Экологическое воспитание дошкольников
презентация к уроку (подготовительная группа)

Значение экологического воспитания дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Гамаюнова Д.А., заместитель заведующего

 Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня мы поговорим с вами о проблеме экологического воспитания дошкольников. Но для начала я вам напомню понятие «воспитание» и целевые ориентиры ФГОС ДО, относящиеся к экологическому воспитанию.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, относящиеся к экологическому воспитанию:

 - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическая проблема - одна из самых острых проблем, которая также актуальна и для нашего региона. Согласно мониторингу федеральной службы гидрометеорологии состояния и загрязнения окружающей среды в Ростовской области за 2020 год качество атмосферного воздуха в городах Ростовской области  является неудовлетворительным. Увеличились среднегодовые показатели концентрации тяжелых металлов в атмосфере на 3,2%. Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными загрязняющими веществами в водных объектах являлись органические вещества и соединения металлов (железо, медь, марганец), уменьшилась толщина озонового слоя на 4,6 %. Анализ данных, полученных в результате регулярных наблюдений за загрязнением окружающей среды Ростовской области в 2020 г. свидетельствует, что на ряде территорий по-прежнему сохраняются повышенные уровни загрязнения, обусловленные поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления.

Техногенные факторы негативно влияют на здоровье человека, оказывают общетоксическое действие, ухудшают качество генетического аппарата, влияют на репродуктивную и иммунную систему.

Детский сад расположен  в очень экологически неблагоприятном районе: недалеко находится оживленная трасса, завод Вторчермет, высоковольтные линии электропередач и железная дорога. По  статистике дети нашего микрорайона имеют сниженный иммунитет, чаще подвержены вирусным и бактериальным заболеваниям. В связи с выше перечисленным проблема экологического воспитания дошкольников является приоритетной для наших педагогов. Наше дошкольное учреждение уже много лет ведет работу в этом направлении.

В 2007 году в детском саду был организован первый эко-отряд «Эколята», состоящий из детей подготовительной группы. Ежегодно на протяжении уже 14 лет в сентябре проходит традиционное мероприятие «Посвящение  в «Эколята»». Эко-отряд регулярно проводит агитацию среди воспитанников и их родителей, участвует в экологических конкурсах, акциях, субботниках.

В дошкольном возрасте у детей формируются первичные представления об окружающей природе, о представителях флоры и фауны, о водных, воздушных и земельных ресурсах. Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

В работе с воспитанниками педагоги используют следующие формы работы по экологическому воспитанию и образованию:

• НОД

• Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации)

• Художественная деятельность (аппликации, рисование, составление гербариев)

• Музыкальная деятельность (музыкальные игры, потешки, разучивание песен)

• Проведение экологических праздников (посвящение в Эколята, день Земли, день птиц)

• Организация исследовательской деятельности

• Календари природы

• Наблюдения на прогулках

• Работа на метеостанции

• Участие в экологических акциях

• Работа с родителями (проведение консультаций, мастер-классов, участие в конкурсах, помощь в организации выставок)

 • Проектная деятельность

С сентября 2020г наше учреждение является муниципальной инновационной площадкой по теме «Экодизайн как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях будущего»

Цель:

- Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о профессиях будущего и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

Задачи:

 -Повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях будущего («Дизайнер здоровой одежды»,  «Парковый эколог»)

-Реконструировать развивающую предметно-пространственную  среду, способствующую  формированию у дошкольников представлений о профессиях  будущего («Дизайнер здоровой одежды»,  «Парковый эколог»)

-Повысить компетентность родителей в вопросе представлений о профессиях будущего « Дизайнер здоровой одежды»,  «Парковый эколог».

В рамках инновационной деятельности под научным руководством кандидата педагогических наук ЮФУ мы разработали и апробировали педагогические проекты «Ознакомление  с экологическими профессиями будущего: парковый эколог» и «Ознакомление  с экологическими профессиями будущего: дизайнер здоровой одежды». Данные проекты будут являться частью программы экологического воспитания нашего дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...