К вопросу о сотрудничестве педагогов и родителей в условиях реализации основной образовательной программы ДОУ
статья

Капранова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ                             ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Н.Капранова, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга

Детский сад – первое воспитательное учреждение, социальный институт с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое  просвещение. От взаимодействия детского сада и семьи зависит  успешное развитие ребенка.

Происходящее  в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования  к характеру и качеству  отношений  образовательных учреждений  и семьи.

    Так, в соответствии со статьей 3 п.10 Федерального закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) являются участниками образовательных отношений наряду с обучающимися, педагогическими работниками и их представителями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность. А в статье 3 п.10 подчеркивается, что демократичный характер управления образованием невозможен без обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, в частности в процессе проектирования и реализации основной образовательной программы.

   Основные положения закона в отношении взаимодействия семьи и образовательной организации конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе.

  От  совместного взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, повышение эффективности образовательного процесса.  Родители и педагоги  являются партнерами в воспитании и обучении детей. Активное участие семьи в педагогическом  процессе позволяет повысить качество образования детей, так как  родители лучше знают возможности  своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Сегодня все специалисты признают важность  привлечения родителей  к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей  и родителей существует определенная дисгармония.     Основным препятствием  развитию этих взаимоотношений  является низкая активность  родителей в воспитательно-образовательном процессе и  трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой  загруженности на работе, нехватки свободного  времени.

Источником помощи может стать дошкольное учреждение  при условии установления  между воспитателями и родителями  доверительного сотрудничества  и взаимодействия. Условием действенного  взаимодействия  коллектива педагогов детского сада и семьи  выступает педагогическая культура  воспитателей  и педагогическое  просвещение  родителей, использование  форм сотрудничества, которые обостряют интерес  родителей  к совместному решению  проблем воспитания.

Общение воспитателей и родителей  дают большие возможности  для целенаправленного и систематического  ознакомление семьи  с задачами, содержанием и методами  воспитания  в детском саду. Организованное  общение  и обмен опытом семейного воспитания  повышает интерес каждой  семьи к вопросам воспитания.

Исследования последних лет показывают,  что педагоги  избегают  общения с родителями  по следующим причинам:

1. Не желание родителей  включаться  в проблемы образовательного  процесса  детского сада, в связи  с низкой педагогической компетентностью в вопросах воспитания, развития и  образования детей;

2. Низкая коммуникативная  культура педагога  в общении с родителями;

3. Отсутствие  использования современных форм  включение родителей  в образовательный процесс группы;

Таким образом, существует ряд проблем требующих  разрешения с позиции взаимодействия  педагогов и семьи. Важно подчеркнуть, что осознанное включение родителей  в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Необходима разработка удобного и результативного механизма работы с семьей, который поможет педагогам и родителям стать партнерами в процессе решения задач  воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В своем дошкольном учреждении мы осуществляем  постоянное взаимодействие  с родителями: активное вовлечение родителей  в жизнь детского сада, участие их в развивающей  образовательной работе с детьми.  Мы считаем, необходимо  заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Например, как: вечера вопросов и ответов,  круглый стол, совместные неформальные праздники и развлечения,  родительские клубы по интересам,  выставки совместных работ родителей и детей, тренинги, где воспитатели помогают родителям проявить свою родительскую активность, научиться ориентироваться  в различных педагогических ситуациях, находить оптимальные решения.

В одной из старших групп нашего детского сада на родительском собрании,  в начале года, был поставлен вопрос о том, как можно разнообразить жизнь детей в детском саду, сделать её более интересной? Одна из мам предложила организовать родительские встречи, на которых они могли бы делиться  своими интересами – «родительский мастер класс».

Этот вид деятельности имеет ряд характерных особенностей.

  • необходимо выяснить, чем родитель готов поделиться, хочет ли он вообще в этом участвовать.
  • необходимо родителя подготовить  к проведению мастер класса, ведь дома  происходит общение с одним, двумя детьми, реже тремя, в группе их гораздо больше.
  • необходимо продумать действия в ситуации, когда мама готова участвовать, а ребенок  категорически не хочет, чтобы его мама общалась с другими  детьми.

Важно продумать, психологическую подготовку родителя, продумать ход мероприятия, как разместить детей,  какими словами лучше объяснять детям. Важно помнить, что родитель не педагог. Общение с детьми построено на интуициях и чувствах, чаще всего не подкреплено знаниями  психологии и педагогики. Все участники общения меняются ролями:  родители становятся педагогами, педагоги слушателями.

Такой подход, позволяет родителям посмотреть на деятельность воспитателя  другими глазами, начинают понимать трудности, с которыми сталкивается педагог в течении дня  в работе с детьми. Необычно чувствуют себя и дети в данной обстановке. Ведь их мама не просто пришла в «гости», а превратилась в воспитателя. Они гордятся своими родителями, начинают чувствовать себя значимыми в беседе со сверстниками.

 Темы выбранных вместе с родителями встреч помогают нам  успешно реализовать направление ФГОС ДО:

  • познавательная  (экскурсии, беседы, знакомство с видами художественного труда);
  • художественно-эстетическая (освоение навыков и умений  в художественном творчестве оригинальных технологий);
  • социально - коммуникативная (дети узнают информацию  о новых профессиях, происходит формирование  основ культуры поведения,  речевого этикета, формы взаимодействия);
  • развитие речи (обогащение словаря, формирование связной, грамматически правильной  речи);
  • физическое развитие (развитие мелкой и общей моторики, создание положительного  психоэмоционального состояния).

Таким образом, во время проведения такой работы произошли следующие изменения в общении родителей, детей и педагогов: объединение коллектива; родители стали интересоваться жизнью группы; появилось большее доверие  родителей к советам педагогов; дети стали чаще  рассказывать о том, что дома они делают с родителями; повысился статус некоторых детей группы.

Педагоги нашего учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было  насыщенное и интересное. С одной стороны мы сохраняем все лучшее и проверенное временем, а  с другой – ищем и  стремимся внедрять новые, эффективные формы  взаимодействия с семьями воспитанников.

Необходимо отметить такой большой ресурс – как интернет. Воспитатели и родители создают сообщества, в которых создаются темы для обсуждений. Это играет большую роль в работе с родителями. Не всегда можно прийти на встречу родительского клуба, не всегда можно прийти на открытое занятие. А современные технологии позволяют  родителям, которые работают допоздна быть в курсе событий.

Для родителей, на сайте нашего детского сада, регулярно вывешивается информация  о действующих конкурсах разного статуса, внутри ДОУ,  городского, всероссийского, международного уровня,  где они  могли бы  принять участие со своими детьми. Хочется отметить,   участие в третьем ежегодном   городском конкурсе «Петербургская семья», вызвал большой интерес среди родителей нашего детского сада.  В конкурсе приняло участие пять семей, по разным номинациям. Таким образом, можно отметить высокую активность родителей и  желания сотрудничать с детским садом.

В заключении хочется сказать, представленные формы работы  помогают педагогам  и родителям  стать активными участниками образовательного процесса  в условиях реализации основной образовательной программы нашего детского сада.



Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ

М.Н. Капранова старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №67

Приморского района Санкт-Петербурга

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.

Так в соответствии со статьей 3 п.10 Федерального закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) являются участниками образовательных отношений наряду с обучающимися, педагогическими работниками и их представителями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность. А в статье 3 п.10 подчеркивается, что демократичный характер управления образованием невозможен без обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, в частности в процессе проектирования и реализации основной образовательной программы.

Основные положения закона в отношении взаимодействия семьи и образовательной организации конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому любому дошкольному учреждению требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе.

От совместного взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, повышение эффективности образовательного процесса. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей. Активное участие семьи в педагогическом процессе позволяет повысить качество образования детей, так как  родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в его дальнейшем продвижении.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Основным препятствием развитию этих взаимоотношений является низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе и трудность их привлечения к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой загруженности родителей на работе, нехватки свободного времени.

Источником помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия. Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов детского сада и семьи выступает педагогическая культура воспитателей и педагогическое просвещение родителей, использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес родителей к совместному решению проблем воспитания.

Общение воспитателей и родителей дает большие возможности для целенаправленного и систематического ознакомления семьи с задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду. Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.

Существует ряд проблем, требующих разрешения с позиции сотрудничества педагогов и семьи. Важно подчеркнуть, что осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Так с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс на базе ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга проводилось педагогическое исследование. В исследовании приняли участие родители, педагоги и специалисты детского сада. Одна из задач констатирующего эксперимента - выявить степень включенности родителей в сотрудничество с ДОУ в рамках реализации ООП ДО; также была изучена степень готовности педагогов включить родителей в процесс реализации ООП.

Были использованы следующие методы исследования:

  • анкетирование родителей;
  • анкетирование педагогов;
  • тестирование педагогов;
  • индивидуальные беседы с педагогами.

Результаты показали, что большинство родителей хотят и готовы сотрудничать с детским садом, но нуждаются в квалифицированной педагогической помощи для повышения своей родительской компетентности. Исходя из полученных результатов было выявлено,  что большинство педагогов готовы сотрудничать более плодотворно, но имеют проблемы в общении с родителями по следующим причинам: нежелание родителей включаться в проблемы образовательного процесса детского сада, в связи с низкой педагогической компетентностью в вопросах воспитания, развития и образования детей; обладают достаточно низкой коммуникативной культурой в общении с родителями; отсутствие использования современных форм включения родителей в образовательный процесс группы.

Исходя из вышесказанного была разработана технология сотрудничества педагогов и родителей в условиях реализации ООП ДО «Центр сотрудничества – Мир Детства».

Актуальность технологии:

  • Ориентация государства на вовлечение родителей в образовательный процесс.
  • Отсутствие эффективной модели взаимодействия, сотрудничества педагогов и родителей.
  • Отсутствие у родителей умений прогнозировать развитие своего ребенка и формулировать на этой основе заказ ДОУ.
  • Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства.
  • Недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между родителями, педагогами и специалистами.
  • Несогласованность воспитательных воздействий всех взрослых на ребенка.
  • Низкий уровень мотивационной готовности родителей и педагогов к сотрудничеству.
  • Потребительский взгляд родителей на ДОУ

Технология включает три этапа:

        I этап Информационно-просветительский

На I этапе: выбор и апробация методик работы с семьей; мониторинг образовательных потребностей, возможностей, интересов родителей; просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей; подбор диагностических методик и проведение локальных исследований.

Ожидаемые результаты: Будут созданы условия для включения семьи в образовательное пространство: социально – правовые; информационно коммуникативные; перспективно-целевые; потребностно-стимулирующие.

        II этап Практический (организационно-внедренческий)

На II этапе: создание совместных с родителями объединений, семейных сообществ; проведение распространение лучшего опыта семейного воспитания; проведение мероприятий по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями (дискуссии, практикумы, конференции, деловые игры и др.), семинары; проведение семейных праздников, проведение мероприятий с родителями (законными представителями) и специалистами по интересующим их темам (тематические консультации, круглый-стол, конференции и др.)

Ожидаемые результаты: Повысится уровень профессиональных компетенций педагогов; повысится уровень педагогического просвещения родителей, будет разработано программно-методическое обеспечение и методическая продукция процесса сотрудничества с семьей; увеличится охват родителей разнообразными формами сотрудничества.

        III этап Обобщающий (итоговый) 

        На III этапе: составление рекомендаций по внедрению и доработке методических материалов; оценка эффективности сотрудничества педагогов и родителей в условиях реализации программы ДО и степени применимости ее в работе ДОУ.

        Ожидаемые результаты: Будет создана деятельностная система содружества педагогов, родителей и специалистов; будут проектироваться возможные маршруты педагогического сопровождения родителей в процессе освоением ребенком ООП ДО; значительно повысится качество образовательного процесса; повыситься статус семей, улучшиться психологический климат в семьях; будут созданы сообщества родителей по их интересам; повыситься профессиональный статус педагога; будут сформированы сообщества педагогов-консультантов; увеличиться информационная база социальных партнеров детского сада, оказывающая специализированную помощь семьям.

Таким образом, реализация работы Центра сотрудничества «Мир Детства» выделит новый статус деятельности детского сада – оказание педагогических, просветительских, консультационных услуг родителям в процессе освоением ребенком основной образовательной программы детского сада, повысится интерес родителей к семейному воспитанию; реализуется комплексное взаимодействие родителей с разными группами специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в условиях реализации основных образовательных программ дошкольного образования.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей детских садов....

"ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "

Требование к психолого-педагогическим  условиям реализации основной образовательной программы основного образования, требования к развивающей предметно-пространственной среде....

Памятка для педагогов. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в том числе условий реализации основной образовательной программы) по итогам внешней экспертизы.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности по административным районам г.Новосибирска (в части анкетирования родителей воспитанников детских садов): доброжелательность и в...