Статья "Повышение ИКТ компетентности педагога"
статья

Макарова Оксана Андреевна

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оста­ваться на месте, в то время как другая делает следую­щий шаг.

Это – первый закон всякого прогресса, одинако­во применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

                                                                                                                                                                       Й. Этвёш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_povyshenie_ikt_kompetentnosti_pedagoga.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий»

Старший воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №160»

Макарова О.А.

 

Одним из приоритетных направлений развития сферы образования, в том числе и дошкольного, является активное внедрение в деятельность образовательных учреждений информационных технологий.

У данных технологий есть ряд  развивающих возможностей для педагогов:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующийся, общественный, экологический тип мышления).

Владение информационными технологиями, благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет, позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное общество. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации сферы образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

     Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональной компетентности педагогов.

     Современные исследователи предлагают рассматривать,  как один из компонентов профессиональной компетентности педагогов,  ИКТ - компетентность. В связи с этим  развитию   ИКТ - компетентности  педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.

  Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

                                    Что же такое ИКТ – компетентность педагога?

«Компетенция в переводе с латинского «competentia»  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен,  обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

О. Н. Шилова и М. Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Л. Н. Горбуновой и А. М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».

В результате проведенного анализа научной и научно-методической литературы были выделены следующие определения ИКТ – компетентности:

- комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению.

- способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. 

        В структуре ИКТ - компетентности педагога выделяют три уровня:

-базовый,

-общий

-профессиональный.

В перечень компонентов, составляющих базовую ИКТ-компетентность включаются:

- владение основами работы на компьютере (основы работы с операционной системой, создание несложных документов средствами текстового редактора, создание простых презентаций);

- владение основами работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);

- умение создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий;

- владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;

- положительная мотивация к получению знаний в области ИКТ.

В перечень умений педагога, составляющих общую ИКТ-компетентность включаются следующие:

- умение эффективно искать информацию в различных источниках, в т. ч. в глобальной сети Интернет, в электронных изданиях;

- критическое отношение к найденной информации; отбор той информации, к которой можно относиться с доверием;

- умения выбирать способы представления информации с учетом возможностей аппаратного и программного обеспечения;

- умения устанавливать и удалять приложения и электронные образовательные ресурсы;

- умение применять офисные технологии для подготовки различных дидактических и методических материалов:

- умение создавать и редактировать тексты, содержащие графические элементы, таблицы, схемы, формулы; готовить в текстовом процессоре различные шаблоны документов;

- умение создавать педагогически эффективные презентации (к занятиям, выступлению на педсовете, родительском собрании, для представления своего педагогического опыта и т. п.);

- владение способами создания собственных Интернет-ресурсов учебного назначения;

- активное участие в сетевом взаимодействии с  родителями, коллегами;

- владение способами применения ИКТ в проектной и исследовательской деятельности воспитанников;

- наличие представлений о ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;

- знание социальных, этических, правовых аспектов, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс;

- устойчивый интерес к применению ИКТ;

- стремление самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ

   Профессиональная ИКТ-компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ.

        К компонентам профессиональной ИКТ - компетентности педагога можно отнести:

- умение сформировать технически-насыщенную предметно-пространственную развивающую  среду для решения задач развития личности воспитанника, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;

- умение организовать эффективное личное информационное пространство в рамках информационного пространства образовательного учреждения;

- умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;

- умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;

- владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;

- умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.

          Следует так же отметить причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:

-Экономия времени при разработке дидактических материалов,

-Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,

-Становление нового уровня педагогического мастерства.

          Учитывая выше сказанное, можно придти к выводу о необходимости  непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.

 Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами является:

- Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.

- Повышение качества педагогической компетентности, через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. А именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.

       Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели являются:

- Проанализировать возможности у педагогического коллектива в умении использовать ИКТ в профессиональной деятельности.

- Разработка системы консультативной методической поддержки педагогов  в области повышения их информационной компетентности.

- Формирование информационной культуры и ИКТ - компетентности педагогов ДОУ (умение создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций);

- Совершенствование технического оснащения ДОУ.

Ожидаемый результат:

-Повышение информационной культуры педагогов.

-Информатизация ДОУ.

-Повышение эффективности и качества образовательного процесса в ДОУ.

-Активизация познавательной деятельности дошкольников.

-Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

-Повышение педагогической культуры родителей.

-Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;

-Обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей.

         В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом  работы является  выявление базового уровня ИКТ - компетентности педагогов и условий педагогического коллектива в умении использовать ИКТ,  в профессиональной деятельности.

       Второй этап  деятельности по формированию ИКТ – компетентности педагогов   должен  быть направлен на решение следующих задач:

-разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

-информационная работа с родителями.

-использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

        Для решения поставленных задач эффективными будут такие формы  работы как собеседования, индивидуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях, привлечение к проведению презентаций и пр. При этом формы работы с педагогами должны соответствовать  уровню их компьютерной грамотности.

 Возможными,  в работе с педагогами являются  следующие практические занятия:

-Работа в микрогруппах, созданных на основе уровней ИКТ компетентности педагогов, позволяет планомерно осваивать современные компьютерные технологии.

-Наставничество – наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку.

     Индивидуальные практические занятия с воспитателями позволяют педагогам ориентироваться в сети Интернет, использовать возможности интернет - ресурсов в самообразовании.

Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие требований к  развитой ИКТ - компетентности у каждого педагога возрастает.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

         Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

         Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Управленческое обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам речевого развития дошкольинков

презентация по указанной теме представляет систему работы старшего воспитателя в условиях детского сада комбинированного вида по  повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам р...

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...

Статья "Повышение профессиональной компетентности педагогов через интерактивные формы методической работы"

Статья "Повышение профессиональной компетентности педагогов через интерактивные формы методической работы"...

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...