Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».
методическая разработка по теме

Борисюк Виктория Вячеславовна

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

В Законе РФ «Об образовании» обозначено, что система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к ее качеству в ДОО.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОО стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. 

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

В Законе РФ «Об образовании» обозначено, что система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к ее качеству в ДОО.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОО стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. 

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Итак,  что же мы понимаем под словами «качество образования»?

Качество образования - ряд свойств и характеристик, которые определяют соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.  Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

  • обучение без утомления;
  • сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
  • успешность обучения;
  • поддержание желания учиться.

Для воспитателей – это  положительная оценка их успешности руководителями ДОО и родителями:

  • успешное выполнение ими всех учебных программ;
  • оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
  • поддержание интереса детей к учебному процессу;
  • успешное развитие детей в процессе их обучения;
  • сохранение психического и физического здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
  • обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден:  качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организация воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

 А от того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог,  отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

   В этой связи особое значение приобретают следующие  профессиональные качества педагога ДОО:

  • видение современных задач дошкольного образования;
  • наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
  • способность к самообразованию.

Вследствие возникает другой вопрос - как оценить  «качество» деятельности педагога ДОО, каковы критерии оценки этой деятельности?

Качество профессиональной деятельности педагога — это степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога, установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Каждая образовательная организация выбирает свои критерии оценки качества деятельности педагога, по их мнению, самые актуальные и подходящие для уровня их образовательной организации.

 Для примера приведу основные критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, которые лежат в основе как нашей, так и других образовательных организаций, по которым определяется уровень  профессиональной деятельности педагога:

1. Результативность деятельности педагога, выраженная в достижениях детей.

1.1.    Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

1.2. Отсутствие (или снижение количества) пропускаемых воспитанниками дней (низкий уровень заболеваемости), фактическая посещаемость детей ДО.

1.3.     Развитие творческих способностей воспитанников (качественная подготовка к утренникам, конкурсам, выставкам, посещение детьми различных творческих объединений).

2. Компетенция самоорганизации и самообразования.

2.1. Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДО.

2.2. Обобщение и транслирование своего опыта педагогической  работы.

2.3. Публикации в научных, профессиональных образовательных изданиях и т.п.

2.4.   Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

3.  Инновационная деятельность педагога.

3.1.  Разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов. Авторских программ,  технологий, методик направленных на развитие ДОУ, повышение его авторитета, имиджа.

3.2.   Освоение и внедрение комплексных и парциальных программ нового поколения.

3.3.     Эффективная и безопасная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах.

4. Формирование социальных  компетенций.

4.1.  Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Эти критерии так же нашли отражение в аттестации педагогических работников, которая является одним из показателей качества деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОО. Очень точно об этом сказал  Джон Дьюи (американский философ и педагог):          

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».          

Повышение качества дошкольного образования и качества  деятельности педагога на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется, как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

  • Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  • Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  • Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами. 

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом

 Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

 Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема  будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:

  • разработаны единые показатели и критерии оценки;
  • определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.

 А на данный момент  главными и основными критериями качественной  деятельности педагога дошкольного образования  являются следующие критерии:

  • Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.
  • Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.
  • Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

Слайд 2

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»… Джозеф Редьярд Киплинг

Слайд 3

Качество образования Для родителей Для детей Обучение в интересной для них игровой форме О бучение без утомления С охранение здоровья детей как психического, так и физического У спешность обучения Мотивация к получению знаний

Слайд 4

успешное выполнение всех учебных программ; оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей в процессе их обучения; сохранение психического и физического здоровья детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя; обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием. Для педагога

Слайд 5

П рофессиональные качества педагога ДОО : видение современных задач дошкольного образования; наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность; способность к самообразованию.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

презентация "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования"

В помощь к публичному выступлению "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?"...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...

Основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации....

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...