Педагогический совет. Обеспечение оздоровительной направленности и всестороннего развития детей посредством проведения прогулок
учебно-методический материал

Китаева Светлана Юрьевна

Педагогический совет. Обеспечение оздоровительной направленности и всестороннего развития детей  посредством проведения прогулок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Обеспечение оздоровительной направленности и всестороннего развития детей  посредством проведения прогулок

 

План педагогического совета:

1. Итоги  тематического  контроля  «Организация разнообразной деятельности детей на прогулке  и двигательного режима  в течение дня».

2. Методика организации прогулки.

3. Развивающий характер прогулки.

4. Оздоровительная направленность прогулки. Подвижные игры.

5. Практическая работа.

 6. Решение  педсовета.

1. Аналитическая справка по результатам тематического  контроля «Организация разнообразной деятельности детей на прогулке  и двигательного режима  в течение дня».

В соответствии с годовым планом  с 30.11.15   по 11.12.2015  был проведён тематический  контроль «Организация разнообразной деятельности детей на прогулке  и двигательного режима  в течение дня».

Вопросы для анализа:
1. Планирование прогулки
2. Организация двигательного режима детей на прогулке;
3. Организация игровой и  трудовой деятельности,  наблюдений на прогулке

4. Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах
5. Проверка документации педагогических работников:
- Отражение в календарных планах мероприятий по разнообразной двигательной деятельности детей;
- Планирование индивидуальной работы с детьми по развитию двигательных умений и навыков

Оценочный инструментарий:

  • Карта контроля «Организация двигательного режима детей в ДОУ в течении дня»
  • Карта контроля «Организация прогулки»

2.Методика организации прогулки.

Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

 Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

 Задачи прогулки:

• оптимизировать двигательную активность детей;

• оказывать закаливающее воздействие на организм;

• способствовать  развитию наблюдательности и  познавательных способностей детей;

• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

• развитие самостоятельности.

Каждая прогулка должна иметь три цели: познавательную, воспитательную, развивающую. В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т.д.

        ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за

сезонными изменениями в природе;

особенностями растительного мира;

жизнью домашних и диких животных;

трудом и отдыхом людей.

ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель

поздравить товарищей или взрослых с праздником;

пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии;

оказать шефскую помощь.

ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

расстояние;

величину предмета;

высоту предмета;

его цвет;

крутизну склона;

направление и скорость ветра.

ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

лекарственные травы;

сеянцы;

семена деревьев;

природный материал для гербария, коллекции и т. д.

ПРОГУЛКА-ПОХОД на:

скорость;

выносливость;

дисциплину;

внимание;

ориентирование на местности.

ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

сделать зарисовку;

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать сказку, стихотворение, рассказ.

ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

местные достопримечательности;

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

разнообразные свойства, признаки предмета.

ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по ориентированию;

по культуре поведения.

КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

играми;

спортивными занятиями;

трудом;

экскурсионной работой.

Составные части прогулки:
          * Наблюдение, рассматривание.

* Трудовая деятельность.

* Подвижные игры.

* Индивидуальная работа с детьми.

* Самостоятельная деятельность детей.

3. Развивающий характер прогулки

При организации прогулке следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель может использовать несколько педагогических позиций:

Партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);

Обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»,  «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»). Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

.

1) Дидактические игры и упражнения.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические  игры и упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры  с предметами (игрушками или природным материалом) или словесной  игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

  • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко объяснять правила.

2) Самостоятельная игровая деятельность.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр, строительных игр с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками и т.д.

          Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно – гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Можно организовать сюжетно – ролевые игры: театр, путешествие, шоферы, ездим в гости, едем на озеро и т.д. Организация сюжетно – ролевых игр на площадке должна подчиняться определённым принципам:

1. Чтоб дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Чтобы дети могли сотрудничать в игре, при формировании игровых умений, необходимо ориентировать их как на осуществление игровой действия, так и на пояснение его смысла партнерам по игре.

4. Игра должна быть организована так, чтобы у воспитателя была возможность формировать игровые умения, а у детей – возможность развёртывать самостоятельную игру

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.

     3) Наблюдения, поисковая деятельность.

 На прогулке целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач. Поисковая деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки, формулируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.

Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

У младшего дошкольника наблюдательность как качество личности развито недостаточно или отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что-то осталось незамеченным. Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили — привлечь внимание, не оставлять что-то на потом. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д.

Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый также должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

4) Трудовая деятельность.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

4. Оздоровительная направленность прогулки. Подвижные игры

Прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Задача создания всех необходимых условий для того, что дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших.

Итак, основными  задачами, решаемыми  в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных навыков: ловкости, быстроты, выносливости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки, учитывая различные игры: малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью.

Кроме этого организуются игры:
- забавы;
- аттракционы;
- игры – эстафеты;
- сюжетные подвижные игры;
- игры с элементами спорта;
- бессюжетные подвижные игры;
- народные игры;
- хороводные;
- спортивные упражнения.

На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами, упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

Длительность игры:

Младший возраст – 6-10 минут

Старший возраст – 10-15 минут

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры. Решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, но чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности, проявлении творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

Количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни  проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с  детьми организуется одна подвижная  игра и какое-либо физическое упражнение. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения.

Выбор времени  проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить детям  возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

После занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила.

При подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо:

  • учитывать сложность игр и упражнений, сочетание их между собой,  соответствие уровню подготовленности детей;
  • подвижные игры и упражнения должны соответствовать времени года и состоянию погоды;
  • предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
  • предлагать детям варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
  • использовать разные способы организации детей;
  • заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

5. Практическая работа

(Разделиться на 3 команды, из  примерного  планирования  старшей группы вытягивается месяц и день недели и разрабатывается план прогулки: 1 подгруппа – наблюдение, 2 – труд, 3 – игры. Под руководством ст. воспитателя «проживаем» всю прогулку.)

6. Решение  педсовета.

Итог - «Условия правильной организации прогулки»:
1. Соответствие времени прогулки режиму группы.
2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.
3. Организация одевания и раздевания детей.
4. Уровень сформированности у детей навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.
5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.
6. Подвижные игры и их количество соответствуют возрасту детей.
7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.
8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.
9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.
10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Педсовет был представлен на муниципальном профессиональном конкурсе "Лидер в образовании". Цель - систаматизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста....

презентация к педагогическому совету "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Наше здоровье держится на трёх китах: - сердечно-сосудистая система, - дыхательная система, - иммунная система. Для поддержания своего здоровья, необходимо с самого детства уделять им большое внимание...

Презентация к Педсовету «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду и путем активного проведения прогулок»

Интерактивная презентация к педагогическому совету  «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду и путем активного проведения прогулок» Древнегреческие м...

"Эффективность используемых форм и методов для обеспечения оздоровительной направленности физического развития в ДОУ"

Формы и методы для  обеспечения  оздоровительной направленности физического развития в ДОУ...

Доклад на тему «Обеспечение оздоровительной направленности физического развития в детском саду с учётом ФГОС»

систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста....

Сценарий педагогического совета «Обеспечение условий для социализации, речевого развития детей, навыков общения, самореализации в сюжетно-ролевой игре».

Сценарий педагогического совета предназначен для работы с педагогами дошкольного учреждения в рамках реализации одной из готовых задач, обобщения материала по теме....