Основы использования бережливых технологий в детском саду.
статья

Любшина Светлана Павловна

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион»: сегодня образовательными организациями реализуются более девяноста проектов по оптимизации внутренних процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы использования бережливых технологий  в детском саду.

        Любшина С.П.

старший воспитатель

В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, решение которых делает очевидным такое управление, которое обеспечивало бы их адаптацию к динамично меняющейся окружающей среде.

Сегодня в ведущих отраслях экономики реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий.

На данный момент в системе образования Нижегородской  области успешно реализуются  проекты по использованию бережливых технологий (Lean-технология). Бережливое производство – это инновационная схема управления процессами в различных областях деятельности человека, целью которых является более эффективное их функционирование, оптимизация деятельности всех сотрудников учреждения. Автором данной идеи стал Тайити Оно, сотрудник японской автомобильной корпорации Toyta.  

Внедрение технологий бережливого производства в образовательные организации происходит с целью воспитания у детей, родителей и педагогов бережливого мировоззрения, так необходимого в наше время.  Бережливые технологии в детском саду - это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.

Для рационального использования времени и материальных средств в дошкольной организации создается комплекс мероприятий – система организации «5С».

Принципы системы «5С»

 

Название

Действия

Ключевая фраза

1

Сортировка

Убрать ненужные вещи с рабочего места (оставить только то, что необходимо и в том количестве, сколько необходимо)

«Если сомневаешься, выбрасывай!»

2

Соблюдение порядка

Положить каждый предмет туда, где он используется (все находится на своих местах, в чистоте и готовности к применению)

«Свое место для каждой вещи, и каждая вещь на своем месте»

3

Содержание в чистоте

Убирать и исключать причину загрязнения (регулярная проверка рабочего места для поддержания порядка)

«Лучшая уборка, когда не нужно убираться, не создавай грязь»

4

Стандартизация

Создать инструкцию и стандарт того, каким должно быть изделие (инструкция включает пошаговое описание действий и методы выполнения работ)

«Смотри и знай, что должно быть сделано»

5

Совершенствование

Поддержание порядка с помощью того, что проведение 5с станет постоянным, второй натурой (сохранение достижений и постоянный поиск улучшений)

«Чем меньше самодисциплины вам нужны, тем лучше»

Система «5С»  позволяет, с одной стороны, повысить качество педагогического процесса, профессиональное мастерство, качество предоставляемых услуг,  а с другой – приучает детей с раннего возраста к грамотной организации труда и отдыха, объясняет принципы организации рабочего пространства, прививает навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам и соблюдения чистоты. В данном случае технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У детей, находящихся в атмосфере бережливой среды и формирующийся в ней как личность, приобщаются к культуре бережливого производства и усваивают бережливый стиль мышления и образа жизни. 

Таким образом, освоение инструментами бережливого производства проходит от взрослого - к ребёнку и все участники образовательных отношений погружены в реализацию бережливых  технологий. Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:

- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,

- повышению профессионального мастерства педагогов,

- обеспечению стандартизации и визуализации образовательного процесса,

- сокращению временных и финансовых потерь,

- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов.

Бережливое образование подчеркивает важность объединения опытной команды педагогов и родителей воспитанников. Данный постулат предполагает обязательное обучение сотрудников ДОО принципам бережливого производства, а также формирование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей этим принципам. Поэтому, на местах создаются рабочие группы, проводится опрос родителей и персонала для выявления потерь.

На основании полученных данных определяются проблемы и главные направления работы. В первую очередь – знакомство персонала с бережливыми технологиями, далее – внедрение их в образовательный процесс.

Работа по внедрению бережливых технологий в нашем детском саду  строилась из нескольких этапов:

І. Организационно-подготовительный.

  1. Повышение квалификации сотрудников дошкольной организации.
  1. Курсовая подготовка.
  2. Дистанционное обучение: вебинары, видео-конференции.
  3. Методическая работа старшего воспитателя с педагогами.

1.2.1. Теоретические и практические семинары.

1.2.3. Мастер-классы с использованием интерактивных технологий (кейс-технологий, групповая работа с педагогами - kase study) по обучению и разработке оптимизационных проектов

1.2.3. Индивидуальная работа с педагогами – workshop.

  1. Ознакомительно-обучающая работа заведующего детского сада с остальными работниками.
  1. Подведение итогов и анализ освоения сотрудниками детского сада методами и инструментами бережливого производства (беседы, решение предложенных ситуаций, практический семинар).

ІІ. Внедренческий.

  1. Приказом заведующего создавалась рабочая группа по внедрению методов и инструментов бережливого производства в практику деятельности, определялись ее полномочия и цели работы.
  2. Рабочая группа определяла  процессы, которые нуждались  в улучшении, выявляла  основные проблемы, а в последствии, отбирала  процессы, которые  должны быть оптимизированы.
  3. Созданный  план-график мероприятий по внедрению бережливых технологий  указывал оптимизационные проекты (не менее 2-х в год).
  4. Для каждого реализуемого проекта создавалась проектная группа, в состав которой входили  те сотрудники, которые являются участниками проекта и хорошо знают его особенности.
  5. Наименование проекта, состав проектной группы, сроки реализации проекта закреплялись  приказом руководителя дошкольного учреждения.

В ходе реализации каждого проекта проектная группа оценивала текущее состояние процесса, составляла  карту целевого состояния процесса, разрабатывала план мероприятий по достижению целевых показателей проекта; внедрялись улучшения.  По окончании оптимизационного проекта, перед его закрытием  проходит совещание при заведующем по защите подходов внедрения улучшений.

По каждому завершенному проекту  составляется информационная справка о реализованном проекте. Наглядно увидеть результаты улучшений помогают фотографии состояния процесса «До» и «После». Об их наличии стоит  позаботиться заранее.

ІІІ. Результативно-рефлексивный.

  1. Оценка результатов оптимизационных проектов (опрос об удовлетворённости всех  участников образовательных отношений, итоги мониторинга освоения ООП воспитанниками ДОО, выявление уровня профессиональной компетентности педагога и т.д.)
  2. Планирование реализации дальнейших проектов с использованием бережливых технологий.

Литература:

1. Системный подход к управлению пространством в школе и детском

саду (Система 5С): учебно-методическое пособие / А.В. Шарина,

Л.В. Сибирякова. — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития

образования, 2020.

2. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие/ А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, А.Н. Новоселова – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019.

3. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании ("Фабрика процессов") НИРО.

4. Вебинар "Содержательные аспекты реализации мероприятий Дорожной карты по внедрению бережливых технологий"..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основы безопасной жизнедеятельности в детском саду

На дорогах наших городов с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают люди. О...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации...

Консультация для родителей "Основы безопасности детей в детском саду."

Маленькие дети  и опасные вещи –вещи не совместимые! Мы любим своих маленьких чад и стремимся оградить их от тех вещей или предметов, которые могут нанести вред здоровью. Что не о...

Справочник родителям "Основы организации питания в детском саду"

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребыванием в нем 10,5-12 часов, получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям. Основными принци...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни....