РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА (родительское собрание в форме деловой игры)
материал на тему

Попова Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc100.24 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА (родительское собрание в форме деловой игры)

Цели: расширение профессиональной компетентности учи телей на основе упражнений по выработке умений в организа ции и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников игры: ведущий игры, руководи тели малых групп, участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

Организационный этап (3 мин).

Подготовительный этап (10-15 мин).

Основной этап: работа в группах (15-20 мин).

Рефлексивный этап (7 мин).

Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки «Со временные формы взаимодействия педагогов и родителей» (по количеству групп), бланки «Личный опыт» (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, дос кА, игрушка «Матрешка».

Структура деловой игры

1. Организационный этап.

Разминка. Приветствие.

Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику от ветить вопрос: «Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспита ние ребенка - семья или школа?». Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.

Инструментарий: загорская игрушка «Матрешка», бей джики для участников.

Введение в игру.

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых опреде ляется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Вступительное слово воспитателя по теме родительского собрания.

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.

Наклонности и качества, приобретенные человеком в детст ве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.

Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок - это «как чистое полотно для картины: что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней». Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: необходимо оберегать ребенка от пло хих слов, действий и всяких недостойных примеров. Наукой до казано, что человеческая душа с 2-месячного возраста все запо минает и понимает.

Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, «солим огурцы - каким рассо лом зальем, так и засолятся».

А как велика сила привычки!

Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: «Скифам нужно было идти на войну на долгое и про должительное время. На родине у них остались только женщи ны, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не воз вращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали... хлопать бичами, ко торыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились». Вот си ла привычки!

Не останавливаемый и не вразумляемый взрослым вырастает ребенок рабом своих вредных привычек, переходящих в навык. Ребенок, предоставленный самому себе, становится своеволь ным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послу шании родителям.

Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать ребенка к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти пло ды пожинать нам, родителям.

Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обесси левших стариков вывозить в лес или бросать в глубокий ров на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой.«Для чего ты принес лубок обратно в дом?» - спросил отещ «А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору». Задумался отец, стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!

Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за про ступки детей были наказаны и их родители. Потому что родите ли своим воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хо зяина.

Так и за своих детей - отвечать нам!

Воспитание детей - это долг, требуемый самой природой.

Посмотрим на птиц, животных.

Взглянем на кошку, собаку, медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, под крадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама при- рода.

По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются де ти и наоборот.

В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и по слушание к родителям, учителям; никому не вредить, никого не оскорблять, жить по совести.

Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания особую роль играют старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, так как старшие дети - пример для младших.

У одного отца многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: «Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, ко торый укрывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним».

Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчерк нуть важность ответственного отношения родителей к воспи танию собственных детей. Родители, и только они, несут от ветственность за нравственный облик, характер, привычки своих детей.        ,

"Спасибо за внимание!

  1. Подготовительный этап.

Построение «Пирамиды взаимодействия воспитателя и родителей».

Назначение: определение этапов взаимодействия воспи тателя с родителями; включение участников в работу по осмыс лению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия воспитателя и родителей» (определить последо вательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этаповвзаимо действия воспитателя иродителей (диагностический этап; ин формационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в со вместную практическую деятельность); доска, магниты.

Заполнение бланка «Современные формы взаимодейст вия воспитателя иродителей».

Назначение: обращение к опыту воспитателей; осмысле ние важности и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: «Зачем нужна эта форма?», «Каков результат ее использования?». Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству rpyrin; листы ватмана; маркеры; доска.

Бланк «Современные формы взаимодействия воспитателя иродителей».

Формы взаимодействия с учителем.

Цель, результат.

Просмотр презентации «Взаимодействие воспитателя с семьей в процессе воспитания ребенка».

Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.

Реализация: группам предлагается назвать форму взаи модействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.

Инструментарий: экран, проектор, презентация «Взаи модействие воспитателя с семьей в процессе воспитания ребенка».

3; Основной этап.

Работа в группах. Составление проекта плана-сценария ро дительского собрания.

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым во просам.

Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура ро дительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

Защита проектов.

Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.

Реализация: осуществляется защита проектов плана- сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4. Рефлексивный этап.

Индивидуальная работа. Заполнение бланка «Личный опыт»:

Формы взаимодействия с воспитателем:

всегда   часто  иногда  редко

Назначение: самоанализ участников игры.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк «Личный опыт»

Инструментарий: бланки, ручки.

  1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?
  2. Что хочется изменить в своей работе?

Подведение итогов.

Назначение: получение обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры на тему: «Роль этикета в воспитании детей»

Этическое воспитание- одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности, способствовать созданию положительного микроклимата в...

Родительское собрание в форме деловой игры «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Предлагаем вашему вниманию сценарий родительского собрания для  младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Особое внимание уделено нетрадиционным методикам проведения, следованию принцип...

Родительское собрание в форме деловой игры Как объяснить ребенку дошкольного возраста: «Что такое антикоррупция?»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дошкольной образовательной организации в работе с родителями по антикоррупционному воспитанию подрастающего поколения, педагогами школ...

Родительское собрание в форме деловой игры "Воспитание экологической культуры дошкольников"

Форма проведения: деловая игра.Участники: родители, педагоги.Цель:Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование экологически грамотного взаимодействия с окружающ...

Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Роль книги в воспитании ребёнка»

Цель: Приобщение родителей к созданию в семье традиций совместного чтения и обсуждения книг.Задачи:-Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к книге.-Содействовать ...