ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ
методическая разработка
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sistemy_korrektsionnoy_raboty_v_dou.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ
педагог-психолог Шевченко Е.В.,
воспитатель Ярковская В.А.,
воспитатель Железниченко Ю.И.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2, г.Белгорода
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности детского сада;
- содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- все специалисты детского сада осуществляют коррекционную работу.
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля);
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей);
- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации (как результат коррекционной работы).
Рассмотрим механизмы реализации содержания коррекционной работы.
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
(диагностический модуль)
Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.
Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.
Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:
Направления и содержание комплексного изучения дошкольника
Направление | Содержание работы | Специалисты |
Медицинское | Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации. | Медицинские работники |
Психолого-педагогическое | Обследование актуального уровня развития ребёнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения основной образовательной программы, причин возникновения данных трудностей. | Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед |
Социально-педагогическое | Изучение семейных условий воспитания ребёнка. |
Индивидуально ориентированная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ
(коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)
Задачи коррекционно-развивающего модуля:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении основной образовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы.
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:
- использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;
- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ:
- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
- аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум детского сада (ППк), который решает задачу взаимодействия специалистов.
Задачи оздоровительно-профилактического модуля: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико-педагогического сопровождения.
Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.
Задачи социально-педагогического модуля:
- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
- взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении основной образовательной программы.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной образовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке городской ППК, ребенку предоставляется место в специализированных группах детских садов города.
Организация системы коррекционной работы.
Критерии | Направленность групп | |
общеразвивающая | комбинированная | |
Категории детей с ОВЗ | Любая категория детей с ОВЗ, дети-инвалиды | - дети с общим недоразвитием речи |
Цель | Обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении основной образовательной программы | |
Задачи | Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. Преодоление затруднений в освоении основной образовательной программы | |
Содержание коррекционной работы | Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическим развитии. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Создание условий для освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы их интеграции в образовательной организации | |
Модули | Диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический | |
Формы организации | Индивидуальная. Подгрупповая. | |
Организационное обеспечение коррекцион- ной работы | ППк, диагностическая карта. Индивидуальный образовательный марш- рут. План оздоровительно-профилактических мероприятий План (система) работы с семьей. План повышения квалификации кадров. | |
Программное обеспечение | Примерная ООП ДО, программа коррекционной направленности для детей с ОВЗ | |
Результаты коррекционной работы | Освоение детьми с ОВЗ коррекционной программы. |
Специфика реализации основного содержания основной образовательной программы с детьми с ОВЗ
Дети с ОНР | |
Социально-коммуникативное развитие | -использование различных речевых ситуаций при формировании у де-тей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики; -называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении — помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику); - использование производимых ребёнком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов; - побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления раз-личных поделок, игрушек, сувениров и т. д. (называние материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о на-значении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине); - стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринуждённой обстановке на заданную тему (это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной де-ятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рас-сказа: повествования, описания, рассуждения) |
Познавательное развитие | - развитие фонематического анализа; - развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса; - развитие способности к символизации, обобщению и абстракции; - расширение объёма произвольной вербальной памяти; -формирование регуляторных процессов, мотивации общения |
Речевое развитие | -развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; -развитие произносительной стороны речи; -развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи; -подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения |
Художественно-эстетическое развитие | - углублённое развитие музыкально-ритмических движений, музыкального слуха и певческих навыков; - коррекция внимания детей; совершенствование реакции на различные музыкальные сигналы; - развитие умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.; - активизация и обогащение словаря приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными; - формирование графомоторных навыков; - развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги; - развитие зрительного восприятия; воспитание произвольного внимания и памяти; - тренировка движений пальцев рук и кистей (в ходе занятий и во время физкультминуток). |
Физическое развитие | - формирование полноценных двигательных навыков; - нормализация мышечного тонуса; исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия; - упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; - развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма |
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие детей в условиях детского сада.
Задачи:
Взаимодействие с детьми:
- Поддерживать и укреплять психологическое здоровье детей (обеспечение условий перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности);
- Проводить диагностическое обследование эмоционально-волевой и познавательной сферы (мониторинг развития);
- Реализовывать комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей;
- Оказывать психологическую поддержку детям в период адаптации к новой среде;
- Оказывать психологическое сопровождение детям подготовительной группы (подготовка к школе);
- Участвовать в разработке, апробации и внедрении психолого-педагогических и коррекционных программ.
Взаимодействие с родителями (законными представителями):
- Поддерживать образовательные инициативы родителей и вовлекать их в сферу дошкольного образования (проведение круглых столов, семинаров, лекций);
- Оказывать родителям (законным представителям) поддержку в период адаптации детей к новой среде;
- Осуществлять подборку психологической литературы для самообразования родителей.
- Оказывать дифференцированную психологическую помощь в семейном воспитании детей (через проведение индивидуальных и семейных консультаций);
- Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей; охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей (участие в родительских конференциях, собраниях, консультациях);
Взаимодействие с педагогами:
- Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах развития и образования детей; охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей (участвовать в проведении семинаров, лекций, круглых столов и консультаций);
- Оказывать психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания;
- Участвовать совместно с воспитателями в организации и проведении различных мероприятий.
- Оказывать консультативную и практическую помощь педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания детей;
- Осуществлять взаимодействие с воспитателями комбинированных групп по формированию банка коррекционно-развивающих игр и упражнений с учетом психологических особенностей дошкольников;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психолого-педагогические принципы организации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию предметных представлений»
Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала ...
«Система коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры слова» (из опыта работы логопеда Шустерман Марины Леонидовны)
эта разработка может помочь начинающему логопеду...
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи
Функции воспитателя и логопеда в логопедической группе ДОУ...
«Организация системы коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) »
Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с общим ...
Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями
Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...
Организация системы коррекционной работы в ДОУ
Методический материал...
Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (свидетельство №836, от 29.05.2020 г.) выдано Министерством образования Сахалинской области.Обобщение опыта (yuzhno-sakh.ru)...