Мастер - класс с педагогами ДОУ "Ступеньки к творчеству"
методическая разработка

Ирина Викторовна Морщакина

Данный мастер класс направлен на совершенствование профессионального мастерства педагогов, повышать интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию, вовлечение педагогов в коллективную деятельность, развитию умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_stupenki_k_tvorchestvu.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

15 ноября 2019г.

Мастер-класс «Ступеньки к мастерству»

Тема: «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога –

новый шаг к качеству образования»

Цель: актуализация знаний педагогов в области профессионального стандарта «Педагог».

Задачи:

1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов.

2. Повышать интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию.

3. Вовлекать педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые коллеги! В процессе перехода на новый федеральный образовательный стандарт дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний.

Итак, сегодня в рамках мастер-класса мы поговорим с вами о профессиональном стандарте педагога ДОУ, о том, какими личностными качествами, знаниями и умениями должен обладать педагог XXI века, о его профессиональной компетентности, создадим образ идеального педагога.

Что является отличительной особенностью Федерального государственного образовательного Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Это стандарт условий. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования- повышение качества воспитательно-образовательной работы, что в свою очередь напрямую зависит от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Что же такое профессиональный стандарт?

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.

Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.

Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.

Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Профессиональный стандарт педагога — это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

- возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;

- размер оплаты труда;

- порядок исчисления стажа;

- определение размера пенсии;

- планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

-Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

-Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: слайд

воспитания; слайд

развития, слайд

обучения. Слайд

И если кратко, то в содержании Профстандарта педагога можно выделить

Педагог должен выполнять трудовые действия:

 Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

 Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы

  Развитие профессионально значимых компетенций

 Формирование психологической готовности к школьному обучению

Организация различных видов детской деятельности Педагог должен уметь:

  Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

  Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

 Владеть ИКТ - компетентностями.

 Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

 Педагог должен знать:

  Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.

 Рабочую программу и методику обучения.

 Закономерности развития ребенка и детской деятельности.

 Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования

Слайд Пирамида

Тем самым образ современного педагога складывается из следующих параметров:

1. Личностные качества и личностный потенциал;

2. Профессиональная компетентность (теоретическая и технологическая);

3. Образовательно-практическая деятельность (реализация программ ДОУ; взаимодействие с детьми, коллегами, родителями);

4. Личностно-профессиональный рост:

- стремление к повышению педагогического мастерства;

- самообразование;

- готовность к инновациям.

Сегодня все вместе попробуем выявить у себя качества, необходимые

для успешной педагогической деятельности в детском саду.

А сделаем мы это в игре.

Упражнение «Ассоциация». 

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета? "

Упражнение «Резюме»

Каждый участник должен придумать резюме вымышленному воспитателю.

- ФИО

- образование

- профессиональные навыки

- личностные характеристики

(Резюме анонимное. Участники сдают и они перемешиваются. Вкладывается резюме с неприемлемыми качествами педагога)

Упражнение «РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»

Всех участников делим на две команды. На спинке стула прикреплена фигура (квадрат и круг).

Сейчас каждой команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо выбрать из всех резюме то, в котором отражено качество претендента, наиболее ценное для вас.

Озвучьте, пожалуйста, свой выбор.

А другой команде предстоит превратиться в родителей, которые выбирают

воспитателя для своего любимого чада. И вам нужно выбрать резюме одного

из кандидатов с точки зрения «к этому воспитателю – ни за что на свете!».

Пожалуйста, зачитайте резюме. Что насторожило вас в этом резюме?

Мы уже говорили, что современный педагог должен быть компетентным профессионалом. И на следующем этапе игры вам будет предоставлена

возможность эту компетентность продемонстрировать.


Но современный педагог должен быть не только компетентным педагогом. Он должен обладать еще и определенными личностными качествами. Какими же? Продолжаем их определять.

Сейчас каждой команде будут предложены педагогические ситуации,

которые нужно решить, используя весь свой педагогический и личностный

потенциал.

Участникам предлагается по две ситуации на выбор.

Ситуация 1.

Мальчик принес в группу большую грузовую машину. Очень хорошо

играл с двумя мальчиками. Но когда подошел еще один мальчик и попросил

принять его в игру, хозяин машины набросился на него с кулаками.

Как корректно сообщить о данном инциденте мамам?

Ситуация 2.

На прогулке поссорились два мальчика. Один из них убежал с участка.

Воспитатель был вынужден позвать на подмогу помощника воспитателя.

После того, как воспитатель догнал беглеца, ребенок долго отказывался

возвращаться в группу.

Как корректно сообщить о данном инциденте маме?

Ситуация 3.

Мальчик ломал цветные карандаши, засовывая их в дверцу детского

шкафчика, отрывал листочки с фамилиями детей со шкафчиков. Затем мешал

детям играть – ломал их постройки, кидался игрушками.

Как корректно сообщить о его поведении маме?

Ситуация 4

Мальчику не понравилось, что ему не дал поиграть своей машинкой

другой ребенок. За это первый мальчик ударил кулаком с размаху второго

мальчика, от чего у ребенка появился на щеке синяк.

Как корректно сообщить о данном инциденте мамам?

Очень большую часть жизни мы с вами проводим на работе – в детском саду.

Решая столь непростые ситуации, подобные которым случаются в нашей жизни практические ежедневно, вы опирались на определенные параметры и на свои личные качества.

«Профессиональное взаимодействие»

Дорогие друзья, представьте что после долгой зимы наступила долгожданная весна. И сейчас я приглашаю вас в весенний лес. Как же замечательно в весеннем лесу!

Наступил вечер, а мы с вами слегка заблудились… Но это не беда. У нас с собой совершенно случайно оказались две палатки. Сейчас мы устроимся в них на ночлег, а утром со свежими силами будем искать дорогу домой.

Процедура «Ночлег в лесу»

Цель: способствовать осознанию собственного поведения в конфликтной ситуации.

Группа, в зависимости от её численности, разбивается на подгруппы на 6-8 человек. Ведущий знакомит участников с игровой задачей: «Вы – группа туристов. Вам придётся провести ночь в лесу после тяжёлого дневного перехода. Вы устали и хотите выспаться. Завтра также предстоит тяжёлый день. У вас есть возможность расселиться в 2(3) палатки. Расселяться по палаткам вы будете самостоятельно. Трудность в том, что каждый из вас будет иметь определённую роль (на голову надевается бумажная повязка с надписью, например: болтливая, безответственная, вспыльчивая, педантичная, амбициозная, ворчливая, плаксивая, конфликтная, лживая, скрытная, медлительная, решительная, целеустремленная, обидчивая, профессионал, сквернословная, зануда, неряшливая). Снимать повязку и читать то, что на ней написано нельзя, просить других озвучить надпись также нельзя. Подумайте, с кем вы согласны провести ночь в палатке, а с кем категорически отказываетесь это сделать. Итак, ваша задача - «расселиться по палаткам». Повязки нельзя снимать до окончания рефлексии».

Рефлексия:

- Как вы себя чувствовали во время игры?

- Какую позицию вы занимали – активную (сами искали соседей по палатке) или пассивную (ждали, кто выберет вас)?

- Что вы чувствовали, когда вас отказывались принимать в палатку?

Затем повязки снимают, знакомятся с той ролью, которая на них написана и делятся впечатлениями.

Упражнение «Смятый лист»

А сейчас возьмите, пожалуйста, каждый по листу бумаги. Согните лист, как вам захочется. А теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы вы его не разглаживали. Каждый залом это преграда в профессиональном развитии каждого из Вас, и как бы мы ни хотели разгладить их, у нас ничего не получится, потому что, только пройдя через все преграды, в нашей профессии можно чему-то научиться, увы, другого пути нет. Так же хочется отметить, что дети и родители приходят и уходят, а мы взаимодействуем с вами изо дня в день. Очень хочется, чтобы наше отношение друг к другу было максимально бережным и доброжелательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству."

Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству.Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средств...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

мастер класс для педагогов "Пуантилизм в творчестве дошкольников.

материал для знакомство педпгогов с новой нетрадиционной техникой рисования - пуантилизм для детей старшего дошкольного возраста...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Декоративно-прикладное творчество, как способ самопознания и исцеления через творческое самовыражение»

Цель мастер-класса:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности по теме «Декоративно-прикладное творче...