Сценарий педагогического совета «Обеспечение условий для социализации, речевого развития детей, навыков общения, самореализации в сюжетно-ролевой игре».
методическая разработка на тему

Елена Александровна Маджар

Сценарий педагогического совета предназначен для работы с педагогами дошкольного учреждения в рамках реализации одной из готовых задач, обобщения материала по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАСЕДАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ФЕВРАЛЬ  2017 г.

Форма проведения: Педагогический клуб

«Обеспечение условий для социализации, речевого развития детей, навыков общения, самореализации в сюжетно-ролевой игре».

Цель: Совершенствование педагогической деятельности по созданию необходимых условий для развития детей в сюжетно-ролевых играх.

Ведущий:

Консультанты:

Участники: воспитатели, узкие специалисты

ПОВЕСТКА:

  1. Выполнение решений заседания педагогического совета № 2
  2. Актуализация темы педсовета:
  • Рассуждения о важном
  • Упражнение: «Ассоциации –игра…..»
  • Видеозарисовка «Сюжетные игры дошколят»
  • Интеллектуальная разминка «Блиц опрос по теме»
  • Оформление кейс-следов по теме
  1. Педагогический практикум
  • «Черный ящик» задание-игра
  • Задание в компаниях «Игрокарта» (5 компаний)
  • Синквейн «Тема дня»
  • Рефлексивное задание
  1. «Свободный микрофон» Обобщение по теме. Мнение

консультантов, участников.

«Выставка маркеров игрового пространства к сюжетно-ролевым играм».

  1. Награждение победителей конкурса «Лучший комплект маркеров игрового пространства»
  2. Решение заседания педагогического совета

Сценарий педагогического совета № 3

Выполнение решений педсовета № 2

  Тема.  Педагогический клуб

Уважаемые педагоги!

Заседание нашего педагогического клуба объявляется открытым!

Помогать вам будут кейс-следы

(Выразите одним словом свое отношение к теме «сюжетно-ролевая игра»)

Высказывания: Сухомлинский, Шмаков.

        Предлагаю вам обратиться к  высказываниям Сухомлинского педагога-новатора, писателя об игре и педагога  современности Шмакова «Игра, как затопленная Атлантида» – находится на грани исчезновения» Насколько вы согласны с этими высказываниями??? (рассуждения педагогов)

Игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. А почему игра исчезает, по вашему мнению??? А что будет, если игра исчезнет?

Что такое игра? Продолжите фразу, ассоциации, связанные со словом игра (часть речи- существительные, прилагательные, наречие, глаголы)

Игра –………   (картинки)

Слова-ассоциации-игра

играть   дети   прятки   веселье   игрушка   победа   радость   казино   настольная   догонялки   монополия   мяч   шашки   проигрыш     хоккей   смех   ребёнок   шахматы      друзья   лото   время   телефон   салки     детство   команда      развлечение   домино      интересная      приз   стол   театр   детская   актёр     правила   счастье   человек   компания      увлечение   соревнование   кубик   кукла   интерес   гонки   досуг   дочки   улица   забава      семья   удача      школа   праздник   победитель   спортивная   мама     отдых   мультфильм   дружба   весёлая   общение      салочки   азартная   развитие   скакалка      участник   увлекательная     двор    (можно записать в кейс-следах)

Игра – ведущий вид деятельности

«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».                                                       Большой энциклопедический словарь

        Люди играют в любом возрасте. Но нам, как для воспитателей,  важно понимать, что: игра-ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, поэтому она должна быть в жизни ребенка.

  • Для дошкольника игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Дети играют, потому что развиваются и развиваются, потому что играют. (ограничивать игру нельзя)
  • Педагогу нужно знать и понимать, с чем связано педагогическое воздействие, умение играть вместе с детьми…. Ни в коем случае не руководить в прямом смысле, не регламентировать и не разучивать сюжеты и действия….

Сюжетная игра-это прежде всего деятельность свободная, где ребенок испытывает некую свободу действий и отношений. Ведь основная специфика игры связана с действием в воображаемой условной ситуации («как будто», «понарошку»)

        Все мы родом из детства, но немного об это забыли. На минуту загляните в свое детство, вспомните свои любимые игры, игрушки, роли, сюжеты игр, и какие при этом чувства испытывали…..

Видеоролик

        А погрузиться в детство помогут дети современные, которые несмотря ни на что любят играть….

Блиц –опрос для педагогов

        Итак, к детству и своим чувствам обратились, теперь обратимся  к теоретическим знаниям…

Вопросы

  1. В каком международном документе зафиксировано право на игру?

 (Конвенция о правах ребенка, ст.31)

  1. Какие психические процессы развиваются в процессе игры? (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущения)
  2. Основная единица сюжетной игры?  Роль
  3. Назовите компоненты сюжетной игры? (сюжет, содержание, роль)

Слайд 9.

  1. Назовите структуру игры как процесса: 
    роли, взятые на себя играющими;
    • игровые действия как средство реализации этих ролей;
    • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
    • реальные отношения между играющими;
    • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
  2. Назовите этапы становления с/р игры ?  (воспроизведение действий, становление ролевого поведения,сюжетосложение)
  3. Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом с друг другом.

- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

- С увлечением играют в путешествия.

  1. Чем определяется творческий характер игры …? (замыслом)
  2. Назовите принципы организации сюжетной игры (Михайленко, Короткова) ?
  • Воспитатель должен играть вместе с детьми
  • Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства и на каждом этапе развертывать игру так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новые способы ее построения
  • Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать ребенка, как на осуществления игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
  1. Как игра влияет на социализацию ребенка?

(опираясь на понятия социализации, ответьте на это вопрос)

Социализация –процесс усвоения ценностей, традиций, культуры общества.                                     (В разрезе сюжетно игры)

В процессе игры происходит общение со сверстниками, взрослым

Ребенок через роли демонстрирует поступки людей, подчиняется правилам, нормам поведения – начинает ориентироваться в отношениях между сверстниками.

В игре дети отображают все то, что видят и слышат, чаще это быт родителей, общение, впечатления из окружающей жизни (если некоторые поступки не соответствуют нормам и правилам, какова здесь роль воспитателя – в игре, возможно, показать на личном примере, через воображаемую роль).

Как раз в игре формируются понятия «Что такое хорошо, что такое плохо», формируются навыки общения, умение договариваться., уступать, подчиняться  и др.

Януш Корчак

        Януш Корчак – педагог, психолог, писатель

«Именно в игре есть возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» (найти себя)

Обобщенные понятия игры

Игра- первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются и развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Последнее определение говорит о «самости» - собирание своего Я

Игра – сфера самовыражения, самоопределения, самоткрытия…  

Можете оставить следы, записать одно из понятий

Таким образом, без теоретических знаний  воспитателю не обойтись, продолжаем осваивать теорию игры.  (записи в кейс-следах)

Литература, методические пособия для организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ (на слайде)

Практикум «Знатоки педагогического клуба»

Игра-задание «Черный ящик»

Итак, уважаемые знатоки клуба, в ящике находится предмет для игр детей.

Ваша задача – задать как можно больше вопросов, связанных с характеристиками предмета (качества, свойства, действия) при этом не называя предмет, до тех пор, пока вы не услышите не менее 4-5 ответов «Да», «Возможно», «Может быть» и когда возникнет образ, можете предположить какой предмет находится в ящике….    

Задание в компаниях «Игрокарта» (5 компаний)

Картирование

Задание в конвертах

  1. Прочитать задачи развития игры из программы
  2. Определить возраст детей (ранний возраст, младший, средний, старший, подготовительный)
  3. Выбрать тему игры или придумать свою в соответствие с возрастом детей.
  4. Оформить игрокарту (м.б. схема или текст со схемой)
  • обозначить мотивацию или способы вовлечения детей в игру, способ вхождения воспитателя в игру детей;
  •  создание игровой среды,
  • возможный сюжет и линии развития сюжета;
  • игровые действия детей и воспитателя;
  • варианты завершения, выхода или продолжения игры в соответствии с возрастом детей)

5. Презентовать игрокарту коллегам

Примеры игр:

  • «Накормим куклу Катю» (мишку, зайку) «Поедем на автобусе»,
  •  «Дочки-матери», «Семья»
  • «Больница», «Магазин»
  • «Пароход», «Летчики»
  • «Стройка», «Космос», «Супермаркет», «Принцесса на горошине», «Туристическое агентство», «Салон красоты» и др.

Педагогический портфель клуба знатоков

Обобщение по возрастам:

Ранний возраст

формирование у детей условного игрового действия, «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий

ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником

воспитатель, играя с ребенком, поясняет игровые действия (варю кашу, кормлю куклу, я-шофер)

Младший возраст Средний возраст

формирование ролевого поведения

 ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником, ролевое поведение— переходит от подражания до осознанного оперирования ролью

Воспитатель осуществляет подбор игровых ролей в совместной игре (берет роль, передает ребенку, втягивает в игру, вводит доп. роль; разворачивает ситуации разговора); используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму

Самостоятельная игра, с ролевым взаимодействием

К 5 годам - умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры

Старший и подготовительный возраст

овладение новым,  сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением

к 5 годам у детей сформированы способы построения сюжетной игры - условные действия с игрушками, ролевое поведение. Ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Совместная игра с детьми, с преобразованием сюжета, придумыванием, комбинированием сюжетов, фантазированием

Педагогический процесс

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее

Шацкий С.Т. педагог-новатор

Закончить словами….

«Игра,- писал Шацкий С.Т. , это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

Синквейн. Рефлексивное задание (оформление в кейс-следах)

Поздравление победителей конкурса «Лучший комплект маркеров игрового пространства»

1 место-группа № 8

2 место-группа № 5

3 место-группа № 3

Решение педсовета № 3

  1. Продолжать создавать условия для развития детей в игровой деятельности, руководствуясь требованиями к условиям ФГОС, методическими рекомендациями по созданию РППС

Срок: август 2017 г.

Ответственные: воспитатели, узкие специалисты

  1.    Планировать совместную и самостоятельную деятельность детей в соответствии с перспективными планами по сюжетно-ролевым играм.

Срок: с 1 марта 2017 г

  1. При организации сюжетно-ролевых игр ориентироваться на задачи программы: НФ Губановой «Игровая деятельность в детском саду»; методические пособия: Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетно-ролевой  игры в детском саду», Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели,

  1. Продолжать осваивать, использовать в работе с детьми методы и приемы, способствующие обогащению впечатлений, развитию игровых умений, формированию речевых и коммуникативных навыков.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

  1. Провести «День игры», организуя взаимопосещения педагогов групп

Срок: апрель 2017 г.

Педагогический клуб объявляется закрытым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме:«Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»в под...

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игрЦель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Тема самообразов...

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр

Cистематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствует улучшению социального статуса ребёнка....

Опыт работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

quot;Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"...

Презентация опыта работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

Презентация опыта работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"...