Система и последовательность работы по нравственному воспитанию в ДОУ"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Организация работы по нравственному воспитанию в детском саду в соответствии с возрастом детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Система и последовательность работы

по нравственному воспитанию в ДОУ»

Подготовила Старший воспитатель: Кожевина Анна Юрьевна

 

Семья – Детский сад – Родная улица – Родной край -  

Страна, столица, символика – Права и обязанности.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится

по трем направлениям:

-  работа с детьми,

- с родителями

- с педагогами.

В работе с детьми используются  разные формы организованной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей:

-НОД

- игры

- труд

- рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий,

-экскурсии, целевые прогулки

-наблюдения, беседы, , исполнение музыкальных произведений,

-чтение художественной литературы,  заучивание стихотворений

-организация и проведение праздников, развлечений,  досугов, викторин

 

                                              Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка  это

-семья,

-детский сад

-предметный мир дома и в детском саду

- окружающая природа.

 Задачи нравственно - патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года)

1. воспитание любви к родному дому, семье.

    *привитие чувства родства с семьёй

    *заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье,

    * сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом — моя семья».

Знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я — твой брат; мама стирает для всех). 

Умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова), задавать вопросы о действиях и поступках других.

Опыт ценностных ориентаций – говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы.

2. Воспитание любви к природе. 

* формирование представлений о живой и неживой природе родного края

* выполнять посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными.

Опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к природе в естественной среде (беречь траву, цветы, деревья), переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с живыми объектами, сочувствие и переживание при неосторожном обращении с ними.

      В  младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.

           

                                              Средний дошкольный возраст.

В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада — это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире.

 Задачи:

  1. ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада.

Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».

Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться?

Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.

Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.

2.Продолжить работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. (совместные мероприятия)

3. Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.

  Воспитание бережного отношения детей к предметному миру -  к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них.

Старший дошкольный возраст.

В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются:

- Родной город, край, начальные представления о родной стране.

Задачи:

1.Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель Усть-Баргузина», «Я живу в Бурятии». Чтобы

-рассказать  детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края,

- дать представления о профессиях людей, живущих здесь.  

-рассматривание общественные и жилые здания, особенности архитектуры.

- художественная литература,

-открытки, фотоальбомы, макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области.

2.Расширить  представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.

опыт ценностных ориентаций: проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им.

Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.

Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.

Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края — саами.

Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.

3. Дать представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней.  Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе.

 -  рассказ, о  людях других национальностей .

                       Подготовительная  к школе группа (6-7 лет)

углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.

Задачи:

1.Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни  имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России».

 

Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

2. Ознакомление с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.

Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.

3.Ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.

Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.

  Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в группах создаются  уголки  краеведения, музеи:  русской народной игрушки,  музей русской избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Система и эффективность работы по нравственно-патриотическому воспитанию"

Проблема качества дошкольного образования, поиск эффективных путей социализации современного дошкольника являются актуальными для педагогической теории и практики.Концепция модернизации российского об...

Система работы по нравственному воспитанию ( из опыта работы).

В данном материале представлени опыт работы по нравственному воспитанию, поставлены и раксрыты задачи. Первая  и основная задача - это воспитание уважения к старших, родителям и свертсникам, кото...

СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт...

Консультация для педагогов "Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Автором представлен материал о важности приобщения ребенка к культуре своего народа. Именно акцент на знание истории народа , его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к кул...

консультация для родителей "СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"

     Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт...

система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 4-5лет

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учереждения.Чувство патриотизма многогранна по содержанию это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение...