «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта

  • «Буквы» - запоминают их зрительно

Задание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

  • «Зеркало»

Задание – выложи букву в зеркальном отражении

  • «Техники»

Задание – почини сломанные буквы

  • «Цифры» - запоминают образ цифр

Задание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?

  • «Крестики – нолики»
  • «Разноцветная полоска»

Задание – найдите самый прозрачный камень, и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)

  • «Выложи по образцу»

Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.

       Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков

  • «Гроздь винограда»

Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)

Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д

  • «Тучка и дождик»

Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например, из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)

  • «Жираф»

Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками после того, как определят первый звук в слове.

Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.

Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.

  • «Судоку»

Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.

Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.

5. Рефлексия

- Скажите, что развивают камешки Марблс?

Разделы для работы с камешками Марблс:

  • Развитие тактильно-двигательного восприятия;
  • Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие восприятия пространства;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие речи;
  • Формирование буквенного анализа;

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов по камешкам МАРБЛС

В данном мастер-классе я коротко представляю опыт своей  работы по использованию инновационного пособия камешки Марблс в коррекции речевых нарушений детей логопедической группы старшего и подгото...

"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»

        У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я х...

Мастер - класс для воспитателей " Технологии творчества в эмоциональном развитии детей".

Мастер- класс для воспитателей с элементами фольклора и рисования. Занятие стажировочной площадки....

мастер-класс "применение камешек Марблс в развитии детей"

Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре ...

Мастер-класс для воспитателей «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Уп...

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»...