семинар-практикум "Деятельность ПМПк в ДОУ, значимость педагогической характеристики"
методическая разработка

Винникова Наталья Валерьевна

ОбозОбозначение значимости объективной педагогической характеристики для развития воспитанников в деятельности ПМПк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_pedagogicheskaya_diagnostika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный семинар

 «Педагогическая диагностика»

Цель: Обозначение значимости объективной педагогической диагностики развития воспитанников в деятельности ПМПк.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о деятельности ПМПк.
  2. Проанализировать дефициты, встречающиеся при составлении педагогических характеристик.

3. Осуществить подбор методов и приемов оценки развития воспитанников разных возрастных групп.

План работы семинара

  1. Презентация « Деятельность консилиума».

Как вы все видите, последние годы остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, поступающих в учреждение, как физического, так и психологического. Именно для  решения задач адресной медико-психолого-педагогической помощи детям в учреждение существует психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк), который является совещательным органом, представляющим собой одну из форм взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администрации  учреждения. В данном коллективе важно: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий. ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения.  

 Целью консилиума является создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи ПМПк:

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

- своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;

- установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.д.);

- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую консультацию на комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка, учебно-воспитательной программы);

- разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»;

- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;

- консультативная работа с педагогами.

         Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении выполняет диагностическую, воспитательную, реабилитирующую, консультационную функции.

Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием детей с  ОВЗ.

В зависимости от поставленных задач, консилиумы могут быть плановыми и внеплановыми:

1).  Плановые консилиумы

Решает следующие задачи:

- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

- решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

- Первичный.

Целью такого консилиума является определение особенностей развития учащихся, возможных условий их обучения, необходимого психологического, логопедического, или иного сопровождения педагогического процесса.

Проводится по завершению первичных обследований у всех специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.).

- Динамический.

Проводится не реже одного раза в полугодие.

Цель – оценка динамики обучения и коррекции; внесение, при необходимости,

 поправок и дополнений в коррекционную работу.

- Заключительный.

Проводится в связи с завершением коррекционной работы.

Цель – оценка статуса воспитанников по итогам коррекционной работы, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций, а также разработка рекомендаций для специалистов (учителей, воспитателей и др.), которые будут работать с ребенком в дальнейшем.

2). Внеплановый (срочный) консилиум

проводится по заказу педагога или любого из специалистов, работающих с воспитанником, в случае необходимости:

- длительная болезнь ребенка,

- неожиданная аффективная реакция,

- возникновение иных проблем в обучении и коррекции.

Цель – определение допустимых нагрузок; направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (в случае необходимости).

Решает следующие задачи:

        - выявление причин возникших проблем;

- оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления;

- принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

- изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

Этапы деятельности ПМПк

  • Предпрогнозный

- определение цели деятельности

- запрос педагога, предоставление характеристики

Запрос должен пройти определенную психологическую обработку, проверку на обоснованность, осуществляется уточнение  проблемы.

  • Диагностический
  • изучение документации (характеристика, тетради, журнал, медицинская карта)
  • посещение занятий, уроков
  • диагностика специалистов
  • медицинское обследование

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк  индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На каждого ребенка ведется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.

  • Прогностический
  • доклады специалистов
  • выделение основных причин проблемы ребенка

На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ПМПк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ПМПк (разборчиво).

  • Рефлексивный
  • разработка индивидуальной программы сопровождения
  • реализация программы

Участники консилиума оговаривают:

- выбор ведущего специалиста;

- сроки реализации программы;

- какого рода помощь требуется воспитаннику;

- какую развивающую и коррекционную работу желательно осуществлять с ним;

- какие особенности должны быть учтены в процессе коррекционно-развивающей работы и  общения;

- какую работу могут взять на себя участники консилиума;

- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива;

- что можно сделать с помощью  педагогов и специалистов различного профиля вне нашего учреждения.

По окончанию реализации программы, через три-шесть месяцев на повторном консилиуме обсуждается степень решенности индивидуальной проблемы ребенка и эффективность индивидуальной программы сопровождения. В случае необходимости специалистами проектируются новые методы поддержки ребенка.

Кроме того, по материалам консилиума возможно оказание консультативной помощи педагогам, работающим с ребенком, по проблемам обучения, воспитания.

          Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум можно считать средством ранней профилактики, раннего выявления, коррекции и динамического наблюдения за воспитанниками. Консилиум благоприятствует взаимодействию медиков, педагогов, социальных педагогов и психологов, что обогащает их знания, способствует скоординированности деятельности, а, следовательно, и повышению качества коррекционных и развивающих мероприятий.

2.  Дискурс «Анализ педагогических характеристик (выявление дефицитов, определение основных составляющих характеристики для ПМПк)».

Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК,  показывает,  что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.

К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование.

Проанализируем некоторые характеристики с целью выявления дефицитов и их предупреждения  в дальнейшей работе

Основными дефицитами при составлении характеристики становятся следующие:

1. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к  педагогической характеристике.

Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций - восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога. В ряде случаев в характеристиках содержатся отрывочная информация об отдельных недостатках поведения ребенка.

Сведения об отдельных особенностях психики и поведения важны, но не менее существенной является информация об уровне общего развития, об особенностях усвоения программы детского сада или школы.

2. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.

Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного или школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

3. Излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации.

Выписка из характеристики Саши Ш., 10,5 лет, ученика 2 класса КРО общеобразовательной школы, поступившего на обследование после вторичного обучения по программе 2 класса:

«... В начале учебного года мальчик совсем не реагировал на замечания учителя, был агрессивно настроен по отношению к одноклассникам. Во время урока мог ходить по классу, кричать, свистеть, петь, швырять предметы. Для встряски и разгрузки нервной системы Саша часто создает конфликтные ситуации на переменах по отношению к некоторым одноклассникам. Чем больше он устал, тем сильнее может быть аффективная вспышка...» и т.д. и т.д.

Из 4 страниц рукописного текста характеристики 3 - отведены особенностям проявлений поведения, однако подлинного анализа усвоения программы данная характеристика не содержит. Такая характеристика не единственная, она тоже не отражает требований.

4. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не учитывает и не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т.д.).

5.  Безадресность характеристики.

 6. Неполное составление педагогических характеристик.

В ряде случаев приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как:

- отношение к учебной деятельности;

- сформированность учебных навыков;

- характеристика общего развития;

- развитие моторики и речи;

- отношения ребенка к словесной инструкции педагога;

- общая осведомленность о себе;

- отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности;

- заключение и рекомендации.

Такие характеристики-схемы не дают материала, позволяющего уточнить результаты обследования.

Определение составляющих педагогической характеристики для представления в ПМПк

  1. Работа в группах  «Определение методов и приёмов  педагогической диагностики по возрастам». 

 

Каковы же причины множества недостатков выявленных в характеристиках???

Именно с целью получения объективных данных необходимо осуществление педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации воспитанников, а так же совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) поставляет достоверную информацию педагогу для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

         Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.

Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

        Установка на работу в группах

         Подбор методов и приемов оценки развития воспитанников разных возрастных групп:

- дошкольный возраст;

- младший школьный возраст;

- средний школьный возраст;

- старший школьный возраст.

4. Общее заседание (представление результатов работы групп).

5. Подведение итогов семинара

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец)

Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возрастаМКДОУ «Детский сад №000 компенсирующего вида&r...

Педагогическая характеристика на воспитанника для предоставления на ПМПк

Данный образец характеристики заполняется воспитателем для предоставления в ПМПк ...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК...

Педагогическая характеристика для ПМПК

Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. для чего существует данная комиссия? Главной ее целью является определение уровня развития ребенка, а именно выявление особенностей развития и назначение того или иного...

Педагогическая характеристика на ребенка для прохождения ПМПК

Примерная педагогическая характеристика на ребенка для прохождения ПМПК. Форма стандартная. Меняется текст с описанием навыков и умений ребенка, в соответсвии с дейтсвительными возможностями....

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ для представления на ПМПК

Общие сведения:Дата поступления в образовательную организацию 28.05.2019 годаПрограмма обучения (авторы или название ОП/АООП): Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. ...