Консультация для воспитателей "Значение словесных игр для дошкольников", 6.12.2019
консультация по развитию речи (старшая группа)

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_slovesnyh_igr_dlya_doshkolnikov.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№23 «АНТОШКА»

(АОУ ДЕТСКИЙ САД №23 «АНТОШКА»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Значение словесных игр для дошкольников»

Подготовила воспитатель

Веселова Е.В.

6.12.2019


        Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счёт:

  • названий предметов, качеств, действий;
  • активизации словаря;
  • употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;
  • формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать);
  • формирование умения подбирать слова со сходным значением (весёлый - радостный, прыгать - скакать и др.);
  • использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);
  • осмысливание образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры, направленные на:

  • употребление детьми наименований предметов и их признаков;
  • классификацию предметов и их обобщение;
  • подбор к слову слова, противоположного по значению;
  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки.

Методика проведения словесных игр.

  • Воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
  • Необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.
  • Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
  • Следует поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
  • Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
  • Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
  • При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
  • Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке.

Играя с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  • Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь.
  • Использовать в своей речи литературное произношение.
  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
  • Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
  • Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

        Словесные игры проводятся для каждой возрастной группы.Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста - это рифмованные потешки; «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

        Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.

        Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое?», описательные признаки («Что подарили Наташе?», «Чудесный мешочек», формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде»)

        Учим детей сравнивать предметы, описывать, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

        В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

        У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи - самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

        В данном возрасте меняется и роль воспитателя При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Словесные игры для старших дошкольников

 можно условно разделить на 5 групп:

  • Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)
  • Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы.                      («Похож- не похож», «Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»).
  • Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)
  • Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем...», «Скажи наоборот», Было - будет»),
  • Игры, направленные на развитие лексико- грамматических категории, развитие связной речи (« Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя семья»)

        Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»  М., 1983г.

    Максаков А. И., Туманова Г. А. «Учите, играя»М., 1979 г.

    Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» М., Просвещение, 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

Консультации для воспитателей. «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»

Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умени...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»

Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышле...

Консультация для родителей "Словесные игры как средство развития речи дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей страршего дошкольного возраста. Данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, ...

Консультация для родителей Словесные игры по развитию речи дошкольников

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!» Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детски...

Консультация для родителей: "Словесные игры как средство развития речи дошкольника"

Консультация для родителей: "Словесные игры как средство развития речи дошкольника"...