Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в ДО
методическая разработка

Харалгина Наталия Александровна

Рекомендации в помощь

 педагогам, методистам и руководителям ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parametry_otsenki.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Харалгина Наталия Александровна

старший воспитатель

КУ «Детский

противотуберкулезный санаторий

 имени Е.М. Сагандуковой»

г.Ханты-Мансийск

Параметры и критерии оценки

дополнительных образовательных программ в ДО

Рекомендации в помощь

 педагогам, методистам и руководителям ОУ

        Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессу программирования образовательной деятельности детей.

        Многие педагоги претендуют на признание своего авторства, оценку уровня программ, другие нуждаются в помощи по их корректировке и совершенствованию.

На основании Требований для процедуры экспертизы, удобства заполнения результатом, их доказательности разработана методика оценки образовательной программы по трем блокам параметров:

  • оформление;
  • общая характеристика содержания программы;
  • характеристика содержания структурных элементов программы.

Каждый параметр характеризуется рядом показателей, которые оцениваются по пятибалльной шкале оценок и распределяются по трем уровням:

  • низкий – от 0 до 2 баллов;
  • средний – от 3 до 4 баллов;
  • высокий – 5 баллов.

Итоговая сумма баллов также распределяется по уровням и является показателем качества образовательной программы:

  • низкий – от 0 до 34 баллов;
  • средний – от 35 до 68 баллов;
  • высокий – от 69 до 85 баллов.

Критерии оценки параметров

  1. Оформление программы

1.1 Титульный лист

  • Высокий уровень – титульный лист оформлен в соответствии с требованиями: содержит наименование ОУ, отметку об утверждении программы директором учреждения, печать, № протокола педагогического совета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу, наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание), возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации, год разработки, Ф.И.О. автора (автора – составителя), должность, город. На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы: направленность (научно – техническая, спортивно – техническая, физкультурно-спортивная, художественно – эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально – педагогическая, культурологическая, естественно-научная), вид (модифицированная, профильная, автора и др.),
  • Средний уровень – имеются незначительные замечания по 1-2 пунктам параметра;
  • Низкий уровень – титульный лист не соответствует требованиям к оформлению.

1.2 Эстетичность:

  • Высокий уровень – программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей. Если в программе используются цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат А4. Если в программе приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы, то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, также они могут быть представлены в приложении;
  • Средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания;
  • Низкий уровень – программа выполнена без соблюдений требований к оформлению.

1.3 Наличие рецензии:

  • Высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензии;
  • Средний уровень – в наличии только внешняя рецензия;
  • Низкий уровень – рецензии отсутствуют.

1.4 Структура программы:

  • Высокий уровень – программа содержит разделы, соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ ДОД. Дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения);
  • Средний уровень – в структуре программы отсутствует один из разделов, влияющий на конечный результат программы;
  • Низкий уровень – в структуре программы отсутствует более одного раздела.

2. Общая характеристика программы

2.1 Актуальность:

  • Высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем ДОД в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ;
  • Средний уровень – программа не отражает социальный заказ либо дублирует задачи базового образования;
  • Низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана).

2.2 Целостность:

  • Высокий уровень – цели и задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели);
  • Средний уровень – частичное несогласование;
  • Низкий уровень – отсутствие несогласования.

2.3 Прогностичность:

  • Высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы? Будет ли программа развиваться дальше, какими путями?);
  • Средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнего дня;
  • Низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует.

2.4 Контролируемость:

  • Высокий уровень – в программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы);
  • Средний уровень – в программе не полностью отслеживаются результаты;
  • Низкий уровень – результаты не отслеживаются.

2.5 Реальность:

  • Высокий уровень – возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени);
  • Средний уровень – частичное соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу;
  • Низкий уровень – программа не реальна для реализации.

2.6 Качество подачи материала:

  • Высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно – методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала;
  • Средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздкие, избыточность речевого оформления крайне затрудняют чтение;
  • Низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен не последовательно, не логично и т.д.

3. Характеристика структурных элементов программы

3.1 Пояснительная записка

  • Высокий уровень – отражена актуальность программы: социальный заказ (кому нужна программа, почему это важно для социума), выявлены противоречия, определены проблемы, отражена главная идея программы, принципы реализации, даны краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов по программе, сроки реализации, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др.). Прописаны наименование, форма детского объединения (кружок, клуб, секция, студия и т.п.), исторические сведения о детском объединении, успехи, обобщенный результат реализации программы. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса (люди, занятые в реализации программы), условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу и др. Дается вводная характеристика предмета, раскрывается предшествующий опыт решения проблемы, представлен конечный результат;
  • Средний уровень – пояснительная записка не содержит полной информации;
  • Низкий уровень – пояснительная записка не отражает сути программы, содержит минимум конкретной информации.

3.2 Цели и задачи:

  • Высокий уровень – цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности;
  • Средний уровень – цель, задачи сформулированы не конкретно;
  • Низкий уровень – цель, задачи не отражают конечный результат, не реальны, не достижимы.

3.3  Учебно-тематический план:

  • Высокий уровень  -  в программе раскрывается последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий. Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
  • Средний уровень  -  в программе  не представлены 1-2 наименования раздела и темы.
  • Низкий уровень  -  имеются замечания в большом количестве.

3.4 Содержание программы:

  • Высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы можно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (как приложение к программе);
  • Средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность;
  • Низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий.

3.5 Методическое обеспечение программы

  • Высокий уровень – в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса: применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированных, игровых и других методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за ЗУН учащихся по каждому разделу перспективно – тематических планов по годам обучения: форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики). Также приводятся технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: формы, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально – психологических диагностик;
  • Средний уровень – в программе прописаны только формы и методы работы;
  • Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

3.6 Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки:

  • Высокий уровень – в программе даны характеристики предполагаемых результатов (ЗУН, личностные и коллективные изменения) в зависимости от поставленных целей и задач: приведены формы, методы, критерии оценки результатов;
  • Средний уровень – в программе приведены результаты и формы, методы, критерии оценки не под каждую задачу (либо есть результаты, не т критериев);
  • Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

3.7 Список литературы:

  • Высокий уровень – список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – Ф.И.О. автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях – для педагогов и детей;
  • Средний уровень – имеются замечания по 1-2-м пунктам;
  • Низкий уровень – имеются замечания более чем по 2-м пунктам.

Критериальная таблица оценки образовательной программы

Ф.И.О. педагога ___________________________________________________                

Наименование программы __________________________________________

Срок реализации программы_________________________________________

Год разработки ____________________________________________________

Направленность программы _________________________________________

Вид программы ____________________________________________________

Статус программы _________________________________________________

Параметры

Кол-во баллов по уровням

Выводы, рекомендации

высокий

средний

низкий

I

Оформление программы

1.1

Титульный лист

1.2

Эстетичность

1.3

Наличие рецензии

1.4

Структура программы

II

Общая характеристика содержания программы

2.1

Актуальность

2.2

Целостность

2.3

Прогностичность

2.4

Контролируемость

2.5

Реальность

2.6

Качество подачи материала

III

Характеристика содержания структурных элементов программы

3.1

Пояснительная записка

3.2

Цель, задачи

3.3

Учебно-тематический план

3.4

Содержание программы

3.5

Методическое обеспечение программы

3.6

Прогнозируемые результаты

и способы их проверки

3.7

Список литературы

Всего баллов

«_____»________________________20__г.

Эксперт__________________________________________________________                                                                     Педагог __________________________________________________________                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии, показатели и оценка изучения результатов деятельности педагогов по реализации образовательной программы МДОУ

В рамках изучения эффективности функционирования образовательной программы в ДОУ ежегодно (в конце учебного года) производится мониторинг результатов деятельности педагогов по реализации образовательн...

Анализ Образовательной программы дошкольного образования по разработанным критериям

Критерии анализа Образовательной программы разработаны профессором, кандидатом педагогических наук Ерофеевой Тамарой Ивановной....

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, средний дошкольный возраст 4-5 лет

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, средний дошкольный возраст 4-5 лет...

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, старший дошкольный возраст

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, старший дошкольный возраст...

Критерии освоения образовательной программы

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Выявляется, насколько у ребенка сформированы умения и навыки, необхо...

Критерии освоения образовательной программы

Критерии освоения образовательной программы...

Параметры и критерии оценки знания ФГОС ДО педагогов дошкольного учреждения

Разработаны 2 варианта тестовых опросника, которые помогут старшему воспитателю и руководителю ДДУ определить базовые знания педагогического  персонала по ФГОС ДО...