СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА РЕБЕНКА
статья

Ивлева Наталья Владимировна

В статье развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как один из приоритетных факторов успешного развития дошкольника. Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennaya_razvivayushchaya_sreda.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА РЕБЕНКА

Ивлева Н.В.

старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района

Россия, г. Санкт-Петербург

В статье развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как один из приоритетных факторов успешного развития дошкольника. Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляют требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе и к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения. Развивающая среда в ДОУ является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в современном обществе. Важно сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития.

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результатов. На смену пришла более современная педагогика свободы и творчества, которая нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности. На практике мы видим разносторонний игровой подход к детям, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. При создании развивающего пространства в групповом помещении ДОУ необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в образовательном учреждении. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга развивается в ногу со временем. Здесь создаются все необходимые условия для полноценного развития детей на всех этапах дошкольного возраста. Главная цель ДОУ - создание комфортных условий для развития и сохранения физического, психического, эмоционального здоровья воспитанников, а также обеспечение условий и создания предпосылок для динамичного развития образовательного учреждения в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО.

Первоочередные задачи дошкольного образовательного учреждения:

  • создать комфортные условия для воспитания и обучения детей в группах общеразвивающей направленности, а также с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с нарушением речи, с ОВЗ задержкой психического развития (далее - ЗПР);
  • создать условия для реализации качественного и доступного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности детей, как основы их успешного обучения в школе;
  • обеспечить качество образования и воспитание через внедрение современных развивающих педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных (далее - ИКТ) с целью дальнейшей социализации ребенка и повышение уровня образованности и квалификации педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО;
  • совершенствовать материально-техническое и программное обеспечение;
  • продолжать внедрять новые развивающие технологии воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей предметной пространственной среды (далее - РППС) в соответствии с ФГОС ДО и образовательной среды ГБДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах детской деятельности.

   Оборудование групп способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения образовательных задач дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями, с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. Созданы условия, способствующие детской самостоятельности и активности, возможности индивидуального общения педагога как с одним ребёнком, так и в системе работы с группой детей в целом. Все элементы развивающей предметно-пространственной среды в учреждении соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами пожарной безопасности. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено современными средствами обучения и воспитания и развивающим оборудованием (в том числе ТСО), соответствующими материалами (игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем).

Созданная РППС в группах трансформируема, обеспечивает возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость позволяет детям с разных сторон взглянуть на игровое пространство, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

РППС, созданная педагогами в группах, обладает полифункциональностью, таким образом обеспечивая возможность разнообразного использования ее составляющих: детской мебели, мягких модулей, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности.

 В старшем возрасте замысел воспитанников основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство (гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья).

Групповые  помещения функционально  разбиты на отдельные Центры активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
      Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств для игр, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал должен периодически меняться, стимулируя игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Образовательный процесс в группах реализуется в соответствии с рабочими программами воспитателей и специалистов, разработанных      на основе    образовательных программ дошкольного образования ГБДОУ и примерной основной образовательной программой, ряда парциальных программ и методических разработок.

В развивающей среде групп отражены основные направления образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Пространство групповых комнат организованы в виде хорошо разграниченных Центров развития: «Сюжетно - ролевых и режиссерских игр», «Познавательной активности», «Самостоятельной деятельности», «Двигательной активности», «Настольно-печатных и развивающих игр», «Экспериментирования и наблюдения за природными явлениями», «Отдыха», «Петербурговедние».

Рациональное решение размещения Центров активности в группах обеспечивает реализацию в игровой форме творческих видов деятельности ребенка – игровой, изобразительной, конструктивной, способствующих развитию любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству.

Развивающая предметно – пространственная среда по   образовательной области «социально-коммуникативное развитие» обеспечивает усвоение норм и ценностей во взаимоотношениях, принятых в обществе, способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирует положительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к обществу, основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Материалы развивающей предметно – пространственной среды учитывают формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств. Игровой материал способствует развитию игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей. 

           Дети дошкольного возраста активно проявляют стремление к общению со сверстниками.  Основной формой организации их жизни является игра. Таким образом, при построении предметно-пространственной среды воспитателями   групп уделяется большое внимание организации центров для сюжетно-ролевых игр. Через соответствующую предметно-пространственную среду созданы возможности для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта, предметы-заметители.

В связи с тем, что игровые замыслы детей дошкольного возраста весьма разнообразны, весь игровой материал в данных Центрах размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы».

          В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками.

       Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, фигурки-персонажи, которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов детей, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира. Для умственного развития создан центр с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры.

Среда насыщена тематическими строительными наборами: город, крестьянское подворье ферма; зоопарк, крепость, домик, гараж и конструкторами: «Лего», «Тико». Для строительства подготовлены схемы и алгоритмы построек, фотографии и чертежи. Собрана копилка транспорта разного размера, машины легковые и грузовые, самосвалы и фургоны, подъемный кран, корабли, самолет и вертолет, деревянная железная дорога.

Созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Представлены различные материалы и инструменты для ухода за растениями, календарь природы, дидактические игры по экологии, огород на подоконнике.

Для развития познавательно – исследовательской деятельности оборудована Лаборатория «Детских опытов и экспериментов» мебельным модулем со стеллажами, столом для экспериментирования. На полках размещен природный материал (мел, нефть, соль, песок, глина, камни, ракушки, шишки), бросовый материал, коллекция разных видов бумаги для опытов и тактильного ощущения, магниты, коллекция разных круп, лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки, лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми веществами.  

        При построении развивающей предметно-пространственной среды педагоги ДОУ учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей.

 В ДОУ кроме групп общеразвивающей направленности функционируют и группы с ОВЗ: с задержкой психического развития и с нарушением речи, в которых созданы условия для реализации соответствующих адаптированных образовательных программ. РППС групп данных групп обеспечивает не только разные виды активности (физическая, игровая, умственная и т.п.), но является основой для самостоятельной деятельности воспитанников с учётом их интересов и особенностей.

 РППС – это не только игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая способствует физическому, социально – личностному, познавательному, художественно – эстетическому развитию детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет педагогам сформировать   естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной развивающей среды в зависимости от вида детской деятельности, и с учетом разнообразных потребностей воспитанников данных групп.

В коррекционно-развивающей среде группы с ОВЗ (с задержкой психического развития и с нарушением речи) созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. 

     Практическая значимость такого подхода в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы.

В речевом центре расположено оборудование для обучения детей длительному плавному выдоху «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками педагога: "Бабочки", "Цветные кружочки", "Зонтики".

В вечернее время организуются игры: запуск корабликов в тазике с водой, "Футбол", «Паучок спешит домой», выдувая из трубочки, «Оркестр» содержащий набор пузырьков, звучащих по-разному.

 Педагогами   компенсирующих групп разработаны авторские пособия по развитию мелкой моторики, развитию правильного дыхания. Здесь и «цветные бусинки», и «весёлые резиночки», «улитка», «длинные верёвочки», и, конечно, всем известные и любимые детьми «массажёры -  ёжики», «су-джок» и др. Выкладывание нитки в спирально закрученной раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение.

Сухой пальчиковый бассейн способствует развитию мелкой моторики: тазик, наполненный горохом и фасолью. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что захочет педагог, можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения. 

Правильно организованная предметно-пространственная среда в  группах создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта воспитанников с нарушением речи, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

    Условия, созданные для РППС по физкультурно-оздоровительной работе. Во всех возрастных группах ДОУ уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе, направленной на укрепление, развитие здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.

    Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:

сформирована развивающая предметно-предметно- пространственная среда для занятий в физкультурном зале, в бассейне, в группах, на спортивных площадках ДОУ, в кабинете БОС-терапии (здоровьеразвивающая технология правильного дыхания), в галокамере («Соляная пещера»)

     Для реализации ОО «Художественно – эстетическое развитие» имеется музыкальный зал с современным оборудованием (ТСО и ИКТ). Созданные условия РППС в музыкальном зале также безопасны, доступны, вариативны, полифункциональны, насыщены развивающим оборудованием для НОД по музыкальному воспитанию и развитию. 

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в помещениях групп, в помещениях специалистов, на прогулочных участках, спортивных участках, музыкальном зале обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна,  созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие  высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и ФГОС ДО.

   

Список литературы

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 15–18.
  2. Катунова P. M. Формирование образовательной среды как фактор гуманизации дополнительного образования // Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье: Материалы международной конференции (Туапсе, сентябрь 1994). – М.: Мир книги, 1995.
  3. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2014. № 8. С. 52–56.
  4. Майорова Э. Р. Формирование среды личностно ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности: – М., 1998.
  5. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. 1995. С. 177–184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

Lego-конструирование - современная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7586324","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] Программное содержание:Цель: Развитие коммуникативных спо...

Современная развивающая среда и использование медиатехнологий в ГБДОУ.

В данной статье рассматривается  положительное влияние новейших медиатехнологий на процесс воспитания и обучения старших дошкольников...

Экологизация развивающей среды территории детского сада

Исследование, как экологизация среды территории детского сада влияет на развитие детей....

Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды территории МБДОУ д/с № 79 «Орлёнок»

Обеспечить развитие личности ребёнка посредством правильной организации детской деятельности это выполнение ряда условий по организации развивающей предметной среды детства. Детская деятельность может...