Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями.
консультация

Набиуллина Алина Рашитовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Первые воспитатели, а именно родители, имеют сильное влияние на детей. Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителю-предметнику. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается с родителей ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы.

     Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта (по данным психологов к 4 годам интеллект формируется на 50%, к 8-10 годам на 80-90%), творческих, познавательных  способностей, развитие сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал. Эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей. И все это составляет главную цель семейного воспитания.

     Семейное воспитание- это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь –это любовь к ребенку во имя его будущего. Порой слепая, неразумная родительская любовь может смешать в сознании детей систему нравственных ценностей, породить потребительство. Тогда у детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

     Главная гарантия благополучного воспитания детей в семье- это высоконравственное поведение родителей в личной и общественной жизни, упорная борьба с собственными пороками и недостатками. Ведь каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией РФ, законодательными и нормативными документами о браке, о семье, правах ребенка и защите детства. Более подробно разъясняется о воспитании своих детей в Семейном кодексе. Согласно п.1 ст.63 СК: «родители не просто имеют право и обязаны воспитывать своих детей, но и несут ответственность за их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие» важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году. В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

     В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать в духе человеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

     Но одна семья не в силах осуществить полноценное воспитание личности и поэтому детский сад и школа являются наиглавнейшими помощниками и советчиками родителей. На каждом занятии, уроке педагоги посредством различных методов, форм, средств обучения реализуют воспитательную функцию. Формируют у детей нравственные и эстетические представления, формируют мировоззрение, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются так же потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности и ценностная ориентация. Воспитание – это сложный и динамичный процесс. И поэтому качественно лучшего можно добиться, если объединить усилия семьи и детского сада и школы.

     В.А.Сухомлинский был твердо убежден в том, что воспитание детей надо начинать именно с родителей. Поэтому важной составной частью педагогического руководства воспитанием детей в семье является психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательный процесс. Чрезвычайно важно сформировать у родителей педагогические умения и навыки, вооружить способами активного воздействия на ребенка.

     Образовательные учреждения призваны выявить воспитательные возможности семьи, которые обусловлены ее материальными, бытовыми условиями, нравственной атмосферой, характером отношений между ее членами, культурно-образовательным уровнем их педагогической культуры, ответственностью за воспитание детей. 

Формы общения педагога с родителями

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.(педагогическое просвещение) Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер.

Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать выступления разных специалистов, например, логопеда, психолога, медсестры, а также родителей. На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут.

Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана. Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирование, беседы). Важно продумать месторасположение гостей.

Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации родителей, которые предполагают возникновение интереса  к теме, стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. К методам активизации относятся анализ педагогических ситуаций, проигрывание проблемных задач, вопросы, приведение примеров, просмотр видеороликов, использование шуток, игр, юмористических ситуаций.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.

Индивидуальные формы.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.

Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Например, педагога беспокоит агрессивность ребенка или его непослушание, гиперреактивность, плохой аппетит.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультации близки к беседам. Основная разница в проведении этих форм заключается в том, что педагог стремится дать квалифицированный совет научить чему-либо. Их могут проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед. На консультации родителям сообщаются психолого-педагогические знания, формируются умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос.

На консультации можно конкретизировать вопрос, который рассматривался на собрании. Есть и консультации – практикумы, где родители приобретают практические знания и умения, например, как провести новогодний праздник в семье, провести зарядку с ребенком, подготовить руку к письму и др.

Наглядно-информационные

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать? ».

Нетрадиционные формы общения педагога с родителями

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором Т.В.Кротова выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические  ( хотя по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ».

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

     Таким образом, тесное взаимодействие семьи и образовательных учреждений позволит сформировать воспитанную, всесторонне развитую, гармоничную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...

Презентация. Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Презентация для педагогической гостиной с родителями «Роль семьи в воспитании ребенка».  Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и...

Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов  в воспитании и развитии детей. Одна из наиболее распространенных форм работы с...

Презентация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Выдержки из основных документов Российской Федерации о роли семьи в воспитании детей. Можно использовать на родительском собрании...

Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями. ( из опыта работы)

                              Роль семьи в воспитании ребенка....