ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ
методическая разработка

Шевченко Екатерина Владимировна

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sistemy_korrektsionnoy_raboty_v_dou.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ

педагог-психолог Шевченко Е.В.,

воспитатель Ярковская В.А.,

воспитатель Железниченко Ю.И.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2, г.Белгорода

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:

  • коррекционная работа включается во все направления деятельности детского сада;
  • содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • все специалисты детского сада осуществляют коррекционную работу.

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля);
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации (как результат коррекционной работы).

Рассмотрим механизмы реализации содержания коррекционной работы.

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

(диагностический модуль)

Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.

Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:

Направления и содержание комплексного изучения дошкольника

Направление

Содержание работы

Специалисты

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации.

Медицинские работники

Психолого-педагогическое

Обследование актуального уровня развития ребёнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения основной образовательной программы, причин возникновения данных трудностей.

Педагог-психолог,  воспитатель,

учитель-логопед

Социально-педагогическое

Изучение семейных условий воспитания ребёнка.

Индивидуально ориентированная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ

(коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)

Задачи коррекционно-развивающего модуля:

  • определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
  • разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении основной образовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
  • организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы.

Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

  • использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;
  • использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ:

  • даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
  • раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
  • содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
  • проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
  • аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум детского сада (ППк), который решает задачу взаимодействия специалистов.

Задачи оздоровительно-профилактического модуля: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико-педагогического сопровождения.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.

Задачи социально-педагогического модуля:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
  • взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении основной образовательной программы.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной образовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке городской ППК, ребенку предоставляется место в специализированных группах детских садов города.

Организация системы коррекционной работы.

Критерии

Направленность групп

общеразвивающая

комбинированная

Категории детей с ОВЗ

Любая категория детей с ОВЗ,

дети-инвалиды

- дети с общим недоразвитием речи

Цель

Обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)

психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание

помощи в освоении основной образовательной программы

Задачи

Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с

особыми образовательными потребностями ребенка.

Преодоление затруднений в освоении основной образовательной программы

Содержание коррекционной работы

Выявление особых образовательных потребностей детей с

ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или)

психическим развитии.

Осуществление индивидуально-ориентированной

психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с

учетом особенностей психофизического развития и

индивидуальных возможностей детей (в соответствии с

рекомендациями ПМПК).

Создание условий для освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы их интеграции в образовательной организации

Модули

Диагностический, коррекционно-развивающий,

оздоровительно-профилактический, социально-педагогический

Формы организации

Индивидуальная. Подгрупповая.

Организационное обеспечение коррекцион-

ной работы

ППк, диагностическая карта. Индивидуальный образовательный марш-

рут. План оздоровительно-профилактических мероприятий

План (система) работы с семьей. План повышения квалификации кадров.

Программное обеспечение

Примерная  ООП ДО, программа коррекционной направленности  

для детей с ОВЗ

Результаты коррекционной работы

Освоение детьми с ОВЗ коррекционной программы.

Специфика реализации основного содержания основной образовательной программы с детьми с ОВЗ

Дети с ОНР

Социально-коммуникативное развитие

-использование различных речевых ситуаций при формировании у де-тей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики;

-называние необходимых предметов, использование предикативной

лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов

детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении — помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику);

- использование производимых ребёнком действий для употребления

соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов;

- побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления раз-личных поделок, игрушек, сувениров и т. д. (называние материала, из

которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о на-значении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети

учатся различать предметы по форме, цвету, величине);

- стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринуждённой обстановке на заданную тему (это позволяет

учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной де-ятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рас-сказа: повествования, описания, рассуждения)

Познавательное развитие

- развитие фонематического анализа;

- развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса;

- развитие способности к символизации, обобщению и абстракции;

 - расширение объёма произвольной вербальной памяти;

-формирование регуляторных процессов, мотивации общения

Речевое развитие

-развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

-развитие произносительной стороны речи;

-развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

-подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Художественно-эстетическое

 развитие

- углублённое развитие музыкально-ритмических движений, музыкального слуха и певческих навыков;

- коррекция внимания детей;

 совершенствование реакции на различные музыкальные сигналы;

- развитие умения воспроизводить заданный ряд последовательных

действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.;

- активизация и обогащение словаря приставочными глаголами,

предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными;

- формирование графомоторных навыков;

- развитие пространственных ориентировок, прежде всего

ориентировки на листе бумаги;

- развитие зрительного восприятия;

воспитание произвольного внимания и памяти;

- тренировка движений пальцев рук и кистей (в ходе занятий и

во время физкультминуток).

Физическое

 развитие

- формирование полноценных двигательных навыков;

- нормализация мышечного тонуса;

 исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия;

- упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

- развитие тонкой двигательной координации, необходимой для

полноценного становления навыков письма

        Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие детей в условиях детского сада.

        Задачи:

Взаимодействие с детьми:

  • Поддерживать и укреплять психологическое здоровье детей (обеспечение условий перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности);
  • Проводить диагностическое обследование эмоционально-волевой и познавательной сферы (мониторинг развития);
  • Реализовывать комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей;
  • Оказывать психологическую поддержку детям в период адаптации к новой среде;
  • Оказывать психологическое сопровождение детям подготовительной группы (подготовка к школе);
  • Участвовать в разработке, апробации и внедрении психолого-педагогических и коррекционных программ.

Взаимодействие с родителями (законными представителями):

  • Поддерживать образовательные инициативы родителей и вовлекать их в сферу дошкольного образования (проведение круглых столов, семинаров, лекций);
  • Оказывать родителям (законным представителям) поддержку в период адаптации детей к новой среде;
  • Осуществлять подборку психологической литературы для самообразования родителей.  
  • Оказывать дифференцированную психологическую помощь в семейном воспитании детей (через проведение индивидуальных и семейных консультаций);
  • Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей; охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей (участие в родительских конференциях, собраниях, консультациях);

Взаимодействие с педагогами:

  • Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах развития и образования детей; охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей (участвовать в проведении семинаров, лекций, круглых столов и консультаций);
  • Оказывать психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания;
  • Участвовать совместно с воспитателями в организации и проведении различных мероприятий.
  • Оказывать консультативную и практическую помощь педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания детей;
  • Осуществлять взаимодействие с воспитателями комбинированных групп по формированию банка коррекционно-развивающих игр и упражнений с учетом психологических особенностей дошкольников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психолого-педагогические принципы организации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию предметных представлений»

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала ...

«Организация системы коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) »

Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В специализированных дошкольных  учреждениях, комплектующих группы детей с общим ...

Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями

Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...