КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В ПРАКТИКАХ МОНИТОРИНГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Сабанина Виктория Владимировна

В статье представлен анализ различных практик мониторинга в разрезе критериев оценки качества дошкольного образования, его нормативно-правового регулирования, заказчиков, субъектов и объектов. Сравнительный анализ рассмотренных практик мониторинга позволяют определить общие и специфические критерии оценки качества дошкольного образования, применяемые в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В ПРАКТИКАХ МОНИТОРИНГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Сабанина

Научный руководитель: А.С. Пронин

Аннотация

В статье представлен анализ различных практик мониторинга в разрезе критериев оценки качества дошкольного образования, его нормативно-правового регулирования, заказчиков, субъектов и объектов. Сравнительный анализ рассмотренных практик мониторинга позволяют определить общие и специфические критерии оценки качества дошкольного образования, применяемые в России.

        

Ключевые слова

Мониторинг, критерии оценки, оценка качества, дошкольное образование.

Monitoring, quality assessment, preschool education, assessment criteria.

Мониторинг дошкольного образования является важнейшим инструментом повышения эффективности управления качеством образования в Российской Федерации. Проблеме оценки качества дошкольного образования посвящено немало научных работ таких исследователей как Юдина Е.Г., Шиян И.Б., Шиян О.А., Шмис Т.Г.

В настоящее время в России применяются различные практики мониторинга: регламентированные нормативно-правовыми актами, разработанные в ходе исследовательской деятельности и апробированные международные инструменты, используемые для сравнительных межстрановых исследований.

В рамках каждой практики формируются свои критерии оценки качества дошкольного образования. Под критериями будем понимать общие направления оценки, каждое из которых впоследствии трансформируется в значения конкретных показателей. Показатели, в свою очередь, отражают достижения установленных требований или правила определения степени достижения установленных требований [4].

С одной стороны, разнообразие применяемых критериев позволяет оценить различные аспекты качества дошкольного образования, но с другой стороны, отсутствие единого перечня критериев не позволяет получить реальные сведения о качестве образования и утверждать об обеспечении требований ФГОС дошкольного образования во всех регионах на едином уровне. Многообразие критериев приводит к невозможности отслеживать динамику процессов в разных городах и регионах России.

В этой связи, важно определить какие критерии являются общими (используемые в трех и более методиках), а какие специфическими (используемые только в одной методике). Доминирование общих критериев в контексте различных практик мониторинга сделает возможным оценку динамики качества дошкольного образования.

В результате изучения нормативно-правовых актов, исследовательских работ были определены наиболее распространенные практики оценки качества дошкольного образования. Критерии оценки данных практик стали предметом нашего исследования.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. №114 определены общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, а именно: открытость и доступность информации об организации осуществляющей образовательную деятельность, комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доступность образовательной деятельности для инвалидов,  доброжелательность, вежливость работников организации, удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности организаций [1].

Также Министерство просвещения Российской Федерации стало инициатором запуска исследовательского проекта «Инструментарий оценки качества дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет». Инструментарий разработан Федеральным институтом развития образования РАНХиГС. В качестве критериев выделяют интегральные показатели и уровни проявления инициативы дошкольника в ходе образовательной деятельности: творческая инициатива, инициатива детей как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная инициатива, двигательная инициатива [3].

Методика исследования качества дошкольного образования (МИКДО), разработанная Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) по заданию Министерства образования и науки включает в себя 16 показателей по трем направлениям (табл. 1) [5]

Таблица 1. Критерии оценки практики МИКДО

Направления оценки

Критерии оценки

1

Психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей

  1. посещаемость детьми детского сада
  1. заболеваемость
  1. санитарно-гигиеническое состояние детского сада
  1. оздоровление и медицинские услуги
  1. психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду
  1. доступность для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
  1. обеспечение безопасности (пожарная безопасность, безопасность жизни и здоровья)
  1. наличие оборудованных помещений и уличных площадок
  1. обеспеченность компьютерами и электронными средствами

2

Кадровые условия

  1. образовательный уровень педагогов
  1. квалификационные категории педагогов
  1. повышение квалификации педагогов
  1. признанные успехи педагогов данного детского сада, подтвержденные наградами, поощрениями и т. п.
  1. привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта

3

Дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад

  1. дополнительные образовательные услуги
  1. дополнительные не образовательные услуги

Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО), разработанный Национальным институтом качества образования (НИКО) по инициативе  Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки предлагает осуществлять оценка качества по показателям, характеризующим 12 критериев (областей качества): 1) образовательные ориентиры; 2) образовательная программа; 3) квалификация педагогов; 4) содержание образовательной деятельности; 5) организация образовательного процесса; 6) образовательные условия; 7) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; 8) взаимодействие с родителями; 9) создание безопасных условий для обучающихся и сотрудников ДОО; 10) организация питания обучающихся и работников ДОО; 11) охрана и укрепление здоровья обучающегося и сотрудников ДОО; 12) управление и развитие организации [6].

Широкую популярность в России приобрел международный инструментарий «Шкалы комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R» [9]. Апробацией данного инструментария занимается Московский городской педагогический университет. Исследования доказывают, что инструменты шкал ECERS адекватны системе дошкольного образования России, позволяют получить развернутую картину качества в отдельных организациях и в целом в системе дошкольного образования [7,10].  В течение трёх лет (2016-2018 г.г) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опираясь на инструментарий ECERS-R проводила мониторинг качества дошкольного образования [8]. Существенным ограничением для повсеместного использования инструментария является его ресурсоемкость: кадровая, финансовая, временная, организационная [11]. Данная практика предполагает оценку качества дошкольного по 43 показателям, сгруппированным по восьми критериям (направлениям): 1) предметно-пространственная среда, 2) присмотр и уход за детьми, 3) речь и мышление, 4) виды детской активности, 5) взаимодействие, 6) структурирование программы 7) родители, 8) персонал.

Еще одной зарубежной практикой является методика оценки взаимодействия педагогов с детьми в группе детского сада CLASS (система оценки успеваемости в классе) [2]. Данная методика включает 10 критериев, разделенных на три направления (области) (табл. 2). Имеет те же ограничения, что и инструментарий ECERS-R [11].

Таблица 2. Критерии оценки методики CLASS

Направления оценки

Критерии оценки

1

Эмоциональная поддержка

  1. 1) положительный климат
  1. отрицательный климат
  1. отзывчивость педагога
  1. внимание к мнению учащихся

2

Организация работы в группе

  1. управление поведением
  1. продуктивность
  1. формы обучения

3

Поддержка с помощью инструкций (теоретическое обоснование)

  1. развитие концептуального мышления
  1. качество обратной связи
  1. языковое моделирование

Проведенный анализ исследуемых практик мониторинга позволяет выделить общие и специфические критерии оценки качества дошкольного образования, используемые в различных практиках мониторинга в нашей стране (табл. 3, табл.4).

Таблица 3. Общие критерии оценки качества дошкольного образования

Общие критерии

Содержание в практиках

1

Предметно-пространственная среда

МИКДО, ECERS-R, МКДО

2

Структурирование образовательной программы учреждения

МИКДО, ECERS-R, МКДО

3

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

МИКДО, ECERS-R, МКДО, CLASS

4

Осуществление присмотра и повседневного ухода за детьми

МИКДО, ECERS-R, МКДО

5

Разнообразие инструментов для развития речи и мышление

CLASS, ECERS-R, МКДО

6

Квалификация педагогов (кадровые условия)

МИКДО, ECERS-R, МКДО, CLASS

7

Материально-техническое и информационное обеспечение

МИКДО, МКДО

8

Охрана и укрепление здоровья обучающегося и сотрудников ДОО

МИКДО, МКДО

9

Обеспечение безопасности детей

МИКДО, ECERS-R, МКДО, Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

10

Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

МИКДО, ECERS-R, МКДО, Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

11

Взаимодействие взрослых с детьми и детей друг с другом

МКДО, ECERS-R, CLASS

12

Взаимодействие с родителями

ECERS-R, МКДО, Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

13

Организация питания детей и сотрудников

МИКДО, МКДО

Таблица 4. Специфические критерии оценки качества дошкольного образования

Специфические критерии

Практика

1

Проявление инициативы детей в ходе образовательной деятельности (творческая, двигательная, познавательная, инициатива детей как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная)

Инструментарий оценки качества дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет

2

Доброжелательность, вежливость работников организации

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

3

Открытость и доступность информации об образовательной организации

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

4

Доброжелательность и вежливость работников организации

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

5

Удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114

6

Признанные успехи педагогов данного детского сада, подтвержденные наградами, поощрениями и т. п.

МИКДО

7

Оценка уровня заработной платы педагогических работников

МИКДО

8

Привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта

МИКДО

9

Оздоровление и медицинские услуги

МИКДО

10

Условия для удовлетворения личных потребностей персонала

ECERS-R

11

Взаимодействие и сотрудничество персонала

ECERS-R

12

Дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад

МИКДО

13

Программа развития ДОО

МКДО

14

Финансово-экономическая деятельность ДОО

МКДО

Выявленные общие критерии оценки качества дошкольного образования (табл. 3) позволяют говорить о том, что все рассмотренные практики в качестве необходимых условий, отражающих обеспечение качества образования в дошкольной организации, выделяют следующие: психолого-педагогические условия, безопасность, предметно-пространственная среда, условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействие организации с родителями.

Выделенные специфические критерии (табл. 4) имеют важные смысловые различия, как от общих критериев, так и между собой. Например, критерии, закрепленные в Приказе Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №114 носят по большей части формальных характер, поскольку по ним невозможно реально оценить степень реализации стандарта в учреждении. При этом данные критерии отражают важные аспекты внешней оценки учреждения в контексте качества образования. 

Почти половина специфических критериев (табл. 4) посвящена педагогу. В общих критериях педагогу также отведена немалая роль. Однако общие критерии предполагают оценку уже имеющихся у педагога профессиональных и личностных результатов, а специфические – оценивают условия, созданные в учреждении для развития и профессионального роста педагога.

Иную смысловую нагрузку имеют критерии, предложенные инструментарием оценки качества дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет. Здесь проявление естественных инициатив ребенка является объективными характеристиками качества образования. Другими словами, если учреждение, педагог работает в идеологии ФГОС дошкольного образования, то это отразится в деятельности (инициативе) ребенка. Отсутствие таковой, за редким исключением, можно оценивать как пробелы в обеспечении качества образования.

Каждая из предложенных практик в разрезе специфических критериев (табл. 4), позволяет получить наиболее полную картину о качестве предоставляемого образования. Использование одной практики без учета остальных может привести к фрагментарности в понимании реального положения дел в дошкольном учреждении, а значит к невозможности эффективного управления качеством образования.

Таким образом, проведенный анализ практик мониторинга качества дошкольного образования в России подтверждает наличие существенных различий в выборе направлений и критерий оценки качества дошкольного образования. В качестве продолжения данного исследования можно рассмотреть возможности уточнения мнения экспертов в области оценки качества дошкольного образования о том, какие критерии считать обязательными при оценки качества, а какие – вариативными.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. № 114 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам”

2. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Симонян М.С. Изучение образовательной среды с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы // СДО. 2018. №4. С. 40-48

3. Инструментарий оценки качества дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   http://firo-nir.ru/ (дата обращения:20.03.2020)

4. Критерии мониторинга качества дошкольного образования: проект партии «Единая Россия» «Детские сады – детям». — Текст : электронный // Единая Россия : [официальный сайт]. — 2019. — URL: http://erdetsad.ru/poleznaya-informatsiya/kriterii-monitoringa-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 29.03.2020)

5. Методика исследования качества дошкольного образования / Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. — Москва, 2017. — 21 с. — Текст : электронный. — URL: http://www.uraledu.ru/files/metod_dou_2017.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

6. Мониторинг  качества дошкольного образования Российской Федерации [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   https://do2019.niko.institute/(дата обращения:20.03.2020)

7. Реморенко И.М., Шиян И.Б., Шиян О.А., Шмис Т.Г., Леван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» // СДО. 2017. №2. С. 16 – 31.

8. Сводный отчет о результатах исследования качества дошкольного образования в 2016, 2017, 2018 годах [Электронный ресурс]  – Режим доступа: https://fioco.ru/results_niko (дата обращения:20.03.2020)

9. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание/ Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. - М. : Издательство <<Национальное образование,>, 2017. - 136 с. -(Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).

10. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // СДО. 2015. №7. С. 54 – 56

11.  Юдина Е.Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики  [Электронный ресурс]  – Режим доступа: https://socionet.ru/~cyrcitec/rnp-pdf/ppaper/mak18.pdf (дата обращения:15.03.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества работы педагогов

Данные критерии , разработанные в учреждении могут быть использованы как методический материал...

Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации

Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации...

критерии оценки качества педагогов

в публикации представлен инструментарий действий оценки деятельности педагогов...

презентация "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования"

В помощь к публичному выступлению "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?"...

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...

Критерии оценки качества образования в ДОУ

Данный материал поможет в проведении процедуры ВСОКО...