Аналитическая справка «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»
учебно-методический материал

Марина Сергеевна Олехнович

Аналитическая справка по теме «Организация работы по приобщению детей к  художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация работы по приобщению детей к  художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею» во всех группах

29 апреля 2019 г.

Согласно годовому плану работы детского сада «Теремок» на 2018/2019 учебный год с 18.03.2019 – 23.04.2019 г был проведен тематический контроль «Организация работы по приобщению детей к  художественной литературе»

Цель контроля:

  • изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;
  • проверить ежедневное планирование;
  •  оценить уголок по ознакомлению с художественной литературой;
  • предупредить возможные ошибки в речи педагогов и общении с детьми.

Объект контроля: воспитанники всех возрастных групп детского сада; воспитатели групп.

Основание для проведения контроля: план контрольно-аналитической деятельности.

        
Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

  • Посещение НОД: чтение художественной литературы и коммуникации (развитие речи), режимные моменты. Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.
  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.
  • Анализ анкетирования родителей «Воспитание у   ребенка интереса и любви к книге»
  • Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр-конкурс уголков художественного чтения.

        

        Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека". В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка"социальном институте" – детском саду. 


     В ходе контроля посещено 5 занятий. Посещение НОД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям к НОД: проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований.

       Речевые умения малышей в младших группах (№2,№4) соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки.

Педагогом Ивановой И.В. проведена театрализация сказки «В гости к природе» Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всей сказки.  В процессе сказки воспитателем были продуманы разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (создание проблемной ситуации - почему нельзя оставлять мусор после себя в лесу).

Педагогом Уткиной Н.А. было показано занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам К.Чуковского». Путешествие по сказкам было представлено воспитанниками театрализацией сказок: где воспитанники показали знания сказок, актерские качества. Воспитанники в ходе деятельности образовывали новые слова от исходного. Занятие было для воспитанников насыщенным, разнообразным.

 Педагогом Филипповой Л.Л. было проведено открытое занятие по сказам Бажова. С применением ИКТ занятие было интересным, познавательным. Разнообразная деятельность: собирание пазлов, отгадывание загадок, ответь правильно, назови сказку, показало хорошее знание детей в данном направлении

При показах занятий педагогами использовался наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки), использовались информационные технологии ПК, аудиозаписи применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания).

          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.  С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующее требование: обращается внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников.

Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты- (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)., метафоры - (слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака) и др. средства художественно-речевой выразительности.

2.        Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой»

Изучение перспективных планов работы с родителями во всех возрастных группах показало, что воспитателями всех групп работа запланирована, темы актуальны, формы проведения разнообразны.
          Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. 
        В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку. 
        Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Кроме того, не продумывают при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы
(например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). При планировании воспитатели не соблюдают «закон взаимосвязи» НОД, предшествующей и последующей работы с детьми. Так же стоит воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры. 

Выводы и рекомендации:

  • Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.
  • Продолжать работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями по приобщению детей к Х/Л
  • Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).
  • Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 
  • Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.
  • Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.
  • НОД, предшествующей и последующей работы с детьми (постоянно).
  • Воспитателю старшей группы   постоянно следить за дисциплиной и посадкой детей вовремя НОД, учить детей отвечать полным ответом.
  • Воспитателям подготовительных групп  учить детей последовательному пересказу, использовать для чтения разнообразные жанры, продолжать работать по предшкольной подготовке.

 

3.        Для анализа предметно - развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.)

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения, в наличии которых достаточно художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы.

Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций.

        Воспитатели постоянно проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

        Во всех группах  традиционно проводится «Книжный час», на котором воспитатели читают сказки, рассказы, знакомят детей с художественной литературой, дети приносят из дома свои любимые книжки и демонстрируют их сверстникам.

        В течение дня работа по развитию диалогической и монологической речи планируется во всех видах деятельности: на прогулках, в беседах. Дети при этом обогащают свой словарный запас.

Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей.

Во всех группах хороший разнообразный материал, но в каждой группе комиссией отметили интересное.

В младших группах  – книжки для маленьких с плотными страничками, клеенчатые книги, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются портреты писателей, для рассматривания.

 В 4 группе руками родителей сделана большая книга по сказке «Три поросенка».,

в первой группе большое разнообразие книг по одной сказке.

 Во второй группе собрана коллекция книг в едином стиле, в группе №3  насытить книжную среду.

В группе №6 воспитателем был создан музей книг -  о кошках, книги имеются и формой кошки, и энциклопедии о них, и сказки, стихи, загадки, так же книги сделанные своими руками.

В группе №8 имеется полка с юбилейными книгами это «Муха Цокатуха», «Айболит», «Снежная королева», «Золотой петушок» и др.

в группе №9 воспитатель  сделал книжку раскладушку Сутеева «Под грибом».,

В группе №7 коллекция книг писателя В.Степанова «Умные книги».

В группах №10,№11 большое разнообразие книг, имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе.

 В группе №12 для подготовительной группы уголок бедноват, что бросилось в глаза это  портреты писателей форматом 10 на 10 см.

В группе №5 имеется вся необходимая литература для данного возраста.

Так же в группах имеются  мастерские по починке книг «Книжкин доктор».

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группах для родителей представлены папки - передвижки с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Радость встречи с книгой», «Как воспитать маленького читателя? ».и другие темы консультаций., но кроме группы №12.

В группе №4 на родительском собрании показана театрализация сказки «Теремок»  

 к конкурсу «Музей книг» родители принимали участие, приносили из дома книги, своего детства, во многих группах были созданы книги руками родителей.

Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге.

Конкурс оценивался по 3 бальной системе

Итогом конкурса ясли: 3балла - 4 группа, 2 балла – 2 группа, 1 балл – 1 группа.

Сад 3 балла – 8,9 группы, 2 балла10,11 группа, 1 балл- 6,7 группы.

4.        По четвертому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Воспитание у   ребенка интереса и любви к книге».  В анкетировании приняло участие 100 семей. Анкетирование показало следующие результаты:

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит? »

- 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка,

38%- по инициативе родителей,

15%- по обоюдной инициативе,

не читают книги 2% родителей.
На вопрос «Как вы узнаете, внимательно ли слушал ребенок художественное произведение? »

- 77% родителей ответили, что обсуждают поступки героев

- 8%,  предлагаю пересказать содержание

- 15% спрашиваю, что нового узнал из прослушанного
На вопрос «Знаете ли Вы, на каких сказочных героев хотел бы походить Ваш ребенок? »

- 69% родителей ответили  да

- 31 не знают,

 На вопрос «Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребенку? »

- просматриваю содержание  ответило 65% родителей,

- учитываю возраст ребенка 29%,

 - по иллюстрациям 5%.

- покупаю случайно 1%

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах? »

51% родителей ответили, что рассказывают,

 49%- нет.

 На вопрос «Имеется ли дома библиотека? »

- 99% родителей сказали, что «да», и у

1%детской библиотеки дома не имеется.
На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании и развитии ребенка? »

- 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами,

остальные 12% родителей «читают редко», «не читают», «не пользуются книгами».

Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах. Т.к.во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг.

В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой планировали  и проводили  конкурс чтецов. (по разным темам)


Выводы и рекомендации:
• Считать работу педагогов по приобщению детей к художественной литературы на хорошем уровне.
• Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.
(Воспитатели групп, постоянно)
• Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (Воспитатели групп, постоянно) .
• Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"

Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....

Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах

Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...

Обогащение словаря старших дошкольников – информация для родителей.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...

Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

Аналитическая справка «Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений дошкольников »

Аналитическая справка «Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений дошкольников »...